Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2838/2023 ~ М-2702/2023 от 21.07.2023

Дело № 2-2838/2023

УИД 59RS0011-01-2023-003405-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березники      13 октября 2023 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Халявиной Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Мальцевой К.В.,

с участием представителя истца ГАВМВЭ, действующей на основании доверенности,

представителей ответчика «Урал-ремстройсервис» - БАВ, ВИВ, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по исковому заявлению ГАВ к обществу с ограниченной ответственностью «Урал-ремстройсервис» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

установил:

истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по заработной плате. В обоснование исковых требований указал, что 10.06.2016 он был принят на работу в ООО «Урал-ремстройсервис» на должность ...... На протяжении трудовой деятельности добросовестно выполнят свои трудовые обязанности, не имел нареканий в работе, к дисциплинарной ответственности не привлекался. Ответчиком систематически нарушались трудовые права истца на достойную оплату труда и получение предусмотренных гарантий и компенсаций, а именно: ответчик неверно исчислял заработок для оплаты отпусков и компенсаций; не применял районный коэффициент ко всей заработной плате; не выплатил истцу премию за реализацию Проекта. 18.04.2023 трудовые отношения между сторонами прекращены по соглашению сторон, однако, в последний рабочий день истца, ответчик ему не произвел окончательный расчет. Полагает, что вследствие неверного исчисления ответчиком среднего заработка на протяжении всего периода трудовой деятельности, на стороне ответчика образовалась задолженность по выплате заработной платы, по оплате отпусков и компенсаций. Всего задолженность ответчика по выплате отпусков и компенсаций составляет, по мнению истца, ..... руб. за период с 29.12.2017 по 18.04.2023. В связи с неверным исчислением среднего заработка, ответчик неверно исчислял средний заработок для оплаты командировок, в связи с чем, образовалась задолженность в сумме ..... руб. Компенсация за несвоевременную выплату отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск, рассчитанный по ст. 236 Трудового кодекса РФ, составляет ..... руб., за период с 29.12.2017 по 03.07.2023, компенсация за несвоевременную выплату командировок за период с 01.01.2022 по 03.07.2022 - ..... руб. Кроме того, ответчик не применял расчет районного коэффициента на выплачиваемые премии, что привело к возникновению задолженности ответчика перед истцом в сумме ..... руб. за период с 01.03.2017 по 01.04.2023, компенсация за несвоевременную выплату районного коэффициента по ст. 236 Трудового кодекса РФ составляет ..... руб. за период с 01.04.2017 по 03.07.2023. Также ответчик не выплатил истцу премию по итогам третьего этапа, как участнику Программы калийной мотивации. Согласно Приложению № 1 к Приказу ООО «Урал-ремстройсервис» от 21.07.2021 № 19/45, размер бонуса для третьей группы установлен за 3 этап (1 год) в количестве 2,7 месячных заработных плат, что в отношении истца составляет ..... руб. Согласно Программе, целью третьего этапа является достижение 100% от проектной суточной мощности производства KCL до 4 квартала 2020 года. Цель Программы была достигнута, что подтверждается отчетностью ООО «Еврохим- УКК». В Годовом отчете и финансовой отчетности за 2020 год в разделе «Калийные месторождения УКК» указано, что в 2020 году Усольский калийный комбинат произвел 2,2 млн. тонн продукции и теперь готов к достижению годовой проектной мощности первой очереди строительства в размере 2,3 млн.тонн. Программа предусматривает выпуск 2 269 тыс. тонн товарной продукции KCL, что было достигнуто согласно Отчету. Условием выплаты за третий этап является завершение строительства и получение разрешения на ввод в эксплуатацию следующих объектов Горнодобывающего комплекса в соответствии с проектной документацией: Обогатительный комплекс 1-й и 2-й пусковые комплексы. Условия для выплаты премии были выполнены. 31.12.2020 утверждено заключение Федеральной службы по техническому, технологическому и атомному надзору о подтверждении, что объект капитального строительства «Усольский калийный комбинат Этап «Обогатительный комплекс» Корректировка. Объекты первого пускового комплекса» соответствует требованиям проектной документации. (ЗОС ) После получения ЗОС, ответчик обращается в Департамент по Недропользованию по Приволжскому Федеральному округу для получения Разрешения на ввод в эксплуатацию. Разрешение на ввод в эксплуатацию объектов второго пускового комплекса ОК получено 24.03.2021 . Разрешение на ввод в эксплуатацию объектов первого пускового комплекса должно было быть получено предприятием с 06.05.2022. Согласно Интегрированному отчету за 2021 в разделе «Калийные месторождения УКК» указано, что в 2021 году Усольский калийный комбинат произвел 2,4 млн. тонн продукции, что на 8 % больше, чем в предыдущем году, то есть уже в 2021 году фактическая мощность производства превышала проектную мощность. Достижение таких показателей производства было бы невозможно в отсутствие эксплуатации объекта «Обогатительного комплекса 1-й и 2-й пусковые комплексы», так как предусмотренная проектная мощность рассчитана для всего объекта. Высокие показатели производства, превышающие проектную мощность, по мнению истца, подтверждают, что «Обогатительный комплекс 1-й и 2-й пусковые комплексы» был готов до окончания 2021 года и фактически эксплуатировался. По состоянию на 22.11.2022 сведения об объекте Обогатительный комплекс 1-й и 2-й пусковые комплексы внесены в ЕГРН, на объект зарегистрировано право собственности. По мнению истца, факт постановки завершенного строительством объекта презюмирует факт поучения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку в силу п. 1 ч.3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, являющегося зданием или сооружением на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Истец является участником Программы, ключевые условия Программы для выплаты премии выполнены. Действия ответчика по уклонению от выплаты премии истец считает незаконными и являются злоупотреблением правом. В связи с несвоевременной выплатой премии по итогам третьего этапа Программы калийной мотивации, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация на основании ст. 236 Трудового кодекса РФ в сумме ..... руб. за период с 18.04.2023 по 03.07.2023. Истец указывает, что незаконными действиями ответчика нарушено его конституционное право на причитающуюся заработную плату, чем причины нравственные страдания и переживания, которые он оценивает в ..... руб. Кроме того, им понесены расходы по оплате услуг представителя в сумме ..... руб. за консультации, составление искового заявления, представительство в судебных заседаниях и иные действия.

