Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2702/2023 (2-12751/2022;) от 29.12.2022

    Дело № 2-2702/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                                        06 апреля 2023 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Железняк Ю.В.
при секретаре Потаповой Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дружининой Е.Ф. к ОФСР по Тюменской области о перерасчете размера пенсии,

установил:

Дружинина Е.Ф. обратилась в суд к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российский Федерации по Тюменской области о возложении обязанности включить в страховой стаж период ухода за недееспособным лицом, увеличить ИПК, пересчитать и выплатить недополученную пенсию.

Требования мотивированы тем, что при выходе на пенсию ей не включили в пенсионный стаж период ухода за недееспособной матерью старше 80 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на дату формирования выписки, сведения о периодах ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет отсутствуют, указанные периоды компенсационных выплат отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-ОПФ РФ Тюменской области о включении в страховой стаж период ухода за недееспособным лицом старше 80 лет, в чем ей было отказано. Данный отказ истица считает немотивированным и незаконным. На основании изложенного просила возложить обязанность на ответчика включить в страховой стаж период уходадееспособным лицом старше 80 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, увеличить ИПК на 2,435 баллов, пересчитать и выплатить полученную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного заседания ответчик по ходатайству истца был заменен на надлежащего - ОФСР по Тюменской области, поскольку ОПФР по Тюменской области реорганизовано. Приняты уточнения исковых требований о включении периода ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ухода за инвалидом первой группы.

Определением Центрального районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ Дружининой Е.Ф. от части исковых требований.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Центрального районного суда http://centralny.tum.sudrf.ru/ (раздел «Судебное делопроизводство»).

В судебном заседании истец Дружинина Е.Ф. и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме, представитель ответчика Власова Л.А. возражал против удовлетворения исковых требований.

Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как видно из пенсионного дела ФИО8., ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о предоставлении компенсационных выплат Дружининой Е.Ф., которая осуществляет за ней постоянный уход. Также ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган обратилась и сама Дружинина Е.Ф. с заявлением о предоставлении компенсационной выплаты. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилась компенсация Дружининой Е.Ф. в связи с уходом за ФИО9. как за инвалидом первой группы.

Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ Колоскова Л.П. была признана недееспособной (л.д. 13).

Приказом Департамента социального развития Тюменской области -пр от ДД.ММ.ГГГГ Дружинина Е.Ф. была назначена опекуном над недееспособной ФИО5 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 к пенсии выплачивалась компенсация на уход в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно.

ДД.ММ.ГГГГ Дружинина Е.Ф. обратилась в пенсионный орган с заявлением о снятии с нее компенсационных выплат по уходу за ФИО5 в связи с выходом на пенсию.

ДД.ММ.ГГГГ Дружинина Е.Ф. обратилась в пенсионный орган с заявление о назначении пенсии по представленным документам и сведениям ПУ.

Решением комиссии по назначению пенсий при пенсионном отделе УПФР в г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом , Дружининой Е.Ф. назначена пенсия пожизненно с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Дружинина Е.Ф. обратилась в ГУ ОПФ РФ Тюменской области с заявлением о включении в стаж периода ухода за недееспособной.

Из ответа пенсионного фонда следует, что сведения о периодах ухода за лицом в лицевом счете отсутствуют, оснований выплат не имеется.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, в страховой стаж засчитываются периоды ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

В силу статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного 5 лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов Из статьи 3 Федерального закона «Об индивидуальном инфицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования следует, что целями индивидуального (персонифицированного) страхования являются, в том числе создание условий для назначения страховых и Зрительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого бракованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и зароботке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 данной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Согласно Правилам обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 августа 2021 года № 546н, при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных гражданином для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а)    проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;

б)    переводит документы, поступившие для установления пенсии на

бумажном носителе, в электронную (цифровую) форму;

в)    оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

г)    регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата подачи заявления, способ подачи заявления, дата приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской федерации, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления (для заявления о назначении страховой пенсии указывает срок представления документов, недостающих для подтверждения права на страховую пенсию), перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (пункт 15).

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а)     дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета;

б)    проверяет в необходимых, случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

в)    оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств;

г)    запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

д)    приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациям в установленный срок документов, необходимых для пенсии;

е) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения,

ж) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;

з)    возвращает заявителю подлинники представленных им документов;

и)    приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (пункт 18).

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт19).

Гражданин имеет право до обращения за назначением пенсии знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (пункт 28).

Согласно пункту 40 указанных Правил по результатам рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на Другую территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации определяет право гражданина на пенсию, производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

Таким образом, назначение страховой пенсии и ее перерасчет осуществляется на основании документов, представленных застрахованным лицом, а также истребованных пенсионным органом, принятию решения о назначении пенсии предшествует определение права на соответствующую пенсию на основании представленных документов, определение размера пенсии и срока ее выплаты.

В соответствии с частью 2 статьи 1 целью Федерального закона «О страховых пенсиях» является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидированной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

Пунктом 3 указанного Положения предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Таким образом, пенсионный орган при обращении истца с заявлением о включении в страховой стаж периода ухода за нетрудоспособным лицом и перерасчете пенсии должен был разъяснить Дружининой Е.Ф. порядок подтверждения указанного периода, необходимость подачи заявления в пенсионный орган для установления продолжительности такого периода, включении его в индивидуальный лицевой счет истца в целях своевременной реализации права на перерасчет пенсии, истребовав при этом необходимые документы, находящиеся в распоряжении пенсионного органа (иных пенсионных органов) и оформив соответствующее решение.

Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской федерации и правила осуществления деятельности пенсионного органа при приеме заявления истца и принятии решения об отказе ей в перерасчете, в их взаимосвязи к спорным отношениям не применили.

Ссылаясь на пункты 34 и 46 (3) Правил подсчета и подтверждения страхового стажа уход за нетрудоспособными гражданами, согласно которым периоды ухода за нетрудоспособным гражданином подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, учтенными на основании решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, и указывая на то, что истец с заявлением об установлении периода ухода за нетрудоспособным: лицом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в целях зачета в страховой стаж не обращалась, суды не учли, что само по себе отсутствие указанных сведений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не является основанием для отказа застрахованному лицу в перерасчете I пенсии с учетом такого периода в страховой стаж.

В данном случае к юридически значимым обстоятельствам относится сам факт осуществления истцом ухода за нетрудоспособным гражданином, периода ухода, что должно было быть установлено ответчиком на основании документов, подтверждающих период выплаты истцу ежемесячной компенсационной выплаты, поскольку выплата пенсионным органом указанной компенсационной выплаты является бесспорным доказательством осуществления такого ухода. При этом, необходимые документы находились в распоряжении пенсионного органа, что подтверждается материалами настоящего дела.

Кроме того, как следует из материалов дела, выплата Дружининой Е.Ф. ежемесячной компенсационной выплаты в связи с осуществлением ухода за инвалидом, нетрудоспособным лицом производилась до даты назначений ей самой трудовой пенсии по старости и была прекращена пенсионным органом на основании личного заявления Дружининой Е.Ф.

Таким образом, прекращение выплаты вышеуказанной компенсации по уходу за нетрудоспособным лицом производилось пенсионным органом одновременно с назначением истцу трудовой пенсии по старости, однако, Дружининой Е.В. не было разъяснено право на включение в страховой стаж спорного периода.

Учитывая изложенное, пенсионному фонду необходимо произвести перерасчёт размера пенсии с учетом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – уход за инвалидом первой группы, с учетом индексации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 56, 98, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Дружининой Е.Ф. удовлетворить.

Обязать отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области произвести перерасчет размера пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – уход за инвалидом первой группы, с учетом индексации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

                                Председательствующий                Ю.В. Железняк

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2023 года.

2-2702/2023 (2-12751/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дружинина Елена Федоровна
Ответчики
ОПФР по ТО
Суд
Центральный районный суд г. Тюмени
Судья
Железняк Юлия Вячеславовна
Дело на странице суда
centralny--tum.sudrf.ru
29.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.12.2022Передача материалов судье
11.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2023Подготовка дела (собеседование)
24.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2023Судебное заседание
15.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Судебное заседание
13.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023Дело оформлено
23.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее