КОПИЯ
УИД 77RS0002-02-2024-000813-72 Дело № 2-160/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Новодугино Смоленская область 02 июля 2024года
Сычёвский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Васильковой В.В.,
при секретаре Егоровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения на железнодорожном переезде,
установил:
Смоленский транспортный прокурор ФИО2 обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения на железнодорожном переезде. В обоснование требований указав, что переезды являются объектами повышенной опасности. Обязанности по содержанию железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе железнодорожных переездов, за счет собственных средств возложены на владельца инфраструктуры – ОАО «РЖД». В Смоленскую транспортную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение жительницы <адрес> ФИО6, в котором она сообщила о нарушениях, допускаемых ОАО «РЖД» при содержании железнодорожного переезда 210 км пикет 1 станции Новодугинская Московской железной дороги, расположенного на <адрес>. По результатам проверки, проведенной с привлечением специалистов отделения Госавтоинспекции МО МВД России «Гагаринский», установлено отклонение по вертикали верха головки рельса железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части железнодорожного переезда 210 км пикет 1 станции Новодугинская, составляет 7 см, 3 см и 7 см, при допустимом отклонении не более 1 см. В связи с вышеуказанными нарушениями закона Смоленским транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Вяземской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (далее – ПЧ-43) ФИО3 внесено представление об их устранении. Акт прокурорского реагирования рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ, нарушения в установленный законом срок не устранены. Железнодорожный переезд является собственностью ОАО «РЖД», находится на балансе Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» и техническом содержании ПЧ-43, открыт для движения автотранспорта по нему, а железнодорожный перегон, на котором он расположен, является действующим и открыт для сообщения поездов. Выявленные нарушения являются существенными, поскольку ставит под угрозу жизнь, здоровье граждан, увеличивает риск травмирования граждан на железнодорожном транспорте и транспортных происшествий, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц. В связи с чем, просит обязать ОАО «РЖД» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить имеющиеся отклонения по вертикали верха головки рельса железнодорожных путей относительно поверхности покрытия проезжей части участка автомобильной дороги в границах железнодорожного переезда 210 км пикет 1 станции Новодугинская Московской железной дороги, расположенного на <адрес>.
В судебном заседании старший помощник Смоленского транспортного прокурора ФИО4 исковые требования поддержал полностью, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он совместно с инженером Вяземской дистанции пути ОАО «РЖД» и инспектором ДПС выезжали на место, где в ходе осмотра было установлено, что ремонтные работы не проведены, переезд не приведен в соответствующее нормам и требованиям состояние, что подтверждается актом обследования. Также с учетом объема необходимых работ считает возможным увеличить срок исполнения требований с 1-го месяца до 3-х месяцев.
Представитель ответчика - ОАО «РЖД» ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что нарушения на переезде не оспаривает, как и акт обследования, однако в случае удовлетворения исковых требований считает необходимым установить срок исполнения нарушений не менее 1-го года.
Представитель третьего лица - Администрации Тесовского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, решение оставляют на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Управления ГИБДД УМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлены надлежаще, возражений по существу исковых требований не представили.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, является состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Переезды являются объектами повышенной опасности, требующими от участников дорожного движения и работников железных дорог выполнения Правил дорожного движения Российской Федерации, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Правил пользования автомобильными дорогами Российской Федерации, государственных норм и стандартов, принятых в данной сфере.
Право граждан на безопасное пересечение железнодорожных путей также закреплено в положениях пункта 3 статьи 1, статей 2, 20, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы железнодорожных путей обязаны содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии 10 метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, а также обязаны принимать меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта.
Согласно ч.1 и ч.2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, при этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 1 статьи 15, пункта 4 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических норм.
Обязанности по содержанию железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе железнодорожных переездов, за счет собственных средств с учетом требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 10, статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» возложены на владельца инфраструктуры – ОАО «Российские железные дороги».
Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» условия эксплуатации железнодорожных переездов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним, регулируются «Условиями эксплуатации железнодорожных переездов», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которые обязательны для всех организаций железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства независимо от их принадлежности, а также для работников этих организаций (пункт 1 Условий).
