Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4097/2023 ~ М-3253/2023 от 12.09.2023

Уникальный идентификатор дела

№92RS0002-01-2023-004181-06

Производство (дело) №2-4097/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 октября 2023 года            город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,

при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.,

с участием представителя истца - Лысцевой А.А., действующей на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Чигушовой Веры Петровны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма на комнату <адрес> в городе Севастополе.

Исковые требования мотивированы тем, что Чигушовой В.П. для постоянного проживания было предоставлено спорное жилое помещение, в котором она зарегистрирована с 27 апреля 1990 года. Ранее истец также проживала в комнате <адрес> на основании ордера от 18 октября 1989 года, выданного Севастопольским радиозаводом имени ФИО5. Ордер на занимаемое жилое помещение - комнату <адрес> выдан ОАО «<данные изъяты>» 17 февраля 1999 года. После передачи жилого помещения в коммунальную собственность города 25 октября 2012 года между Чигушовой В.П. и балансодержателем общежития – коммунальным предприятием «<данные изъяты>» - был заключен договор пользования жилой площадью в общежитии на комнату <адрес>, без указания срока его действия. 30 июля 2015 года между Чигушовой В.П. и государственным унитарным предприятием города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» также был заключен договор пользования жилой площадью в общежитии на комнату <адрес>, без указания срока его действия. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 января 2016 года № 148-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» комната <адрес> включена в реестр собственности города Севастополя. 20 января 2023 года № 7-а/2023 истец обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма на занимаемое жилое помещение. Решением от 02 августа 2023 года №6877/01-05-02.1-50/02/23 в предоставлении соответствующей государственной услуги истцу было отказано по тем основаниям, что жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду. Считает отказ незаконным, нарушающим права истца.

Истец в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщила, обеспечила явку своего представителя, которая настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, явку своих представителей не обеспечило, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.

06 октября 2023 года Департамент капитального строительства города Севастополя направил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, считал, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по доводам, изложенным в отказе в предоставлении истцу государственной услуги.

Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения представителя истца счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав участников процесса, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).

Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что место жительства Чигушовой В.П. с 27 апреля 1990 года зарегистрировано по Правовыми основаниями для вселения в спорную комнату послужил ордер , выданный ОАО «Муссон» 17 февраля 1999 года.

Приказом Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от 17 декабря 2008 года № 1531 общежитие по <адрес> было передано в коммунальную собственность города Севастополя, а также на баланс коммунального предприятия «<данные изъяты>».

После передачи жилого помещения в коммунальную собственность города 25 октября 2012 года между Чигушовой В.П. и балансодержателем общежития – коммунальным предприятием «<данные изъяты>» был заключен договор пользования жилой площадью в общежитии на комнату <адрес>, без указания срока его действия.

После ликвидации коммунальных жилищно-эксплуатационных предприятий Севастопольского городского Совета на основании распоряжения Правительства Севастополя от 27 февраля 2015 года № 101-РП, распоряжением Правительства Севастополя от 26 февраля 2015 года № 89-РП «Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя» здание по <адрес> было передано на обслуживание государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» в качестве многоквартирного дома.

30 июля 2015 года между Чигушовой В.П. и государственным унитарным предприятием города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» также был заключен договор пользования жилой площадью в общежитии на комнату <адрес>, без указания срока его действия.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 января 2016 года № 148-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» комната <адрес> включена в реестр собственности города Севастополя.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 20 января 2023 года № 7-а/2023, истец обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма на занимаемое жилое помещение – комнату <адрес>.

Решением от 02 августа 2023 года № 6877/01-05-02.1-50/02/23 в предоставлении соответствующей государственной услуги было отказано по следующим основаниям: «Установлено, что жилое помещение, расположенное по <адрес>, относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 января 2016 года № 148-РДИ жилое помещение по указанному адресу включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития.

Заключение договора социального найма на жилое помещение в общежитии противоречит статьям 92, 94, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения и могут быть переданы гражданам во временное пользование на условиях договора найма специализированных жилых помещений.

Договор социального найма может быть заключен на условиях бессрочного пользования жилыми помещениями жилищного фонда социального использования (статьи 6, 7 Закона города Севастополя от 15 мая 2015 года № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя»), к которому общежития, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, не относятся».

Таким образом, на момент рассмотрения дела судом право пользования истцов спорным жилым помещениям на условиях социального найма Департаментом капитального строительства города Севастополя не признано по причине отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду города.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Судом установлено, что спорное жилое помещение – комната <адрес> предоставлено истцу до введения в действие на территории города Севастополя Жилищного кодекса Российской Федерации, для постоянного проживания, на условиях бессрочности.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Право пользования спорным жилым помещением возникло у истца на законных основаниях, в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством, в бессрочное пользование.

В соответствии со ст. 58 Жилищного кодекса Украины, действовавшего                  на момент предоставления жилого помещения, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 указанного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа.

Согласно пунктам 1, 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов. К специализированному жилищному фонду относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.

Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.

На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В силу прямого запрета, установленного пунктом 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированное жилое помещение не может быть предоставлено гражданам по договору социального найма.

Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

То обстоятельство, что после 18 марта 2014 года предмет спора был отнесен к государственной собственности города Севастополя, фактический статус жилого помещения не изменило и на ранее возникшие отношения не повлияло. В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, спорная комната, которую истец с момента вселения фактически занимала на условиях социального найма, включению в специализированный жилищный фонд не подлежит.

Сам по себе факт включения спорного жилого помещения в Реестр собственности города Севастополя на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в качестве общежития не свидетельствует о его включении в специализированный жилищный фонд.

Согласно ст. 10 Закона города Севастополя от 05 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины. Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации»: «Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации)».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Исковые требования Чигушовой Веры Петровны к Департаменту капитального строительства г.Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда" о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма удовлетворить.

Признать за Чигушовой Верой Петровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования на условиях социального найма жилым помещением – комнатой <адрес>.

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Чигушовой Верой Петровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор социального найма на комнату <адрес>

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16.10.2023.

Председательствующий –

2-4097/2023 ~ М-3253/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чигушова Вера Петровна
Ответчики
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Лысцева Александра Анатольевна
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда"
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Котешко Людмила Леонидовна
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
12.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2023Передача материалов судье
18.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее