Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Избербаш 04 декабря 2020 года
Судья Избербашского городского суда Республики Дагестан Муртазалиев М.М.,
Рассмотрев, представленный начальником ОВМ ОМВД России по г.Избербаш майором полиции ФИО5, материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), в отношении гражданки Республики Азербайджан Магамедовой Мадины Алиасхаб кызы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении от 04.12.2020г. <адрес>, составленному ст. инспектором ОВМ ОМВД России по г.Избербаш ст. лейтенантом полиции ФИО6, 04.12.2020г. в 09 час. 00 мин., в ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий выявлена гражданка Республики Азербайджан Магамедова Мадина Алиасхаб кызы, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая находится на территории РФ с нарушением установленного режима пребывания (проживания), выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Таким образом, своими действиями (бездействием) иностранный гражданин нарушил требования ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996г. №114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (90 из 180 суток), т.е. совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В судебном заседании Магамедовой М.А. как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судом разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также ст.51 Конституции РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" КоАП РФ не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании ч.1 ст.24.4 КоАП РФ.
Указанного ходатайства Магамедовой М.А. заявлено не было.
В судебном заседании гражданка Азербайджана Магамедова М.А. согласилась с изложенными в протоколе событиями, а также с вменяемой административной ответственностью за совершенное правонарушение, при этом пояснила, что она прибыла в Российскую Федерацию к своей матери, а также близким родственникам, которые проживают в Республике Дагестан и являются гражданами Российской Федерации, но смогла выехать своевременно из РФ в связи с тяжелым финансовым положением. В настоящее время хочет узаконить свое дальнейшее пребывание в РФ путем оформления гражданства, в связи с болезнью ее матери, нуждающейся в постороннем уходе и помощи по хозяйству. Ее мама ФИО1 является гражданкой РФ и проживает по адресу: РД<адрес>. Просит суд из РФ ее не выдворять, так как все ее родственники, в том числе родные братья и сестры являются гражданами РФ и проживают на территории РФ. Родственников в Азербайджане у нее нет и жить там негде. Впредь обязуется Российское законодательство не нарушать. Вину свою полностью признает.
Изучив материалы дела, опросив гражданку Республики Азербайджан Магамедову М.А. прихожу к следующему выводу.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 04.12.2020г. в 09 час. выявлена гражданка Азербайджана Магамедова М.А., допустившая нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации после истечения срока временного пребывания его на территории Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении <адрес> от 04.12.2020г.; объяснением Магамедовой М.А.; паспортом гражданки Азербайджана на ее имя, а также распечаткой сведений (досье) из Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих или постоянно проживающих в Российской Федерации, на Магамедову М.А., из которой усматривается, что последняя пересекла границу РФ 29.06.2016г.,- которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
При этом, каких-либо сведений о том, что гражданка Азербайджана Магамедова М.А. после прибытия на территорию РФ в установленный законом срок зарегистрировалась по месту пребывания материалы дела не содержат и Магамедовой М.А. суду не представлены.
Таким образом, совершенное Магамедовой М.А. деяние, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, что не оспаривается последней.
Санкция 4.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно ч.2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела и полученных дополнительно судом объяснений усматривается, что на территории Российской Федерации проживает мать Магамедовой М.А. – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес> РД, гражданка Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Магамедовой М.А. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15.06.1999г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.05.2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем, чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса; состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14.02.2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 г. №3-П, от 13.03.2008 г. №5-П, от 27.05.2008 г. №8-П, от 13.07.2010 г. №15-П, от 17.01.2013 г. №1-П, от 17.02.2016 г. №5-П и др.).
В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность Магамедовой М.А., не имеется.
С учетом личности Магамедовой М.А., а также конкретных обстоятельств настоящего дела, указывающих на нарушение права Магамедовой М.А. на уважение семейной жизни, назначение ей административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом изложенного, считаю необходимым назначить Магамедовой М.А. административное наказание в виде штрафа, не применяя дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, предоставляя возможность Магамедовой М.А. право на общение и поддержку своей семьи.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст.18.10, ст.ст.29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
гражданку Азербайджана Магамедову Мадину Алиасхаб кызы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> Республики Азербайджан, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Произвести оплату штрафа по следующим реквизитам: наименование банка - ГРКЦ НБ РД, р/с 40101810600000010021, ИНН 0548006023, КПП 054801001, КБК 18811640000016020140, БИК 048209001, код ОКТМО 82715000, получатель - УФК России по РД, наименование платежа - штрафы за административные правонарушения.
Суд также разъясняет, что согласно ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в предусмотренный законом срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Направить копию постановления начальнику ОВМ ОМВД России по г.Избербаш, а также вручить Магамедовой М.А.
Судья
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
М.М. Муртазалиев