11RS0009-01-2022-002247-74
Дело № 2-36/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мишиной О.Н.
при секретаре судебного заседания Гариповой И.А.
с участием истца Пархачевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве 25 января 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Пархачевой В. С. к ООО «Ригла» о признании незаконным отказа в части предоставления очередного трудового отпуска в количестве 44 дней, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Пархачева В.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО "Ригла" Сыктывкарский филиал о признании действия работодателя ООО «Ригла» Сыктывкарский филиал об отказе в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы по истечении шести месяцев непрерывной работы незаконными, взыскании компенсации морального вреда в размере 25 000 руб.
В обоснование иска указано, что работает провизором в филиале ООО «Ригла» <адрес> на 0,5 ставки с 02.02.2023. Истец обратился к работодателю с заявлением о предоставлении оплачиваемого отпуска продолжительностью 44 календарных дней с 02.08.2023 по 14.09.2023, однако, работодатель предоставил 22 календарных дня с 02.08.2023 по 23.08.2023 за фактически отработанное время. Полагает, что ответчиком нарушено право на использование оплачиваемого отпуска за первый год работы по истечении 6 месяцев работы.
Определением суда от 18.10.2023 к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО "Ригла".
Определением суда от 05.12.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственную инспекцию труда в Республике Коми
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования и доводы, указанные в иске.
Ответчики своих представителей в суд не направили. В ранее представленном отзыве с заявленными требованиями не согласны, просили в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо в судебном заседании участия не принимает, суду представлен письменный отзыв.
Суд в соответствии с положениями статьей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке заочного производства.
Суд, заслушав истца, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, считает требования, подлежащими частичному удовлетворению
В силу ч. 5 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на предоставление оплачиваемых ежегодных отпусков.
Механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия и порядок предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, закреплен в ТК РФ.
В соответствии со статьей 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 321 ТК РФ, кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней. Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях.
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (ст. 120 ТК РФ).
В силу части 1 статьи 122 Трудового кодекса Российской Федерации оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.
Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев (часть 2 статьи 122 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
Из части 2 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
Таким образом, положения действующего трудового законодательства обязывают работодателя при составлении графика отпусков учитывать пожелания работников о наиболее удобном для них времени использования отпуска.
Отпуск в иные периоды, не предусмотренные графиком отпусков, предоставляется только по согласованию сторон в порядке, установленном ст.123 ТК РФ.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 02.02.2023 между ООО «Ригла» Сыктывкарский филиал и Пархачевой В.С. заключен трудовой договор N <№>, согласно которому, Пархачева В.С. с 02.02.2023 принята на работу в аптечный пункт <№> <данные изъяты> на 0,5 ставки.
Трудоустройство Пархачевой В.С. оформлено приказом о приеме на работу от 02.02.2023 № <№>
Согласно п.4.3 Договора работнику ежегодно предоставляется основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и ежегодный дополнительный отпуск с сохранением места работы и заработной платы общей продолжительностью 16 календарных дней. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у Работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы.
Пархачева В.С. направила 17.07.2023 работодателю заявление о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 44 календарных дней с 02.08.2023 по 14.09.2023 года.
На основании приказа ООО «Ригла» Сыктывкарский филиал № <№> от 28.07.2023 истцу предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней с 02.08.2023 по 15.08.2023, дополнительный ежегодный отпуск - 8 календарных дней с 16.08.2023 по 23.08.2023, всего – 22 календарных дня с 02.08.2023 по 23.08.2023.
Пархачева В.С. ознакомлена с приказом под роспись 28.07.2023.
ООО «Ригла» в своем отзыве относительно заявленных требований указало, что Пархачевой В.С. был предоставлен отпуск за фактически отработанное время в данной организации.
Ответчик в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил суду доказательства, подтверждающие ознакомление истца с графиком отпусков на 2023 год.
При установленных обстоятельствах до подачи заявления о предоставлении отпуска Пархачеву В.С. с графиком отпусков не знакомили, согласования между сторонами достигнуто не было и доказательств об этом суду не представлено.
Также в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлены доказательства, подтверждающие заключения соглашения между сторонами относительно разделения ежегодного оплачиваемого отпуска на части на момент издания оспариваемого приказа 28.07.2023 года.
Также судом установлено, что истец на основании приказа <№> от 01.11.2023 года уволена с 01 ноября 2023 года. Расчет при увольнении произведен.
При установленных обстоятельствах Пархачева В.С. по истечении шести месяцев её непрерывной работы обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска в количестве 44 календарных дней с 02.08.2023 по 14.09.2023 года, что предусмотрено п.4.3 Трудового договора, подписанного сторонами., однако, работодатель вынес приказ о предоставлении отпуска за фактически отработанное время в данной организации в количестве 22 календарных дней.. С графиком отпусков истец не была ознакомлена, следовательно, между сторонами не было заключено соглашение относительно периода отпуска и его разделения на части.
С учетом вышеизложенного действия работодателя в части предоставления отпуска за фактически отработанное время противоречат ч.2 ст.122 ТК РФ.
Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда в связи с нарушением трудовых прав, приходит к следующему.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (абзац 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда.
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (часть 2 статьи 1064 Гражданского кодекса).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что работник в силу статьи 237 Трудового кодекса РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
Истец в судебном заседании пояснил, что отпуск в количестве 44 дней ей был очень необходим, поскольку ей необходимо было время для подготовки к учебной сессии, о чем она сообщила работодателю, кроме того, у неё мама 1930 года рождения, является инвалидом второй группы, ветеран Великой отечественной войны, ей необходим был уход.
Установив факт нарушения трудовых прав истца, учитывая объем нарушенного защищаемого права, связанного с невозможностью реализовать право на отдых в полном объеме, гарантированное Конституцией РФ, длительность его нарушения, степень вины работодателя, характер причиненных истцу нравственных страданий, суд полагает, что заявленный истцом размер 25 000 руб. является завышенным, что размер компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. будет соответствовать требованиям разумности и справедливости, соразмерности последствиям нарушения прав истца как основополагающего принципа, предполагающего установление судом баланса интересов сторон.
Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Пархачевой В. С. к ООО «Ригла» о признании незаконным отказа в части предоставления очередного трудового отпуска в количестве 44 дней, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать действия ООО «Ригла» незаконными в части отказа предоставления Пархачевой В. С. очередного трудового отпуска в количестве 44 дней на основании заявления от 17.07.2023 года.
Взыскать с ООО «Ригла» в пользу Пархачевой В. С. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено не позднее 1 февраля 2024 года.
Судья О.Н. Мишина