УИД: 16RS0048-01-2022-001337-30
Дело № 2-2807/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2022 года г. Казань
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Газтдинова А.М.,
при секретаре Хайбуллиной Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> к Аитову Н. Ф. о сносе строения,
УСТАНОВИЛ:
ИК МО <адрес> обратился в суд с иском к Аитову Н.Ф. о сносе строения.
В обоснование иска указано, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, с разрешенным видом использования – гараж №, расположенный по адресу: <адрес>, вблизи <адрес> (право зарегистрировано в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ). На этом земельном участке расположен капитальный гараж с вышкой сотовой связи. Ввиду того, что земельный участок используется не по целевому назначению, истец просит суд признать незаконными действия Аитова Н.Ф. по нецелевому использованию земельного участка и возложить на ответчика обязанность снести вышку сотовой связи, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №.
Представитель истца на судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований, просил отказать.
В ходе рассмотрения дела, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, были привлечены ПАО «ВымпелКом» и ООО «Фабрик-А».
Представители третьих лиц в судебном заседании также просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Исследовав письменные материалы дела, оценив совокупность представленных по делу доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 58 Градостроительного устава <адрес> вся территория <адрес>, включая земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности, а также бесхозяйные земельные участки, в пределах границ муниципального образования <адрес> делится на зоны, которые фиксируются на карте территориальных зон градостроительных регламентов. Для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в одной территориальной зоне, устанавливаются общие требования градостроительных регламентов по видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельным размерам земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктами 6, 27 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 126-ФЗ "О связи" линейно-кабельными сооружениями связи являются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
Согласно части 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 указанного Кодекса. Использование земельного участка по условно - разрешенному виду без получения соответствующего разрешения является нецелевым использованием земельного участка.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, возле <адрес>, принадлежит на праве собственности Аитову Н.Ф.
Согласно материалам дела, на земельный участок с кадастровым номером № установлен вид разрешенного использования: под строительство гаража.
В ходе проведенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обследований земельного участка органами муниципального земельного контроля установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен капитальный гараж с вышкой сотовой связи.
Судом установлено, что между Аитовым Н.Ф. и ООО «Фабрик-А» заключен договор аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендодатель передает в аренду (временное пользование и владение) гараж №, с кадастровым номером №, а также земельный участок, с кадастровым номером №.
Согласно пункту 2.2.3 данного договора, арендатор при использовании имущества обязан соблюдать требования законодательства в области деятельности арендатора, нести полную ответственность за соблюдение технических, пожарных, экологических и санитарных норм и правил.
Суд правовых оснований для удовлетворения исковых требований не находит, по следующим основаниям.
Лица, участвующие в деле, в судебном заседании не отрицали, что на принадлежащем ответчику на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 16:50:100425:234 расположена вышка сотовой связи, принадлежащая на праве собственности ООО «Фабрик-А», на которой размещено оборудование связи ПАО «ВымпелКом».
Представитель истца в судебном заседании пояснил, что основанием для демонтажа вышки сотовой связи, расположенной на земельном участке истца считают нецелевое использование земельного участка.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территорий регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 61482) (далее - классификатор).
Примечанием 2 к данному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, элементов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
Разделом Особенности заполнения макета консолидированных форм С-1, С-2" Порядка представления сведений по формам федерального статистического наблюдения юридическими лицами, оказывающими услуги связи на основании лицензии, утвержденного письмом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ N НН-П14-4332 "О порядке представления статистической отчетности" установлено, что в строке 6752 "Антенно-мачтовые сооружения для сотовой связи" указываются данные по сооружениям для сотовой связи, функционально предназначенным для размещения оборудования связи (мачты, башни, столбы).
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать, как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Также в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N <адрес> указано на то, что размещение антенно-мачтового сооружения на земельном участке не требует изменения вида разрешенного использования. Однако при осуществлении такого размещения необходимо соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, применяемых при возведении объектов такого типа.
Таким образом, размещение антенно-мачтовых сооружений и линейных объектов, в том числе базовой станции сотовой связи, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части вида разрешенного использования земельного участка, без получения дополнительных разрешений и процедур согласования.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенные нормы и разъяснения, размещение антенно-мачтового сооружения, в виде вышки сотовой связи на земельном участке истца, в видах разрешенного использования которого специально не оговорено размещение объектов связи, не противоречит требованиям действующего законодательства и не свидетельствует о нарушении Аитовым Н.Ф. целевого использования земельного участка.
Более того в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 48.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.
Безопасность размещения передающих радиотехнических объектов (далее - ПРТО), размещенных на спорном сооружении связи, подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением N №21 от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Роспотребнадзора по <адрес> о соответствии проекта строительства базовой станции сотовой радиотелефонной связи БС № «КАЗ_Ямашева-18» стандарта № ПАО «ВымпелКом» государственным санитарно –эпидемиологическим правилам и нормативам.
Поскольку истцом доказательств нецелевого использования ответчиками земельного участка с кадастровым номером 16:50:100425:234, в суд не представлено, а в ходе рассмотрения дела такие доказательства не добыты, суд приходит к выводу об отказе в иске в части признания незаконными действий ответчика по нецелевому использованию земельного участка, возложении на него обязанности по устранению нарушений земельного законодательства путем приведения земельного участка в соответствии с целевым назначением и возложении обязанности демонтировать сотовую вышку.
Руководствуясь статьями 194–199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковые требований Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> к Аитову Н. Ф. о сносе строения отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд <адрес>.
Судья Газтдинов А.М.