Так, пунктом 71 Условий предусмотрено, что владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцы железнодорожных путей необщего пользования, наряду с иными обязанностями, должны содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда в соответствии с требованиями Условий и технических регламентов, в сфере дорожного хозяйства.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ФИО8 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ФИО8 50597-2017, стандарт), которым определены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее – дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее – улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиями.
В силу пункта 4.1 раздела 4 ФИО8 50597-2017 выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают, в том числе организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей.
Пунктом 5.2.4 ФИО8 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В соответствии с положениями таблицы 5.3 пункта 5.2 ФИО8 50597-2017 для всех категорий дорог и групп улиц возвышение междурельсового настила над верхом рельсов на железнодорожных переездах не может превышать 1 см (10 мм).
Согласно п. 3.6.4 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №р, на железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 30 мм, а при величине возвышения более 50 мм движение поездов ограничивается до 40 км/ч.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Смоленскую транспортную прокуратуру обратилась ФИО6, которая просила провести проверку состояния железнодорожного переезда 210 км в <адрес>, поскольку имеется колея, что создает трудности при переезде.
По данному обращению Смоленской транспортной прокуратурой была проведена проверка, по результатам которой установлено нарушение в виде отклонения по вертикали верха головки рельса железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части железнодорожного переезда 210 км пикет 1 станции Новодугинская, составляет 7 см, 3 см и 7 см, при допустимом отклонении не более 1 см. Выявленные нарушения согласно таблице А.1 приложения А к ФИО8 50597-2017 подлежат устранению в течении 2 суток с момента выявления.
В проведении проверки с целью обследования указанного участка переезда также принимали участие сотрудники ГАИ МО МВД РФ «Гагаринский» с применением технических средств, что отражено в фототаблице железнодорожного переезда (л.д.35-45).
С целью устранения выявленных нарушений Смоленским транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Вяземской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «Российские железные дороги» ФИО3 внесено представление об их устранении (л.д.46-48).
Согласно протоколу оперативного совещания проведенного начальником Вяземской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «Российские железные дороги» представление прокурора было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из письма ПЧ-45 от ДД.ММ.ГГГГ № допущенные при содержании автомобильной дороги в границах железнодорожного переезда 210 км пикет 1 станции Новодугинская нарушения до настоящего времени не устранены (л.д.53).
Железнодорожный переезд является собственностью ОАО «РЖД», находится на балансе Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» и техническом содержании ПЧ-43, открыт для движения автотранспорта по нему, а железнодорожный перегон, на котором он расположен, является действующим и открыт для сообщения поездов.
Ответчиком должных мер к надлежащему содержанию дороги в границах железнодорожного переезда в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил не принимается. Выявленные нарушения являются существенными, поскольку ненадлежащее содержание железнодорожного переезда, невыполнение вышеуказанных норм закона ставит под угрозу жизнь, здоровье граждан, увеличивает риск травмирования граждан на железнодорожном транспорте и транспортных происшествий, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц.
Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведено дополнительное обследование переезда, расположенного на 210км. ПК 1 станции Новодугинская в районе <адрес> следует, что ранее установленные нарушения технического состояния переезда не устранены.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства истца, на которые он ссылается, как на основания своих требований.
Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора, возражений ответчика, времени, необходимого для производства ремонтных работ на железнодорожном переезде, определения источника финансирования, утверждения расходов, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ возлагает на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Учитывая, что от уплаты государственной пошлины прокурор освобожден на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, судебные расходы в виде госпошлины подлежат взысканию с ответчика в размере 300 руб., в соответствии с абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Смоленского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц – удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 3(трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить имеющиеся отклонения по вертикали верха головки рельса железнодорожных путей относительно поверхности покрытия проезжей части участка автомобильной дороги в границах железнодорожного переезда 210 км пикет 1 станции Новодугинская Московской железной дороги, расположенного на <адрес>.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета 300 (триста) рублей 00коп.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Сычёвский районный суд Смоленской области.
Судья подпись
Копия верна.
Судья В.В. Василькова