Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4699/2023 ~ М-2543/2023 от 03.07.2023

Дело № 2-4699/2023

УИД 18RS0003-01-2023-003214-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2023 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:

председательствующего судьи                                                      Салова А.А.,

при секретаре                                                                             Николаевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ОСФР по Удмуртской Республике о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ОСФР по Удмуртской Республике о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, мотивируя свои требования следующим.

С <дата> истец является получателем пенсии по старости. Размер пенсии определен без учета сведений о всех периодах работы, а именно не учтено время работы: в ПАО «Ижсталь» с <дата> по <дата>, в ООО «Люрис» с <дата> по <дата>, в этой же организации с <дата> по <дата>, в этой же организации с <дата> по <дата>, в ООО «Чистый дом сервис» с <дата> по <дата>.

На основании изложенного истец с учётом заявления об уточнении исковых требований просил суд:

- обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за весь период ее выплаты истцу;

- взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 50 000 руб.

В судебное заседание истец, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явился, в связи с чем дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие.

В судебном заседании представители истца ФИО3, ФИО4 исковые требования поддержали, суду пояснили, что неверный расчет размера пенсии истца связан с тем, что периоды работы в ПАО «Ижсталь» с <дата> по <дата>, в ООО «Люрис» с <дата> по <дата>, в этой же организации с <дата> по <дата>, в этой же организации с <дата> по <дата>, в ООО «Чистый дом сервис» с <дата> по <дата> не учтены пенсионным органом.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО5 просила оставить иск без удовлетворения, поскольку все указанные стороной истца периоды учтены и на основании его заявлений выполненные перерасчёты размера пенсии.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.57 ГПК РФ обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах и лицах, участвующих в деле.

Суд в соответствии с принципами равноправия сторон, состязательности гражданского судопроизводства и диспозитивности не осуществляет сбор доказательств и по своей инициативе не истребует какие бы то ни было доказательства, за исключением доказательств при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.

В обязанности суда входит лишь определение предмета доказывания (совокупности юридических фактов, установление которых необходимо для разрешения дела по существу) и создание необходимых условий для сбора и истребования доказательств.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу данного федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным федеральным законом в части, не противоречащей данному федеральному закону.

Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

В силу пунктов 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами, при этом перечни различаются между собой.

Так, пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ не предусматривает учета в общий трудовой стаж периодов по уходу неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет.

При оценке пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ в общий трудовой стаж подлежат включению периоды по уходу неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет.

Возможности соединения формул для определения расчетного размера трудовой пенсии, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ действующее пенсионное законодательство не предусматривает.

Соответственно, при осуществлении оценки пенсионных прав лица в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ включение в общий трудовой стаж периодов, не перечисленных в данном пункте, невозможно и противоречит закону.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Из материалов дела следует, что <дата> истец обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа с <дата> истцу назначена трудовая пенсия по старости.

<дата> истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.

<дата> истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, в котором указал, что продолжает трудовую деятельность (л.д. 38-39).

<дата> истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, в котором указал, что продолжает трудовую деятельность в ОАО «Ижсталь» (л.д. 40-41).

<дата> истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, в котором указал, что продолжает трудовую деятельность в ОАО «Ижсталь» (л.д. 44-45).

<дата> истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии (л.д. 42-43).

<дата> истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, в котором указал, что продолжает трудовую деятельность в ОАО «Ижсталь» (л.д. 46-47).

<дата> истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, в котором указал, что продолжает трудовую деятельность в ОАО «Ижсталь» (л.д. 48-49).

<дата> истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, в котором указал, что продолжает трудовую деятельность в ОАО «Ижсталь» (л.д. 50-51).

На основании указанных заявлений ответчиком исходя из уплаченных работодателями истца страховых взносов на обязательное пенсионное страхование произведен перерасчет размера пенсии истца в сторону увеличения: с <дата>, с <дата>, с <дата>, с <дата>, с <дата>, с <дата>, с <дата>, с <дата>, с <дата>, с <дата>, с <дата>, что следует из представленных ответчиком распоряжений о перерасчете, сведений о состоянии расчетного пенсионного капитала, письма от <дата>.

Согласно записям в трудовой книжке истец с <дата> по <дата> работал в Производственном объединении «Ижсталь» (с <дата> – ОАО «Ижсталь»); с <дата> по <дата> работал в ООО «Люрис».

На лицевом счете застрахованного лица отражены следующие периоды трудовой деятельности ФИО1:

- с <дата> по <дата> работа в ОАО «Ижсталь»;

- с <дата> по <дата> работа в ООО «Люрис»;

- с <дата> по <дата> работа в ООО «Люрис»;

- с <дата> по <дата> работа в ООО «Люрис»;

- с <дата> по <дата> работа в ООО «Чистый дом сервис».

Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица содержит сведения о размере страховых взносов, уплаченных работодателями истца за указанные периоды.

Письмом ответчика от <дата> истцу подробно разъяснен порядок расчета размера пенсии, приведен подробный расчет (л.д. 73-75).

Из текста указанного письма и искового заявления следует, что на <дата> размер пенсии истца составляет 26 017,60 руб., хотя по расчету истца в иске ее размер должен составлять 29 194,89 руб.

Анализ расчетов сторон позволяет суду прийти к выводу о том, что разница образовалась в связи с расхождениями при расчете индивидуального пенсионного коэффициента (по расчету истца – 174,74, по расчету ответчика – 149,069) и в связи с применением различных формул расчета размера пенсии.

С <дата> вступил в силу Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу ст. 34 указанного закона для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года была установлена трудовая пенсия по старости величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01 января 2015 года - 64,10 руб. (ч. 10 ст. 34 Федерального закона № 400-ФЗ).

Такой порядок расчета размера пенсии применяется в отношении истца, поскольку на 01 января 2015 года ему была назначена трудовая пенсия по старости, при этом он не осуществлял трудовую деятельность, в связи с которой работодатель бы производил отчисление страховых взносов за ФИО1

Изложенное следует из содержания ст. 34 указанного выше закона.

Из представленных ответчиком документов следует, что размер трудовой пенсии истца на <дата> составлял 9 555,34 руб., при этом ее размер определен (ежегодно выполнены перерасчеты) с учетом продолжения истцом трудовой деятельности после назначения пенсии, в том числе с учетом названных представителями истца спорных периодов.

Поэтому расчет размера страховой пенсии по старости истца на <дата> верно определен ответчиком по формуле:

9 555,34 /64,10 = 149,069 (ИПК)

149,069 * 127,77 = 18 450,27 руб. (страховая пенсия), где 149,069 – ИПК, а 127,77 – стоимость одного пенсионного коэффициента с <дата> в соответствии со ст. 87 Федерального закона от 28.12.2022 N 569-ФЗ).

Итого: 18 450,27 + 7 567,33 = 26 017,60 руб., где 18 450,27 руб. – страховая пенсия, а 7 567,33 – размер фиксированной выплаты в 2023 году в соответствии со ст. 87 Федерального закона от 28.12.2022 N 569-ФЗ.

Установленных Пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ оснований для перерасчета размера пенсии судом не установлено, при этом расчет размера пенсии истца признан верным, выполненным с учетом продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии, перерасчеты размера пенсии истца с учетом продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии (уплаченных страховых взносов) выполнены своевременно, наличие оснований для перерасчета размера пенсии сторона истца при рассмотрении дела не доказала, в связи с чем исковые требования ФИО1 подлежат оставлению без удовлетворения.

В силу ст. 98 ГПК РФ отказ в удовлетворении иска влечет невозможность возмещения за счет ответчика понесённых истцом расходов по оплате услуг представителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 (СНИЛС <номер>) к ОСФР по Удмуртской Республике (ИНН <номер>) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Решение изготовлено в окончательной форме <дата>.

Судья А.А. Салов

2-4699/2023 ~ М-2543/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Салиев Рафис Гильмиевич
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР
Другие
Белослудцев А.В.
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Салов Алексей Александрович
Дело на сайте суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2023Передача материалов судье
06.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.09.2023Предварительное судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
11.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее