Дело № 2-2120/2024
64RS0046-01-2024-002369-43
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2024 года город Саратов
Ленинский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Токаревой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Ализаде А.Ф.,
с участие помощника прокурора Сафронова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Саратова, действующего в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому товариществу «Буревестник-170» о признании бездействия, выразившееся в отсутствии договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязании заключить договор на обращение с твердыми коммунальными отходами,
установил:
заместитель прокурора Ленинского района города Саратова, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к садоводческому товариществу (далее СТ) «Буревестник-170», в котором просит признать незаконным бездействие со стороны СТ «Буревестник-170» выразившееся в отсутствии договора с региональным оператором по обращению твердыми коммунальными отходами, за период с 2013 г. по настоящее время, обязать СТ «Буревестник-170» заключить договор на обращение с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором Саратовской области АО «Ситиматик».
В обоснование иска истцом указано, что прокуратурой Ленинского района г. Саратова по результатам проведенного анализа соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования в деятельности.
На территории Саратовской области региональный оператор представлен АO «Ситиматик», действующий на основании концессионного соглашения, заключенного в январе 2013 г. с Правительством Саратовской области сроком на 25 лет.
В соответствии с п. 8(1) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении вменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. №641, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся, в том числе, с лицами, владеющими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. №641» установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В соответствии со ст. 22 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Однако в нарушение вышеприведенных требований действующего законодательства, договор с региональным оператором Саратовской области по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно АО «Ситиматик», у СТ «Буревестник-170» отсутствует.
Выявленные нарушения наносят вред окружающей среде, нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ (Об охране окружающей среды».
Поскольку нарушены права неопределенного круга лиц, заместитель прокурора обратился в суд с указанным иском.
Помощник прокурора Сафронов С.А. в судебном заседании доводы иска поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика СТ «Буревестник-170» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, причина неявки не известна.
При указанных обстоятельствах, суд счел возможным перейти к рассмотрению дела по существу в отсутствие в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
Суд, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд |: заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено судом, прокуратурой Ленинского района г. Саратова по результатам проведенного анализа соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования в деятельности.
В силу п. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 1, 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, национального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, внедрять малоотходные технологии на основе новейших тучно- технических достижений.
Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории |субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности, региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
На территории Саратовской области региональный оператор представлен АO «Ситиматик», действующий на основании концессионного соглашения, заключенного в январе 2013 г. с Правительством Саратовской области сроком на 25 лет.
В соответствии с п. 8(1) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении вменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. №641, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся, в том числе, с лицами, владеющими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. №641» установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В соответствии со ст. 22 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Однако в нарушение вышеприведенных требований действующего законодательства, договор с региональным оператором Саратовской области по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно АО «Ситиматик», у СТ «Буревестник-170» отсутствует.
Выявленные нарушения наносят вред окружающей среде, нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ (Об охране окружающей среды».
Ответчик в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил.
Кроме того, ст. 204 ГПК РФ предусматривает, что в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Таким образом, в соответствии с данной статьей суд вправе установить срок исполнения решения.
Исходя из положений п. 1 ст. 103 ГПК РФ следует, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканная сумма государственной пошлины зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с СТ «Буревестник-170» в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск заместителя прокурора Ленинского района г. Саратова, действующего в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому товариществу «Буревестник-170» о признании бездействия, выразившееся в отсутствии договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязании заключить договор на обращение с твердыми коммунальными отходами, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие со стороны садоводческого товарищества «Буревестник-170» выразившееся в отсутствии договора с региональным оператором по обращению твердыми коммунальными отходами, за период с 2013 г. по настоящее время.
Обязать садоводческое товарищество «Буревестник-170» заключить договор на обращение с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором Саратовской области АО «Ситиматик».
Взыскать с садоводческого товарищества «Буревестник-170» государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 17.05.2024 г.
Судья: