УИД№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2023 года пос. Кавказский, КЧР
Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего – судьи Семенова Б.С., при секретаре судебного заседания – Коркмазовой А.Х., с участием помощника прокурора Прикубанского района КЧР – Кузнецовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении Прикубанского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прикубанского района КЧР к муниципальному бюджетному общеобразовательную учреждению «СОШ Адрес » об обязании оборудовать окна замками безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит обязать МБОУ «СОШ п.Майский» в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать окна замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».
В судебном заседании помощник прокурора Прикубанского района КЧР Кузнецова С.А. поддержала доводы искового заявления, просила требования удовлетворить.
Представитель МБОУ «СОШ п.Майский» в судебное заседание не явилась, представила заявление о признании исковых требований прокурора Прикубанского района Карачаево – Черкесской Республики, а также просила рассмотреть данное гражданское дело в ее отсутствии.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Прикубанского муниципального района Карачаево – Черкесской Республики в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не известил.
В соответствии с положением ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии участников процесса.
Выслушав Кузнецову С.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из искового заявления и не оспаривается сторонами, прокуратурой Прикубанского района проведена проверка исполнения МБОУ «СОШ п.Майский» законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой в деятельности МБОУ «СОШ п.Майский» выявлены нарушения п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99 Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», введенных в действие постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41.
Согласно ст. 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Как следует из п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребёнка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, государства-участники, в том числе Российская Федерация, обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Пунктами 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 и ч. 7 этой же статьи образовательное учреждение обязано, помимо прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с пунктами 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35- ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Согласно п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Прокурорской проверкой установлено, что на оконных рамах МБОУ «СОШ п.Майский» отсутствуют устройства, предотвращающие выпадения детей. Данные обстоятельства подтверждаются представленными объяснениями директора образовательного учреждения Сторожаковой Л.Н., согласно которым замки в окнах СОШ п.Майский на оконные блоки не установлены. Доказательств обратного суду не представлено и материалы дела не содержат.
Оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.
Несоблюдение образовательным учреждением вышеуказанных норм затрагивает права учащихся на благоприятные условия обучения, нарушает права учащихся МБОУ «СОШ п.Майский» на охрану здоровья.
Выявленные нарушения стали возможны по причине ненадлежащего исполнение обязанностей должностными лицами МБОУ «СОШ п.Майский» ответственными за охрану здоровья обучающихся.
Таким образом, неисполнение образовательным учреждением обязанности по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об обоснованности искового заявления прокурора Прикубанского района КЧР к муниципальному бюджетному общеобразовательную учреждению «СОШ п.Майский» об обязании оборудовать окна замками безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Прикубанского района КЧР к муниципальному бюджетному общеобразовательную учреждению «СОШ п.Майский» об обязании оборудовать окна замками безопасности, удовлетворить.
Обязать МБОУ «СОШ п.Майский» в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать окна замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательном виде.
Судья Семенов Б.С.
Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2023 года.