ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Куйтун 18 июля 2023 г.
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Красногорской Т.П., при секретаре Пилипейко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-345/2023 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области к Волкову Р. В. о возмещении затрат на тушение лесного пожара,
установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в суд с исковым заявлением к Волкову Р.В. о возмещении затрат на тушение лесного пожара. В обоснование указано, что согласно постановлению о назначении административного наказания № № от 17.05.2023, Волков Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству установлено, что Волков Р.В., находясь в квартале 24 ТУ № 6 Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества Куйтунского района Иркутской области, произвел разведение костра под кронами деревьев, чем нарушил пп, «А» п. 8 гл. 2 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614. Постановлением о назначении административного наказания № 020-38-16/23 от 17.05.20233, вынесенным территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, установлено, что действия Волкова Р.В. привели к возгоранию и неконтролируемому распространению огня в виде лесного пожара в квартале 24 ТУ № 6 Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества Куйтунского района Иркутской области. Указанному пожару был присвоен номер 11/2023. Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом федеральной агентства лесного хозяйства от 10.11.2009 № АС-05-54/7018 «О рекомендациях и порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций и федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительно власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений». Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (пп. 18 п. 4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 № 183-уг). В соответствии с пп. 10 п. 9 Постановления Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров). Согласно п. 11 указанного постановления министерство от имени Иркутской области выступает учредителем областных государственных учреждений. С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области министерством учреждено областное государственное учреждение «Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Тушение лесного пожара было осуществлено ОГАУ «Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов» за счет средств субвенций федерального бюджета. Таким образом, взысканные средства подлежат зачислению в федеральный бюджет.
Затраты, непосредственно связанные с тушением лесного пожара, составили: оплата труда – 82 613 рублей 38 копеек, налоги и обязательные платежи – 31 558 рублей 31 копейка, командировочные расходы – 1 000 рублей, горюче-смазочные материалы – 6 987 рублей 40 копеек, продукты питания – 1 585 рублей 32 копейки. Общие затраты ОГАУ «Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов» составили 123 744 рубля 41 копейки. Просит суд взыскать с Волкова Р.В. в пользу министерства затраты на тушение лесного пожара в сумме 123 744 рубля 41 копейки.
Представитель истца Чаолумэнь А.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчик Волков Р.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела в суд не представил. Сведениями о том, что неявка ответчика имела место по уважительной причине, суд не располагает.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 113, 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителя истца Чаолумэнь А.С. и ответчика Волкова Р.В. в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельным участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации, лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков.
Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем», вред, причиненный пожарами личности и имуществу гражданина либо юридического лица, подлежит возмещению по правилам, изложенным в ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом необходимо исходить из того, что возмещению подлежит стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение – это отдельное полномочие Российской Федерации вы области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов российской Федерации.
Постановлением заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству по делу № 020-38-16/23 от 17.05.2023, Волков Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей. При рассмотрении дела должностным лицом установлено, что Волков Р.В. 09.05.2023, находясь в квартале 24 ТУ № 6 Барлукского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, произвел разведение костра под кронами деревьев, чем нарушил пп. «А» п. 8 гл. 2 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, по данному факту было зафиксировано возгорание термотокой № К-517 от 09.05.2023.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, факт наличия вины ответчика в причинении вреда окружающей среде, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным ущербом, суд находит установленным.
Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 3 Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утвержденной Приказом руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 03.04.1998 № 53, суммарный ущерб от лесного пожара включает: стоимость потерь древесины на корню в средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждениях; ущерб от повреждения молодняков естественного и искусственного происхождения; ущерб от повреждения ресурсов побочного лесопользования; расходы на тушение лесных пожаров; стоимость сгоревших объектов и готовой продукции в лесу (снижение стоимости объектов и готовой продукции, поврежденных пожаром); расходы на расчистку горельников и дополнительные санитарные рубки в насаждениях, поврежденных лесными пожарами; ущерб от снижения почвозащитных, санитарно-гигиенических, водоохранных и других средообразующих функций леса; ущерб от загрязнения воздушной среды продуктами горения; ущерб от гибели животных и растений, включая занесенных в Красную книгу Российской Федерации; другие потери.
Согласно разделу III Письма Минсельхоза Российской Федерации от 10.11.2009 № АС-05-54/7018 «О рекомендациях и порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций и федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», в состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, входят: оплата труда, налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, расходы, связанные с обеспечением гарантий, установленных трудовым законодательством, при направлении работников в служебные командировки, транспортные расходы, расходы на обеспечение радио- или телефонной связи между всеми группами участников тушения лесного пожара, материальные расходы (расходы на материальные запасы, расходы на горюче-смазочные материалы, расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на организацию первой медицинской помощи лицам, работающим на тушении лесного пожара, расходы на организацию отдыха лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на охрану труда и технику безопасности), расходы на амортизацию, прочие текущие расходы
Согласно справке о затратах на тушение лесного пожара, затраты на тушение лесного пожара в квартале 24 ТУ № 6 Барлукского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, протокол № 11/2023 от 09.05.2023, составили 123 744 рубля 41 копейка.
Каких-либо доказательств в опровержение документов, представленных истцом в подтверждение понесенных расходов на тушение пожара, стороной ответчика не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит в выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном размере.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с положениями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с Волкова Р.В. в доход государства необходимо взыскать государственную пошлину в размере 3 674 рубля 89 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования Министерства лесного комплекса Иркутской области к Волкову Руслану Валерьевичу о возмещении затрат на тушение лесного пожара – удовлетворить.
Взыскать с Волкова Руслана Валерьевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ г., паспорт №, выдан 10.10.2019 ГУ МВД России по Иркутской области, в пользу министерства лесного комплекса Иркутской области, затраты на тушение лесного пожара в сумме 123 744 рубля 41 копейки.
Взыскать с Волкова Руслана Валерьевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ г., паспорт №, выдан 10.10.2019 ГУ МВД России по Иркутской области, государственную пошлину в доход государства в размере 3 674 рубля 89 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.П. Красногорская