    Со ссылкой на нормы права, с учетом уточнений исковых требований в части размера сумм 13.10.2023, истец ГАВ просит взыскать с ответчика ООО «Урал-ремстройсервис» задолженность по оплате отпуска и выплате компенсаций за неиспользованный отпуск в размере 1 907 354,90 руб. за период с 29.12.2017 по 18.04.2023, компенсацию за несвоевременную выплату отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск в размере 359 496,46 руб. за период с 29.12.2017 по 03.07.2023; задолженность по выплате районного коэффициента в размере 2 256 533,80 руб. за период с 01.03.2017 по 01.04.2023, компенсацию за несвоевременную выплату районного коэффициента в размере 935 344, 43 руб.; задолженность по выплате премии за третий этап Программы калийной мотивации в размере 810 001,35 руб., компенсацию за несвоевременную выплату премии в размере 89 667,00 руб. за период с 18.04.2023 по 13.10.2023; задолженность по оплате командировок за период с ноября 2021 года по апрель 2023 года в размере 655 045,00 руб., компенсацию за несвоевременную выплату в размере 114 691,71 руб. период с 01.01.2022 по 03.07.2023; компенсацию морального вреда в сумме 500 000,00 руб.; расходы по оплате юридических услуг в сумме 70 000,00 руб.

Истец ГАВ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ)

В судебном заседании представитель истца МВЭ, действующая на основании доверенности,     на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнительных пояснениях.

Представители ответчика БАВ, ВИВ, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск и дополнениях к ним.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что между истцом и ответчиком 10.06.2016 заключен трудовой договор , по условиям которого истец принят на работу на должность ...... Работник выполнял трудовую функцию в месте расположения Работодателя в г. Березники, включая территории или объекты, прямо или косвенно находящиеся под его контролем. Согласно разделу 5 трудового договора в новой редакции, работнику устанавливается повременно-премиальная система оплаты труда по месячным (должностным) окладам. Работнику производится выплата премий (стимулирующих выплат) в соответствии с действующими у работодателя Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников и его Приложениями, иными локальными нормативными актами Работодателя, а также настоящим договором. Согласно п. 5.1.5. работник в рамках своих функциональных обязанностей может участвовать в реализуемых работодателем проектах, разовых мероприятиях, целевых программах, выполнении особо важных задач, направленных на повышение эффективности производства и финансово-хозяйственной деятельности Работодателя, Работнику могут начисляться и выплачиваться стимулирующие выплаты – премии за реализацию проектов, разовых мероприятий, целевых программ, выполнение особо важных задач. Пунктом 5.1.6 трудового договора установлено, что работнику может выплачиваться вознаграждение за достижение индивидуальных результатов по выполнению поставленных целей в соответствии с Положением Работодателя о постановке целей, оценке результатов их достижения и вознаграждении работников. ( л.д.24, 118-122 том1)

На основании Протокола внеочередного общего собрания участников ООО «Урал-ремстройсервис» от 22.08.2019 ГАВ избран ..... Общества. Приказом ..... ООО «Урал-ремстройсервис» от 30.08.2019 истец ГАВ вступил в должность с 30.08.2019.( л.д.131-133 том 1)

Между Работодателем и Работником заключено дополнительное соглашение от 29.08.2019. Согласно п. 5.3.3. должность Работника относится к группе персонала, для которых применимы программы краткосрочного и долгосрочного премирования, включающие в себя возможность получения Работником стимулирующих выплат.

Согласно п. 5.3.5. данного Соглашения Работник в рамках своих функциональных обязанностей может участвовать в реализуемых Работодателем проектах, разовых мероприятиях, целевых программах, выполнении особо важных задач, направленных на повышение эффективности производства и финансово-хозяйственной деятельности Работодателя, Работнику могут начисляться и выплачиваться стимулирующие выплаты – премии за реализацию проектов, разовых мероприятий, целевых программ, выполнение особо важных задач. Пунктом 5.3.4 установлено, что Работнику может выплачиваться вознаграждение за достижение индивидуальных результатов по выполнению поставленных целей в соответствии с условиями настоящего договора и Положением Работодателя о постановке целей, оценке результатов их достижения и вознаграждении работников в зависимости от индивидуального результата в части, не противоречащей условиям настоящего договора. При этом, в п. 5.3.5.3.указанного Соглашения стороны договорились, что стимулирующие выплаты, вознаграждения за индивидуальные производственные достижения и премии за реализацию проектов, разовых мероприятий, целевых программ, особо важных задач не входят в состав базы для целей исчисления среднего заработка. В остальном расчет среднего заработка определяется в соответствии с действующим законодательством. (л.д. 134-143 том 1)

    В период работы истца с ним были заключены дополнительные соглашения к трудовому договору, в соответствии с которыми истцу производились стимулирующие выплаты (премии), при этом условия оплаты труда были дополнены следующим пунктом: «стороны осознанно согласились на установление особого порядка расчета среднего заработка для работника, при котором начисленная работнику премия не входит в состав базы для целей исчисления среднего заработка. Работник проинформирован о том, что данный порядок расчета уменьшает величину его среднего заработка и согласен с применением данного порядка расчета к расчету своего среднего заработка» (л.д.25-27 том 1).

Протоколом внеочередного общего собрания участников ООО «Урал-ремстройсервис» от 14.04.2023 принято решение о прекращении полномочий ..... Общества ГАВ с 18.04.2023. ( л.д.151-152 том 1)

Трудовые отношения между сторонами прекращены 18.04.2023 на основании заключенного 18.04.2023 соглашения о расторжении трудового договора по соглашению сторон. В соответствии с условиями данного соглашения работодатель обязался 18.04.2023 произвести окончательный расчет с Работником. Согласно п. 2.2. ГАВ при увольнении выплачивается выходное пособие в размере ФИО9 руб. до вычета всех налогов. ( л.д. 153-154 том 1)

Приказом от 18.04.2023 ..... Общества ГАВ сложил с себя полномочия ..... с 19.04.2023. ( л.д. 155 том 1)

18.04.2023 с ГАВ произведен окончательный расчет при увольнении, ем выплачено ..... руб. платежным поручением от 18.04.2023. ( л.д. 159 том 1)

Согласно ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Трудового кодекса РФ, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Трудового кодекса РФ, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

    В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 132 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1, 2, 4-6 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» указано, что расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней (пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922).

В п. 9 и п. 10 данного Постановления указано, что при определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях: для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска; для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.07.2014 N 642)

В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.07.2014 N 642)

Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.

Согласно абзацу 4 пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922, при определении среднего заработка премии и вознаграждения учитывается вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения.

В силу подпункта "н" пункта 2 Положения для расчета среднего заработка учитываются премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.

Таким образом, премии, носящие индивидуальный, разовый характер в этот расчет не учитываются.

Следовательно, юридически значимым обстоятельством при определении среднего заработка для расчета отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и иных случаев, является определение правовой природы премии: входит ли премия в систему оплаты труда.

В данном случае юридически значимыми обстоятельствами подлежащими установлению являются: входят ли выплаченные истцу премии: за март 2017 года в сумме ..... руб.; за апрель 2018 года- ..... руб., за май 2018 года - ..... руб.; за декабрь 2018 года – ..... руб.; за апрель 2019 года – ..... руб.; за март 2020 года ..... руб.; за декабрь 2020 года – ..... руб., за май 2021 год – ..... руб.; за ииль 2021 года – ..... руб.; за март 2022 года – ..... руб.; за декабрь 2022 года – ..... руб.; за март 2023 года – ..... руб., в систему оплаты труда, какими локальными нормативными актами ответчика предусмотрен порядок их выплаты.

Согласно определению Конституционного суда РФ от 15 июня 2023 г. № 32-П следует, что заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и наряду с тарифной (основной) частью в виде тарифной ставки или оклада (должностного оклада) включает в себя компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, компенсационные выплаты призваны компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов и, следовательно, оплата труда в таких условиях должна быть повышенной по сравнению с оплатой такого же труда в нормальных условиях, а стимулирующие выплаты должны выполнять функцию дополнительного средства побуждения работника к высокопроизводительному труду и к повышению эффективности его трудовой деятельности (определения от 1 октября 2009 года N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О, от 12 апреля 2019 года N 868-О и N 869-О и др.).

Исходя из этого стимулирующие выплаты имеют определенное целевое назначение, что обусловливает возникновение права на их получение выполнением работником установленных действующим правовым регулированием требований (показателей, условий). При этом они являются составной - хотя, как правило, и переменной - частью заработной платы, а значит, на них в полной мере распространяются нормы российского законодательства и международного трудового права об охране заработной платы (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации).

При этом заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации). В свою очередь, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, причем условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части вторая и шестая той же статьи).

В процессе разработки систем оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, сторонам коллективного договора, соглашения, а также работодателю как субъекту локального нормотворчества (осуществляемого с учетом мнения представительного органа работников) предоставлена достаточно широкая свобода усмотрения. Они вправе определять конкретные виды стимулирующих выплат, их размеры, периодичность и т.д. Устанавливая условия приобретения права на любые стимулирующие выплаты, входящие в систему оплаты труда и носящие регулярный характер, стороны социального партнерства или работодатель (с учетом мнения представительного органа работников) должны прежде всего учитывать факторы производственного процесса и самого труда, а равно объективные показатели, характеризующие уровень квалификации работника (стаж работы, наличие ученой степени, ученого или почетного звания, квалификационная категория и пр.).

Вместе с тем при установлении условий приобретения права на такой вид регулярных стимулирующих выплат, как премиальные выплаты по результатам работы за определенный период (ежемесячные и ежеквартальные премии, вознаграждение по итогам работы за год), субъекты коллективно-договорного и локального нормотворчества вправе исходить и из того, что требование о добросовестном исполнении трудовых обязанностей отнесено к основным обязанностям работника в трудовом правоотношении (часть первая статьи 15, абзац второй части второй статьи 21 и часть первая статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации). В этом смысле указанные субъекты при установлении условий выплаты и размеров ежемесячных или ежеквартальных премий и вознаграждения по итогам работы за год, предусмотренных действующей у конкретного работодателя системой оплаты труда, - исходя из правовой природы данных выплат и выполняемой ими функции побудить работника к повышению эффективности труда его самого и коллектива в целом, что, в свою очередь, обусловливает возможность получения данных выплат лишь при условии надлежащего исполнения работником своих трудовых обязанностей, - могут учитывать наряду с результатами труда работников за определенный период и факт соблюдения ими трудовой дисциплины.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

Положениями части 2 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Таким образом, в силу действующего трудового законодательства, премирование производится на тех условиях, которые указаны в локальном нормативном акте, и эти условия, должны быть одинаковы для всех сотрудников.

Как следует из материалов дела, истец и ответчик в трудовом договоре от 10.06.2016 и дополнительном соглашении от 29.08.2018 согласовали, что работник в рамках своих функциональных обязанностей, может участвовать в реализуемых работодателем проектах, разовых мероприятиях, целевых программах, выполнении особо важных задач, направленных на повышение эффективности производства и финансово-хозяйственной деятельности работодателя (п. 5.1.5 трудового договора, п. 5.3.5 дополнительного соглашения).

Пунктом 5.1.6 трудового договора и п. 5.3.4 дополнительного соглашения установлено, что работнику может выплачиваться вознаграждение за достижения индивидуальных результатов по выполнению поставленных целей в соответствии с Положением Работодателя о постановке целей, оценки результатов их достижения и вознаграждении работников.

Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников действующем с 01.09.2021 года, утверждённое приказом от ..... (версия 5.7) частью 3 определена структура зарплаты и виды компенсаций работников, условия их начисления и выплаты. ( л.д. 65-128 том 2)

Пункт 3.1 гласит, что на предприятии установлена следующая структура зарплаты и компенсации: гарантированная заработная плата: базовая заработная плата, куда входит месячная тарифная ставка, месячный оклад; компенсационные выплаты: гарантированные государством (доплаты, надбавки по законодательству), стимулирующие выплаты, предоставляемые предприятием (доплаты, надбавки сверх законодательства), индексация. Помимо гарантированной заработной платы предусмотрены также краткосрочные программы стимулирования, где поименованы поощрительные выплаты за индивидуальные результаты выполнения целей по Программе КПЭ, поощрительные выплаты за реализацию разовых мероприятий, целевых программ и особо важных задач (фонд Руководителя Предприятия), указанные поощрительные выплаты определены в Приложении № 10, пункты 5,6. Данные выплаты по программам УПЦ/КПЭ и за реализацию отдельных проектов носят индивидуальный характер, поскольку зависят от индивидуально поставленных заранее определенных работникам целей, выплачиваются на основании распоряжения руководителя Предприятия и оформляются дополнительным соглашением к трудовому договору (дополнительные соглашения от 31.03.2023, от 26.12.2022, от 22.03.2022, от 21.07.2021, от 31.05.2021, от 29.12.2020, от 18.03.2020, от 04.04.2019, от 25.12.2018, от 16.05.2018, от 05.04.2018, от 20.03.2017).

В случае успешной реализации проектов, разовых мероприятий, целевых программ, выполнении особо важных задач (или любых отдельных их этапов), обеспечивших оптимизацию, повышение эффективности производственно-хозяйственных и финансовых показателей (результатов) деятельности работодателя, работнику могут начисляться и выплачиваться стимулирующие выплаты – премии за реализацию различных проектов, разовых мероприятий, целевых программ, особо важных задач (п. 5.3.5.1 дополнительного соглашения к трудовому договору).

При этом указано, что на указанные выплаты работнику не начисляется районный коэффициент, так как он уже учтен в общей суммы выплаты при принятии решения о размере поощрения работника.

Соответственно, ссылка на условия дополнительных соглашений к трудовому договору про особый порядок расчета среднего заработка является ни чем иным, как дополнительным разъяснением работнику о том, что выплаты по корпоративным программам УПЦ/КПЭ за 2016 - 2022 год, а также по итогам 1-го и 2-го этапов калийной мотивации, являются не входящими в состав гарантированной заработной платы стимулирующими выплатами, не подлежащими учету в расчете среднего заработка применительно к положениям ст. ст. 129, 135, 139, 191 ТК РФ, а также пунктов 2, 9, 15 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, а также содержанию локальных нормативных актов работодателя.

Таким образом, суд приходит к выводу, что все выплаченные в пользу истца ГАВ премии стимулирующего характера по результатам корпоративной программы УПЦ/КПЭ за 2016 – 2022 год, а также выплаты по итогам 1-го и 2- го этапа калийной мотивации, следует квалифицировать как вид поощрения работника, не входящего в систему оплаты труда применительно к положениям ч. 1 ст. 191 ТК РФ и не подлежащего учету в расчете среднего заработка.

Кроме того, суд считает заслуживающим внимание довод стороны ответчика о пропуске истцом срок обращения за разрешением индивидуального трудового спора по выплатам, срок выплаты которых имел место до 20.07.2022: по выплате районного коэффициента в составе стимулирующих выплат по УПЦ/КПЭ, а также по 1-му и 2-му этапам калийной мотивации, осуществленным в марте 2017 - марте 2022 года; по отплате отпуска за периоды с 29.12.2017 по 19.01.2018, с 15.12.2018 по 23.12.2018, с 09.11.2019 по 20.11.2019, с 03.08.2020 по 09.08.2020, с 11.06.2021 по 19.06.2021, 01.11.2021 по 13.11.2021, с 04.07.2022 по 06.07.2022; по оплате командировок за периоды с 24.11.2021 по 28.11.2021, с 17.01.2022 по 20.01.2022, с 15.06.2022 по 18.06.2022.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).

Согласно ч.ч. 2,5 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Исковое заявление ГАВ подано в суд 20.07.2023.

При этом истец ГАВ в обоснование заявленных требований ссылается на расчетные листки и программу мотивации, что свидетельствует о своевременном информировании о размере и составе выплат.

Кроме того, выплаты годовых премий по программе УПЦ/КПЭ и этапам калийной мотивации обязательно оформлялась дополнительными соглашениями к трудовому договору, в которых было подробно указано содержание выплаты, а также то, что премия не входит в состав базы для целей исчисления среднего заработка: за март 2017 г. - ..... руб. - Приказ № от 21.03.2017 г. «О выплате вознаграждения участникам программы УПЦ за 2016 год» (премия УПЦ за 2016 год), дополнительное соглашение к трудовому договору от 20.03.2017; за апрель 2018 г. - ..... руб. - Приказ № от 04.04.2018 г. «О выплате вознаграждения участникам программы УПЦ за 2017 год» (премия УПЦ за 2017 год), дополнительное соглашение к трудовому договору от 05.04.2018; за май 2018 г. - ..... руб. - Приказ от 16.05.2018 г. «О поощрении работников за реализацию срочных и особо важных производственных задач» (премия за реализацию 1-го этап калийной мотивации (частичная выплата)), дополнительное соглашение к трудовому договору от 16.05.2018; за декабрь 2018 г. - ..... руб. - Приказ от 24.12.2018 г. «Об утверждении программы мотивации и размеров премии 1-го этапа проекта «Строительство, запуск и выход на проектную мощность 1-ой очереди Верхнекамского ГОКа в г. Усолье» (премия за реализацию 1-го этап калийной мотивации), дополнительное соглашение к трудовому договору от 25.12.2018; за апрель 2019 г. - ..... руб. - Приказ от 03.04.2019 г. «О выплате вознаграждения участникам программы УПЦ за 2018 год» (премия УПЦ за 2018 год), дополнительное соглашение к трудовому договору от 04.04.2019; за март 2020 г. - ..... руб. (..... руб. + ..... руб.) - Приказ от 18.03.2020 г. «О выплате вознаграждения участникам программы УПЦ за 2019 год», (премия УПЦ за 2019 год), дополнительное соглашение к трудовому договору от 18.03.2020; за июль 2021 г. - ..... руб. - Приказ от 21.07.2021 г. «Об утверждении программы мотивации и размеров премии 2-го этапа проекта «Строительство, запуск и выход на проектную мощность 1- ой очереди Верхнекамского ГОКа в г. Усолье» (премия за реализацию 2-го этапа калийной мотивации), дополнительное соглашение к трудовому договору от 21.07.2021; за декабрь 2020 г., май 2021 г. - ..... руб. (..... руб. + ..... руб.) - Приказ от 25.05.2021 г. и Приказ от 29.12.2020 «О выплате вознаграждения участникам программы КПЭ за 2020 год» (премия КПЗ за 2020 год), дополнительные соглашения к трудовому договору от 29.12.2020, от 31.05.2021; за март 2022 г. - ..... руб. - Приказ от 22.03.2022 г. «О выплате вознаграждения участникам программы КПЭ за 2021 год» (премия КПЭ за 2021 год), дополнительное соглашение к трудовому договору от 22.03.2022.

Все перечисленные приказы о выплате премий по итогам УПЦ/КПЭ, а также этапам калийной мотивации, истцом ГАВ, а также дополнительные соглашения к трудовому договору по всем выплатам подписаны истцом ГАВ и не оспаривались в установленный положениями ч. 2 ст. 392 ТК РФ срок.

Таким образом, истец достоверно знал о порядке расчета его среднего заработка при расчете отпускных и командировочных, а также о размере стимулирующих выплат УПЦ/КПЭ и по 1 -му и 2-му этапам калийной мотивации, в связи с чем, срок обращения за разрешением индивидуального трудового спора по выплатам, срок выплаты которых имел место до 20.07.2022 пропущен без уважительных причин.

Оснований для восстановления пропущенного срока судом не усмотрено, учитывая при этом, что с 30.08.2019 ГАВ являлся ..... ООО «Урал-ремстройсервис», в полной мере обладал всей необходимой информацией, имел штат сотрудников, которые обладают необходимыми познаниями в сфере экономики, финансового и налогового права и, действуя с должной степенью добросовестности, мог проверить расчеты всех начислений, содержащихся в расчетных листках и иных документах работодателя.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Исходя из данных разъяснений следует, что для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.12.2017 № 4-КГ17- 60). В рамках настоящего спора Истец обратился в суд с иском о взыскании не начисленной заработной платы, в связи с чем, оснований считать нарушение трудовых прав истца длящимся, не имеется.

В связи с чем, исковые требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате отпуска и выплате компенсаций за неиспользованный отпуск в размере ..... руб. за период с 29.12.2017 по 18.04.2023,; задолженность по выплате районного коэффициента в размере ..... руб. за период с 01.03.2017 по 01.04.2023, задолженности по оплате командировок за период с ноября 2021 года по апрель 2023 года в размере ..... руб., удовлетворению не подлежат.

Относительно искового требования истца о взыскании с ответчика премии за третий этап Программы калийной мотивации в размере ..... руб. суд приходит к следующим выводам.

С 29.12.2018 на основании Приказа у ответчика введено в действие Положение о постановке целей, оценке результатов их достижений и вознаграждении работников (версия 4.0) (далее Положение). (л.д.38-74 том 4)

Положение содержит описание Программы управления эффективностью персонала на базе годовых КПЭ (ключевых показателей эффективности) и разработано с целью стимулирования достижения стратегических целей, финансово-экономических и производственных планов.

Работнику, входящему в состав участников Программы КПЭ, может выплачиваться вознаграждение за достижение индивидуальных результатов по выполнению поставленных целей в соответствии с Положением работодателя о постановке целей, оценке результатов их достижения и вознаграждения работников.

Выплата вознаграждения обусловлена рядом условий, среди которых – индивидуальный результат работника, повышение эффективности деятельности работодателя и достижение среднесрочных (годовых) целей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности работодателя.

Как следует из указанного локального акта работодателя, для того, чтобы получить премию, работник должен последовательно участвовать в этапах постановки, согласования, утверждения и корректировки КПЭ, промежуточной оценке и подведении итогов.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что истец входил в состав участников Программы КПЭ, принял участие во всех этапах постановки, согласования, утверждения и корректировке КПЭ, а также этапах промежуточной оценки и подведения итогов.

Приказом директора ООО «Урал-ремстройсервис» ГАВ от 31.08.2021 утверждена и введена в действие с 01.09.2021 « Инструкция о порядке реализации краткосрочных программ стимулирования персонала», , версия 2.0». ( л.д. 102-126 том 4)

Согласно указанному выше Положению, в программе КПЭ участвуют только работники, занимающие должности, оказывающие непосредственное и значимое влияние на достижение среднесрочных (годовых) целей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Пунктом 2.1.10 Программы предусмотрено, что в случае увольнения участника Программы КПЭ до окончания цикла КПЭ, итоги выполнения им КПЭ не подводятся (если иное не предусмотрено условиями трудового договора или соглашения о расторжении трудового договора), и он теряет право на возможную выплату годовой премии по результатам выполнения КПЭ. Согласно пункту 2.1.11 условиями сохранения права на выплату являются: трудовой договор участника действует на момент подведения итогов, корпоративная отчетность утверждена уполномоченными органами управления, итоговые оценки выполнения КПЭ утверждены уполномоченными органами управления.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Положения цикл КПЭ включает в себя этап определения списка участников программы, этап постановки, согласования и утверждения КПЭ, период выполнения КПЭ в рамках календарного года с 1 января по 31 декабря, этап промежуточной оценки результатов достижения КПЭ и их корректировки при необходимости, этап подведения итогов и их утверждения уполномоченными органами управления, этап вознаграждения в зависимости от результатов достижения КПЭ.

В соответствии с разделом 3.4 Положения, этап подведения итогов и их утверждения уполномоченными органами управления включает в себя информирование экспертов КПЭ, участников программы Департаментом компенсации и льгот о запуске процесса подведения итогов в течение двух недель с момента утверждения отчетности уполномоченным органом управления, далее в период с декабря по февраль проходит формирование фактических карт эффективности ключевого персонала, и в течение двух недель с момента утверждения карт эффективности ключевого персонала уполномоченным органом управления – формирование фактических карт эффективности иных участников программы, к которым относится и истец в соответствии с занимаемой должностью. При этом принятие решения о выплате вознаграждения производится в зависимости от графика работы уполномоченного органа, а сама выплата – не ранее двух недель после выплаты премии ключевому персоналу. Таким образом, завершение цикла КПЭ в соответствии с действующим порядком не может произойти ранее, чем февраль-март года, следующего за отчетным.

При этом, подведение промежуточных итогов является частью цикла КПЭ, но не является основанием для выплаты премии в соответствии с действующим порядком, утвержденным локальным нормативным актом работодателя, в связи с чем, не может быть признано основанием для сохранения за истцом права на эту выплату.

Истец был ознакомлен с Положением о КПЭ, являлся директором данного предприятия с 30.08.2019, ежегодно подписывал дополнительные соглашения к трудовому договору о выплате премии по указанному Положению, ссылался на него в исковом заявлении, следовательно, не мог не знать об условиях начисления данной премии и условиях утраты права на ее получение, а при заключении соглашения о расторжении трудового договора имел возможность настоять на включение в соглашение условий о выплате премии данного вида.

Из содержания письма о включении истца в состав участников 2 -го и 3- го этапа «Программа премирования за реализацию калийного проекта в Усолье следует, что условиями премирования за достижение целевых показателей 3-го этапа являются: завершение строительства и получение разрешений на ввод в эксплуатацию в течение 2020 года следующих объектов Горнодобывающего комплекса в соответствии с проектной документацией: Обогатительный комплекс 1 и 2 пусковые комплексы. В случае увольнения премия не выплачивается.

С условиями программы премирования истец был уведомлен письмом о включении в программу премирования, следовательно, на дату увольнения располагал сведениями о размерах, предполагаемых сроках выплат спорных премий, что в свою очередь свидетельствует о том, что условия Соглашения о расторжении трудового договора в полной мере отражают условия, на которых стороны договорились прекратить трудовые отношения.

Применительно к установленным критериям достижения показателей по 3-му этапу калийной мотивации (достижение 100 % суточной мощности, включая выполнение отсекающего показателя по получению разрешительной документации до 4 квартала 2020 года) истец не имеет право требовать стимулирующую выплату, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было получено только 11.04.2023 года. Кроме того, правовая природа выплаты по итогам 3-го этапа калийной мотивации как дополнительной, стимулирующей выплаты, не входящей в состав гарантированной заработной платы, не предполагает права истца требовать ее взыскание после увольнения.

Поскольку трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем премий работникам, при определении правовой природы премий подлежат применению положения локальных нормативных актов, коллективных договоров, устанавливающие систему оплаты труда, а также условий трудовых договоров, заключенных между работником и работодателем.

Аналогичные выводы содержатся в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2017 № 69-КГ17-22, в котором суд при разрешении спора по существу исходил из содержания локальных нормативных актов работодателя и обратил внимание, что при разрешении спора о взыскании невыплаченной премии не учтено, что в положении об оплате труда отсутствует норма о том, что ежемесячная премия является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.

Программой мотивации участников проектных групп за реализацию 2-го и 3-го этапов проекта «Строительство, запуск и выход на проектную мощность 1-й очереди Верхнекамского ГОКа в г. Усолье (в редакции от 16.06.2021), являющейся Приложением № 1 к Приказу ООО «ЕвроХим-УКК» от 22.07.2021 года , преследовалась цель завершения проекта в установленные сроки и бюджеты оплат.

Программа предусматривала три этапа реализации проекта со следующими целевым сроками и условиями, используемыми для расчета целевых бонусов: этап 1 - запуск/начало выдачи продукции KCL до декабря 2017 года; этап 2 - достижение 50% от проектной мощности производства KCL до 4 кв. 2019 года; этап 3 - достижение 100% от проектной суточной мощности производства KCL до 4 кв. 2020 года.

В примечании к 3-му этапу прямо указано, что оценка будет проведена при достижении целевых показателей и соблюдения критериев оценки, включая выполнение отсекающего показателя по получению разрешительной документации на ввод объектов 3-го этапа.

То есть, соблюдение сроков получения разрешительной документации до 4 квартала 2020 года является одним из обязательных условий материального стимулирования работников.

Согласно заключению Западно-Уральского управления Ростехнадзора на объект капитального строительства «Усольский калийный комбинат. Этап «Обогатительный комплекс. Корректировка. Объекты первого пускового комплекса» положительное заключение датировано только 06.05.2022, более 1,5 лет спустя определенного программой калийной мотивации срока ввода в эксплуатацию и выхода на 100% от проектной мощности.

При этом, до получения положительного заключения Ростехнадзора объект капитального строительства не может быть введен в эксплуатацию и использоваться в производстве (п. 7 ч. 6 ст. 5.2, ч. 16 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ( далее ГрК РФ).

В силу положений ч.1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является исключительным источником доказательства ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию, не подлежащих доказыванию какими-либо иными доказательствами.

Условиями получения выплат по этапам калийной мотивации являлось завершение строительства и получение разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в течение 2020 года.

В силу положений ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу изложенного, а также п. 7 ч. 6 ст. 5.2, ч. 16 ст. 54 ГрК РФ, положительное заключения Ростехнадзора является лишь одним из необходимых, но недостаточным документом для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и последующего его ввода в эксплуатацию.

Положительное заключение Ростехнадзора разрешением на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства не является и не подтверждает ввод объектов в эксплуатацию.

Также в силу приведенных норм права не являются разрешением на ввод в эксплуатацию и не могут подтверждать ввод в эксплуатацию наличие служебной записки руководителя Департамента по управлению инвестиционными проектами ВАС, а также включение объекта размещения отходов «Пруд-отстойник (шламохранилище)» в государственный реестр объектов размещения отходов.

Соответственно, ни положительные заключения Западно-Уральского управления Ростехнадзора, ни служебная записка руководителя Департамента по управлению инвестиционными проектами ВАС, ни включение объекта размещения отходов «Пруд-отстойник (шламохранилище)» в государственный реестр объектов размещения отходов не являются доказательствами, подтверждающими позицию истца о выполнении условий калийной мотивации, предполагающей именно ввод объектов в эксплуатацию.

Надлежащим доказательством ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию является составленный и подписанный всеми заинтересованными лицами акт ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, который составляется не раньше получения в установленном ст. 55 ГрК РФ порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Необходимые разрешения на ввод объектов в эксплуатацию были получены спустя значительное время после установленного программой срока (получение разрешений в 4 квартале 2020 года): разрешение на ввод объекта (шламохранилище) в эксплуатацию датировано 11.04.2023 (реализации 2-го этапа калийного проекта); разрешение на ввод объекта (обогатительный комплекс, объекты второго пускового комплекса) в эксплуатацию от 24.03.2021; разрешение на ввод объекта (обогатительный комплекс, объекты первого пускового комплекса) в эксплуатацию от 31.08.2022 (реализации 3-го этапа калийного проекта). ( л.д. 127-176 том 4)

Исходя из представленных стороной ответчика документов, ни по одному из включенных в калийную мотивацию объектов капитального строительства разрешение на ввод в эксплуатацию не было получено в установленный программой срок до конца 4 квартала 2020 года.

Соответственно, довод истца об уклонении работодателя от оформления ввода объектов капитального строительства, в отсутствии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, является несостоятельным.

Представленные в материалы дела разрешения на ввод объектов 2-го и 3-го этапа калийной мотивации в эксплуатацию прямо свидетельствуют, что истцом была допущена существенная просрочка реализации поставленных на 2020 год целей, исключающая возможность выплаты премий.

В связи с изложенным, возможность выплаты денежных средств по программе калийной мотивации 3-го этапа, с учетом правовой природы выплаты как дополнительной стимулирующей, а также при наличии просрочки их выполнения, не может рассматриваться как безусловное обязательство работодателя.

В силу прямого указания в п. 5.3.5.1 дополнительного соглашения от 29.08.2019 к трудовому договору от 10.06.2016 в случае успешной реализации таких проектов работнику могут начисляться и выплачиваться стимулирующие выплаты - премии за реализацию различных проектов, мероприятий, целевых программ, отдельных задач.

В соответствии с условиями и. 3.1 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников, а также п. 6 Приложения № 10 к Положению об оплате труда и материальном стимулировании работников поощрительная выплата за реализацию проектов, также, как и иные поощрительные выплаты за индивидуальные результаты выполнения целей по программе калийной мотивации/КПЭ, не входят в состав гарантированной заработной платы.

Соответственно, применительно к сформулированной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2017 № 69-КГ 17-22 позиции такая выплата является правом, а не обязанностью работодателя применительно к положениям ч. 1 ст. 191 ТК РФ.

Применительно к ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса РФ, Положение о постановке целей, оценке результатов их достижения и вознаграждении работников № 14-ПП02-01, введённое в действие на ООО «Урал-ремстройсервис» с 01.01.2019 Приказом № 28/118 от 29.12.2018, предполагает материальное стимулирование работников, в связи с чем, одним из условий такой выплаты является наличие трудовых отношений с работником.

Подобные условия материального стимулирования работников ООО «Урал- ремстройсервис», не противоречит положениям Трудового кодекса РФ и не свидетельствует о дискриминации, допущенной в отношении истца, поскольку решение о выплате такой премии (вознаграждения) калийной мотивации, а также о ее размере является выражением воли работодателя относительно расходования средств ООО «Урал-ремстройсервис» и организации оплаты труда работников, принятый ответчиком локальный нормативный акт является не соглашением сторон, а волеизъявлением работодателя в рамках компетенции, определенной, в том числе, Трудовым кодексом РФ.

Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм.

Поскольку все выплаты произведены истцу в полном объеме, производные требования истца о взыскании с ответчика компенсации за задержку выплат отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск в размере 359 496,46 руб. за период с 29.12.2017 по 03.07.2023, компенсации за несвоевременную выплату районного коэффициента в размере 935 344, 43 руб., компенсации за несвоевременную выплату премии в размере 89 667,00 руб. за период с 18.04.2023 по 13.10.2023; компенсацию за несвоевременную выплату командировочных расходов в размере 114 691,71 руб. период с 01.01.2022 по 03.07.2023, удовлетворению не подлежат.

Статьей 237 Трудового кодекса РФ установлено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку нарушение ответчиком трудовых прав истца судом не установлено, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей; суммы, подлежащие выплате экспертам; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Поскольку в удовлетворении исковых требований ГАВ отказано в полном объеме, требования о взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежат.

     Руководствуясь. ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ГАВ (паспорт , выдан ..... .....) к обществу с ограниченной ответственностью «Урал-ремстройсервис» (ИНН ) о взыскании задолженности по оплате отпуска и выплате компенсаций за неиспользованный отпуск в размере 1 907 354,90 руб. за период с 29.12.2017 по 18.04.2023, компенсации за несвоевременную выплату отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск в размере 359 496,46 руб. за период с 29.12.2017 по 03.07.2023; задолженности по выплате районного коэффициента в размере 2 256 533,80 руб. за период с 01.03.2017 по 01.04.2023, компенсации за несвоевременную выплату районного коэффициента в размере 935 344, 43 руб.; задолженности по выплате премии за третий этап Программы калийной мотивации в размере 810 001,35 руб., компенсации за несвоевременную выплату премии в размере 89 667,00 руб. за период с 18.04.2023 по 13.10.2023; задолженности по оплате командировок за период с ноября 2021 года по апрель 2023 года в размере 655 045,00 руб., компенсации за несвоевременную выплату в размере 114 691,71 руб. период с 01.01.2022 по 03.07.2023; компенсации за несвоевременную выплату заработной платы по день фактического исполнения обязательств; компенсации морального вреда в сумме 500 000,00 руб.; расходов по оплате юридических услуг в сумме 70 000,00 руб., - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна: Судья Ю.А. Халявина

Решение суда в окончательной

форме принято 18.10.2023.

2-2838/2023 ~ М-2702/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Губин Александр Валерьевич
Ответчики
ООО "Урал-ремсотройсервис"
Другие
Бурмистров А.В.,
Шайдуллина Рината Сергеевна
Мокроусова В.Э
Васильева И.В
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Судья
Халявина Ю.А.
Дело на странице суда
berezn--perm.sudrf.ru
21.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2023Передача материалов судье
25.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
13.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2023Дело оформлено
25.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее