Дело № 12-7/2024
УИД 42RS00039-01-2024-000023-48
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
п.г.т. Ижморский 20 февраля 2024 г.
Судья Ижморского районного суда Кемеровской области Алтынбаева Н.А.
Рассмотрев жалобу директора ООО «Ижморская тепло-сетевая компания» - Петиной Е.С. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области-Кузбассе Столярова И.А. № 42/4-838-23-ППР/12-31975-И/0000-00113 от 06.12.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Ижморская ТСК»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области-Кузбассе Столярова И.А. № 42/4-838-23-ППР/12-31975-И/0000-00113 от 06.12.2023 ООО «Ижморская ТСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.
18.12.2023 от директора ООО «Ижморская ТСК» Петиной Е.С. поступила жалоба на указанное постановление, мотивированная тем, что проведенной ГИТ в Кемеровской области-Кузбассе проверкой выявлено нарушение – специальная оценка условий труда проводилась более 5 лет назад по 41 рабочему месту с ранее действующими итоговыми классами (подклассами) условий труда.
Указывает, что в ходе осуществления своей деятельности Обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. А именно 18.10.2023 Обществом был заключен с ООО ЦЭУТ «Эксперт» договор № № на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда со сроком оказания услуг 90 рабочих дней.
Указывает, что оценивая назначенное наказание, Общество считает, штраф значительным и не соответствующим совершенному правонарушению, так как ранее Общество по данной статье к административной ответственности не привлекалось. Допущенное нарушение носило единичный и кратковременный характер. Данное административное правонарушение не повлекло существенного нарушения трудовых прав работников и неблагоприятных последствий. Материалы дела также не содержат доказательств, свидетельствующих о наступлении каких-либо негативных последствий в виде причинения вреда здоровью или жизни работников.
Просит отменить постановление № 42/4-838-23-ППР/12-31975-И/0000-00113 от 06.12.2023 государственного инспектора труда Столярова И.А. о привлечении ООО «Ижморская ТСК» к административной ответственности по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 60 000 руб., производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В случае признания Ижморским районным судом оспариваемого постановления правомерным, заявитель просит в соответствии с ч.2.2 (3.2) ст.4.1 и 4.2 КоАП РФ снизить размер административного штрафа ввиду его значительности для Общества либо заменить административное наказание на предупреждение.
ООО «Ижморская ТСК» извещено надлежащим образом, о дате и времени рассмотрения дела.
Представитель ООО «Ижморская ТСК» - З., просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель Государственной инспекции труда - государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области-Кузбассе Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, указав, что вина общества во вмененном правонарушении установлена. Основания для замены штрафа на предупреждение отсутствуют, поскольку нарушены права работников на охрану их здоровья.
Прокурор Мазуренко Н.С. возражала против удовлетворения жалобы, указав, что основания для этого отсутствуют.
Суд, заслушав мнение прокурора, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение.
Объективная сторона данного правонарушения выражается как в действиях, так и в бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии со статьями 12 и 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" с 1 января 2014 года введена специальная оценка условий труда с упразднением аттестации рабочих мест по условиям труда.
При этом специальная оценка условий труда проводится в отношении всех категорий работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 23 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (части 1, 2 статьи 3).
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (части 2, 3 статьи 8).
Порядок проведения специальной оценки условий труда определен в главе 2 Федерального закона N 426-ФЗ, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 451-ФЗ.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (статья 8 Федерального закона N 426-ФЗ).
В соответствии с положениями статьей 15 и 18 Федерального закона N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который должен содержать идентификационный номер, указанный в части 6 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда.
Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
На основании собранных доказательств, которым должностным лицом дана надлежащая оценка, по делу правильно установлено, что в нарушение ст. 212 ТК РФ, Обществом на момент проверки 17.10.2023 специальная оценка условий труда сотрудников не проводилась более пяти лет по 41 рабочему месту с ранее действующими итоговыми классами (подклассами) условий труда 3.1 и 3.2, что относится к вредным условиям труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья.
Факт правонарушения и вина ООО «Ижморская ТСК» подтверждены, в частности, следующими доказательствами: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 25.10.2023, вынесенное прокурором Ижморского района, отчетом о проведении специальной оценки условий труда в ООО «Ижморская ТСК» от 28.08.2018, выпиской из ЕГРЮ от 25.10.2023.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод должностного лица административного органа о наличии в деянии ООО «Ижморская ТСК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.5.27.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Изложенное, свидетельствует о халатном отношении Общества к выполнению требований, указанных выше норм действующего законодательства.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи, с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении требования ст. 24.1 КоАП РФ выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Деяние ООО «Ижморская ТСК» квалифицировано по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и подлежащего применению трудового законодательства.
Объективные данные, свидетельствующие об отсутствии у Общества возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также о том, что данным юридическим лицом были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения указанных норм, в представленных материалах отсутствуют.
Доводы, имеющие правовое значение, в том числе об отсутствии отягчающего административную ответственность обстоятельства (повторное совершение однородного административного правонарушения), наличия оснований для применения наказания в виде предупреждения, суд не усматривает.
В соответствии с положениями статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки утверждению заявителя жалобы, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 ст. 4.1.1 Кодекса, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Вместе с тем, применительно к обстоятельствам настоящего дела, оснований для замены назначенного юридическому лицу административного штрафа на предупреждение не усматривается, поскольку в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные законом в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Охрана труда, создание благоприятных условий труда, безопасность жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности находится под особым государственным контролем.
Вне зависимости от принадлежности юридического лица к субъектам малого предпринимательства, в отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, на чем настаивает сторона защиты, не допускается.
Оснований для применений положений ст. 2.9 КоАП РФ в данном деле также не усматривается, исходя из следующего.
В соответствии с положениями ст. 2.9 указанного Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они учитываются при назначении наказания.
Поскольку выявленное административное правонарушение посягает на права граждан - работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, оно не может быть признано малозначительным, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.
Доводы жалобы о том, что Обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а именно 18.10.2023 Обществом был заключен с ООО ЦЭУТ «Эксперт» договор № № на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда со сроком оказания услуг 90 рабочих дней, суд отклоняет, поскольку на момент совершения административного правонарушения Обществом не проведена специальная оценка условий труда. Договор № № на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда был заключен уже после выявления совершения административного правонарушения, кроме того срок его исполнения 90 рабочих дней.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ижморская ТСК», не допущено. При назначении наказания должностным лицом указано на отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.
Между тем имеются основания для изменения постановления должностного лица.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, с 6 апреля 2022 года введена в действие ст. 4.1.2, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Установлено, что ООО «Ижморская ТСК» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.07.2017, относится к категории малое предприятие.
Санкцией ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусмотрено наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Основания для наказания в виде предупреждения суд не усматривает, но с учетом положений ст. 4.1.2 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа следовало назначить в размере, предусмотренном для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не более 10000 рублей, в связи с чем, постановление должностного лица в части размера административного наказания подлежит изменению.
Учитывая, что отягчающих обстоятельств не установлено, суд считает необходимым назначить штраф в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу представителя ООО «Ижморская тепло-сетевая компания» Петиной Е.С., удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области-Кузбассе Столярова И.А. № 42/4-838-23-ППР/12-31975-И/0000-00113 от 06.12.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Ижморская тепло-сетевая компания», ИНН №, изменить, с учетом положений ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ снизив размер назначенного наказания с 60 000 рублей до 5 000 (пяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи жалобы судье, которым вынесено решение по делу или непосредственно в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.А. Алтынбаева