Дело № 2 - 130/2023
34RS0026 – 01 – 2023 – 000089 - 44
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Сулохиной Н.Н.,
при секретаре Никифоровой Т.А.,
с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО5,
представителя ответчика администрации Ленинского муниципального района <адрес> ФИО6, действующей по доверенности № от 09.01.2023 года,
03.04.2023 года в городе Ленинске, Волгоградской области рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Ленинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности выделить зоны с особым режимом.
У С Т А Н О В И Л:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ленинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности выделить зоны с особым режимом.
В обоснование заявленных требований указал, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и водоотведении в деятельности администрации Ленинского муниципального района, в ходе которой выявлены несоответствия имеющихся документов территориального планирования требованиям действующего градостроительного законодательства и водного законодательства Российской Федерации на территории Ленинского муниципального района.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В силу части 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно части 1 статьи 34 Водного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федераци зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
Статья 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населённого пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района.
Вместе с тем, при изучении Генеральных планов и Правил землепользования и застройки администраций Колобовского и Царевского сельских поселений Ленинского муниципального района в виде карт, в документах градостроительного зонирования отсутствуют зоны территорий с особым режимом использования - зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
При этом, в соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по организации водоотведения с их финансовыми возможностями.
По указанным фактам прокуратурой в адрес главы Ленинского муниципального района внесено представление, однако реальных мер по устранению нарушений действующего законодательства, принято не было.
Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 34 Водного кодекса Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в схеме территориального планирования зон, санитарной охраны источников питьевого водоснабжения может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу загрязнения и засорения источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Просит суд обязать администрацию Ленинского муниципального района <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда выделить зоны территорий с особым режимом использования - зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на Генеральных планах и Правилах землепользования и застройки администраций Колобовского и Царевского сельских поселений Ленинского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены администрация Царевского и Колобовского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес>.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО5 заявленные исковые требования, по основаниям, изложенным в иске, поддержал в полном объёме, просил суд обязать администрацию Ленинского муниципального района <адрес> выделить зоны территорий с особым режимом использования - зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на Генеральных планах и Правилах землепользования и застройки администраций Колобовского и Царевского сельских поселений Ленинского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Представитель ответчика администрации Ленинского муниципального района <адрес> ФИО6 в судебном заседании возражений относительно заявленных требований не выразила, просила суд увеличить срок выполнения мероприятий по выделению зон территорий.
Представитель третьего лица администрации Царевского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, глава сельского поселения ФИО7 письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений относительно заявленных требований, не имеет.
Представитель третьего лица администрации Колобовского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, начальник ТО в <адрес>, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, <адрес>х Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО8 письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные требования поддерживает.
Суд, выслушав заместителя прокурора <адрес> ФИО5, представителя администрации Ленинского муниципального района <адрес> ФИО6, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределённом кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации, установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Частью 1 статьи 7.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
В соответствии с пунктами 4 и 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения населения городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Санитарно – эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02" (далее - СанПиН 2.1.41110-02).
Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.41110-02 организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих её поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Из материалов дела следует, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Ленинского муниципального района <адрес> требований законодательства о водоснабжении и водоотведении.
По результатам проведённой проверки в адрес главы администрации Ленинского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией Ленинского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> направлен запрос о даче разъяснений о необходимости или отсутствии необходимости, установления зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения если:
- на территории сельских поселений Ленинского муниципального района Ильичевского, Коммунаровского, Маякского, Рассветинского, Степновского поселений используется техническая вода копани (поверхностного водного объекта), заключены муниципальные контракты с ФГБУ «Управление Волгоградмелиодводхоз» по оказании услуги по обводнению Ленинского муниципального района <адрес>, по подаче воды для пополнения источников водоснабжения;
- в Заплавненском сельском поселений МУП ЖКХ «Заплавное» заключен договор с комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> на забор (изъятие) водных ресурсов из рукава реки Ахтуба и согласован с федеральными бюджетным учреждением администрации Волжского бассейна внутренних водных путей в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, для обеспечения населения технической водой.
Из сообщения администрации Ленинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что по итогам рассмотрения представления прокуратуры сообщено следующее:
- отмеченные в рассматриваемом представлении нарушения законодательства, отображение границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения в документах территориального планирования и документах градостроительного зонирования Колобовского и Царевского сельских поселений <адрес> планируется отобразить в плановом порядке при внесении изменений;
- в Каршевитском, Покровском и Маляевском сельских поселениях Ленинского муниципального района <адрес> отсутствуют источники питьевого и хозяйственного водоснабжения;
- в Бахтияровском сельском поселении <адрес> водоснабжение осуществляется с водозабора городского поселения <адрес>;
- в отношении Ильичевского, Коммунаровского, Маякского, Рассветинского, Степновского сельских поселений, где используется техническая вода копани (поверхностного водного объекта) и заключены муниципальные контракты с ФГБУ «Управление Волгоградмеливодохоз» по оказании услуги по обводнению Ленинского муниципального района <адрес>, по подаче воды для пополнения источников водоснабжения администрация Ленинского муниципального района <адрес> обратилась за разъяснениями о необходимости или об отсутствии необходимости, установления зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>.
Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоны санитарной охраны (далее ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть ЗСО устанавливается только для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Указанные в обращении водные объекты к таковым не относятся, в связи с чем, установление ЗСО не требуется.
Из сообщения администрации Ленинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что администрация Ленинского муниципального района в дополнение к письму от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно разъяснениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> сообщает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; зоны санитарной охраны (далее ЗСО) источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть ЗСО устанавливается только для источников питьевого и хозяйственного водоснабжения водные объекты, расположенные в Ильичевском, Коммунаровском, Маякском, Рассветинском, Степновском и Заплавненском сельских поселениях к таковым не относятся, в связи с чем, установление СЗО, на требуется.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 года N 52 - ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03. 2002 года N 10, установив, что в документах градостроительного зонирования (Генеральных планах и Правилах землепользования и застройки администраций Колобовского и Царевского сельских поселений Ленинского муниципального района в виде карт) отсутствуют зоны территорий с особым режимом использования - зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, суд приходит к выводу о неисполнении администрацией Ленинского муниципального района Волгоградской области возложенных на неё действующим законодательством обязанности по выделению зоны территорий с особым режимом использования - зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на Генеральных планах и Правилах землепользования и застройки администраций Колобовского и Царевского сельских поселений Ленинского муниципального района, что влечёт за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Каких – либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, администрацией Ленинского муниципального района <адрес> не представлено.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей в сфере окружающей среды может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить предусмотренные законом обязанности, в связи с чем, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 204 Гражданского – процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определённые порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определённые действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Учитывая, принцип соблюдения баланса прав и обязанностей сторон, принимая во внимание, что решение суда должно быть исполнимым, суд полагает, что установление срока исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу является разумным и справедливым, исходя из характера и объёма, подлежащих выполнению работ.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ленинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности выделить зоны с особым режимом, удовлетворить.
Возложить на администрацию Ленинского муниципального района <адрес> в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в силу решения суда выделить зоны территорий с особым режимом использования - зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на Генеральных планах и Правилах землепользования и застройки администраций Колобовского и Царевского сельских поселений Ленинского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ленинский районный суд <адрес> в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в месячный срок.
Судья: подпись
Справка: мотивированный текст решения судом изготовлен на компьютере с помощью принтера ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись