Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2022-001685-09
Дело № 2-109/2023 (2-2391/2022;)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2023 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,
при секретрае с удебного заседания Хорошевской В.С.
с участием:
истца – Филиппова А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Филиппова Александра Михайловича к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя о признании решения, требования незаконными
заинтересованное лицо – Гаражный кооператив «Кипарис-3»
у с т а н о в и л:
Административный истец Филиппов А.М. обратился в с уд с требованиями к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя о признании решения, требования незаконными и просил признать решение комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства ( за исключением нестационарных торговых объектов), оформленное протоколом №-Д в части пункта 11 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу; признать требование о демонтаже или перемещении незаконно размещенного объекта от ДД.ММ.ГГГГ Департамента гнородского хозяйства города Севастополя незаконным и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Административные исковые требования мотивированы тем, требованием от ДД.ММ.ГГГГ Департамент городского хозяйства города Севастополя обязал правообладателя гаража произвести демонтаж (перемещение) гаража с земельного участка кадастровый номер № в течение 10 рабочих дней. При невыполнении требования, сообщается о производстве демонтажа департаментом самостоятельно. Требование мотивировано решением Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) оформленное протоколом N 68-Д (пункт 11) от ДД.ММ.ГГГГ Указанные требования и решение по мнению административного истца незаконны, поскольку спорный гараж, пользователем которого является административный истец, находится в границах гаражного кооператива, земельный участок находится в аренде гаражного кооператива, вид разрешенного использования земельного участка «для обслуживания гаражей, административный истец является членом гаражного кооператива, в связи с чем оснований для признания гаража самовольной постройкой и его сноса не имеется.
В судебном заседании административный истец Филиппов А.М. доводы административного иска поддержал, просил удовлетворить.
Административные ответчики и заинтересованное лицо о слушании дела извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От представителя Департамента городского хозяйства г.Севастополя поступил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу статьи 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
В целях реализации указанного Федерального Закона порядок и условия принятия решения по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, земельных участков на территории города Севастополя, государственная собственность на которые не разграничена, и которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц (далее - земли города Севастополя), земельных участков, находящихся муниципальной собственности от незаконно размещенных объектов, не являющихся капитальными, установлены Порядком взаимодействия органов исполнительной власти при организации работы по освобождению территории города Севастополя от незаконно размещенных объектов, не являющихся капитальными, демонтаже и (или) перемещении таких объектов, утверждённым постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №.
Земля, находящаяся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, - все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.3.7 Порядка №).
Рассмотрение вопросов об освобождении земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от неезаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов) осуществляется постоянно действующей Комиссией по вопросам освобождения земель Департамента городского хозяйства города Гевастополя (пункт 1.2 Порядка).
Приказом Департамента городского хозяйства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД создана Комиссия по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), (вместе с «Положением о Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального качения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов).
Судом установлено, что Филиппов А.М. является членом ГК «Кипарис-3» и владеет металлическим гаражом №-А.
В ходе мониторинга территории города Севастополя в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Департаментом городского хозяйства г.Севастополя выявлены незаконно размещенные объекты некапитального строительства: 25 металлических гаража, в том числе гараж заявителя. На момент выявления правообладатель объектов установлен не был. По данному факту должностным лицом Департамента городского хозяйства города Севастополя составлен Акт о выявлении незаконно расположенного объекта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71)
Из отзыва Департамента городского хозяйства г.Севастополя следует, что согласно данным Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Севастополя гараж Филиппова А.М. расположен частично на земельном участке, собственность на который не разграничена, а частично на земельном участке с кадастровым номером |№, находящемся в собственности города Севастополя.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссия по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства, (за исключением нестационарных объектов)
Из выписки из протокола №-Д следует, что комиссией принято решение демонтировать незаконно размещенные объекты капитального строительства - металлические гаражи – 25 штук, расположенные в границах земельного участка №
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом на официальной странице Правительства |Севастополя в сети «Интернет» размещено требование о демонтаже или перемещении незаконно размещенного объекта. – металлического гаража в течение десяти рабочих дней.
Требование размещено ДД.ММ.ГГГГ непосредственно на объекте. ДД.ММ.ГГГГ годя требование о демонтаже незаконно размещенного объекта размещено на объекте повторно.
Административным истцом в ходе рассмотрения дела указано на то, что гараж размещен на земельном участке, ГК «Кипарис-3»
Определением Гагаринского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 77 КАС РФ по делу назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы.
Из заключения эксперта №-ЗУ ООО «ПРО.ЭКСПЕРТ» следует, что по результатам исследования экспертом установлено, что металлический гараж №А, находящийся в пользовании у Филиппова А.М., расположен за пределами земельных участком, предоставленных ГСК «Кипарис-3» по договору аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ, по отношению к земельному участку с кадастровым номером № местоположение металлического гаража смещено от 0,85 до 1,27м.
В силу части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд принимает указанное заключение эксперта как доказательство по делу, оснований не согласиться с выводами эксперта у суда не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку гараж находящийся в пользовании у Филиппова А.М. находится за пределами земельного участка кооператива и расположен на землях государственной собственности города федерального значения Севастополя, разрешение на его размещение административным истцом получено не было, при этом оспариваемые решение и требование приняты административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-179, 227, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Решение принято в окончательной форме 12 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судья /подпись/ Е.П. Матюшева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>