Мировой судья Захарова О. А. Дело № 2-3663/2022
Дело № 11-1/2023 (11-18/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бутаковой О. А.
при секретаре Таланкиной А. С.
рассмотрел в открытом судебном заседании 11 января 2023 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» к Владимирову Игорю Сергеевичу о взыскании задолженности,
по апелляционной жалобе Владимирова Игоря Сергеевича на решение мирового судьи судебного участка № 9 Катайского судебного района Курганской области от 13 октября 2022 года,
заслушав пояснения ответчика Владимирова И. С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее - ООО «Чистый город») обратилось к мировому судье с иском о взыскании с Владимирова И. С. задолженности по коммунальной услуге – обращение с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в размере 3349,08 руб. и пени за просрочку оплаты за период с 11.02.2021 по 31.12.2021 в размере 258,52 руб., а также просило взыскать в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 400,00 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Владимиров И. С. с 23.03.2000 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес 1. Истцом подавалось заявление на выдачу судебного приказа о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.12.2021. 16.02.2022 судебный приказ был вынесен. На основании поступивших возражений от ответчика относительно исполнения судебного приказа мировым судьей судебного участка № 9 Катайского судебного района Курганской области вынесено определение от 01.03.2022 об отмене судебного приказа. Несмотря на отмену вышеуказанного судебного приказа задолженность, образовавшаяся на сегодняшний день, не погашена. Никаких мер по погашению задолженности со стороны ответчика не предприняты. 13.09.2019 между ООО «Чистый город» и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области. Единый тариф на услугу регионального оператора установлен и введен в действие постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 47-8 от 30.12.2019 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2020 г.» и постановлением № 60-1 от 30.12.2020 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2021 г.». Региональный оператор в лице ООО «Чистый город» приступил к оказанию услуг ответчику по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2020. При расчете платы за коммунальную услугу обращение с твердыми коммунальными отходами применяются нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30.10.2017 № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области» - 1,9 куб. м./чел. в год для жителей г. Кургана и 1,7 куб. м./чел. в год для лиц, проживающих в сельских поселениях Курганской области. Коммунальная услуга по обращению с ТКО истцом ответчику оказывалась в полном объеме за весь период времени и предоставлялась в соответствии с Правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ и Курганской области. Таким образом, истец выполнил свои обязательства перед ответчиком в полном объеме. В адрес должника направлялись платежные документы, которые в нарушение действующего законодательства РФ на момент подачи заявления оплачены не были. Расчет задолженности по оплате коммунальной услуги производился из стоимости услуги на 1 человека, проживающего в сельских поселениях Курганской области, умноженной на количество предполагаемых постоянно или временно проживающих граждан и на количество месяцев, за которые оплата не была произведена. Кроме того, в соответствии со ст. 159 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и ч. 4 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации начислены пени. До настоящего момента ответчиком не предприняты меры по погашению образовавшейся задолженности (л. д. 2-3).
Представитель истца ООО «Чистый город» в судебное заседание суда первой инстанции не явился, просили рассмотреть дело без участия представителя, на исковых требованиях настаивали (л. д. 40).
Ответчик Владимиров И. С. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, поскольку договор на оказание услуги по обращению с ТКО он не заключал, баки для сбора мусора находятся далеко от его дома, поэтому мусор в баки он не выбрасывал, соответственно услугой ООО «Чистый город» он не пользовался.
Мировым судьей в соответствии со статьей 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 13.10.2022 принята резолютивная часть решения, согласно которой исковые требования ООО «Чистый город» удовлетворены в полном объеме. С Владимирова И. С. в пользу ООО «Чистый город» взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в размере 3349 руб. 08 коп., пени в размере 258 руб. 52 коп., расходы по уплате госпошлины 400 руб. 00 коп., всего общая сумма 4007 руб. 60 коп. (л. д. 45).
В связи с поступившим 19.10.2022 от ответчика заявлением мировым судьей в этот же день изготовлено мотивированное решение (л. д. 48, 49-50).
С таким решением не согласился Владимиров И. С., в апелляционной жалобе указал, что в период с 01.01.2020 по 31.12.2021 услуги по вывозу твердых коммунальных отходов фактически ООО «Чистый город» ему не оказывались, вывоз твердых коммунальных отходов не осуществлялся. При этом в ходе судебного разбирательства судом не рассмотрено его ходатайство о запросе данных системы отслеживания спутникового мониторинга ГЛОНАСС передвижения транспортного средства в указанный период, что нарушает его права и интересы. Поскольку данная информация не была запрошена судом, установить факт оказания услуг истцом ответчику не представляется возможным. Таким образом, факт оказания услуг истцом ответчику не установлен, материалами дела не подтверждается. При этом в его адрес не направлялась какая-либо информация об оказании услуг истцом, квитанции об оплате за оказанные услуги в его адрес не поступали. Просит решение мирового судьи судебного участка № 9 Катайского судебного района по делу № 2-3663/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л. д. 53-54).
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит решение мирового судьи подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку мировой судья рассмотрел исковое заявление ООО «Чистый город» о взыскании задолженности по коммунальной услуге без привлечения к участию в деле Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области.
В связи с отменой решения суда по указанным основаниям Катайский районный суд Курганской области апелляционным определением от 20.12.2022 постановил рассмотреть дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с привлечением к участию в деле Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Владимиров И. С. возражал против заявленных исковых требований, пояснил, что оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами он произвел, но по адресу нахождения жилого помещения - Адрес 2, которое находится в долевой собственности его и его сестры ФИО1, в котором он фактически не проживает, а проживает по адресу: Адрес 1. Договор с ним ООО «Чистый город» в письменной форме не заключал, квитанции на оплату услуги он не получал, возможно, их приносили и ложили не в почтовый ящик, а в щель забора, поэтому они могли потеряться. Услугами ООО «Чистый город» он не пользуется, так как на улице Адрес 1 мусорных баков нет, расположены они на большом расстоянии от его дома. С другой организацией по обращению с твердыми коммунальными отходами договор он не заключал, мусор складирует на своей территории, копит пластик, чтобы сдать его, пищевые отходы у него находятся в компостной яме, бумагу, поросль сжигает, другие отходы жена уносит в мусорный бак, который расположен возле квартиры, принадлежащей ей.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом (л. д. 83, 84), о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1).
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Как следует из статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учётом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждёнными Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истёкшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя изобъёмапотребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя изнормативовпотребления коммунальных услуг (в том численормативовнакоплениятвёрдыхкоммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации впорядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
В силу пункта 148(36) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения.
Пунктом 148(39) Правил установлено, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Плата за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платёжному агенту или банковскому платёжному агенту.
В соответствии с пунктом 159 Правил потребители, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Владимиров И. С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес 1, с 23.03.2020 по настоящее время, что не оспаривается ответчиком и подтверждается выпиской из ЕГРН (л. д. 5).
Факт проживания по указанному адресу в период с января 2020 года по декабрь 2021 года по указанному адресу Владимиров И. С. не отрицал.
Функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области исполняет ООО «Чистый город» на основании Соглашения от 13.09.2019, заключенного между Департаментом природных ресурсов и окружающей среды Курганской области и ООО «Чистый город» на период с 13.09.2019 по 13.09.2029 (л. д. 11-14), которое производит начисление платы гражданам по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.12.2019 г. № 47-8 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2020 год в размере 561,77 руб. за куб. м.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.12.2020 г. № 60-1 с учетом внесенных изменений установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2021 год в размере 561,77 руб. за куб. м. на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 и в размере 565,61 руб. за куб. м. с 01.07.2021 по 31.12.2021.
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30.10.2017 № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов, так в разделе «Домовладения» (пункты 8, 9 приложения к указанному приказу) установлены в табличной форме нормативы накопления твердых коммунальных отходов в расчете на одного проживающего: многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа – город Курган: 327,3 кг/год, 1,9 куб. м./год; многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа – город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области: 234,8 кг/год, 1,7 куб. м./год.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15.12.2021 по делу № 66а-1407/2021 признаны недействующими с даты принятия настоящего апелляционного определения пункты 8 и 9 приложения к приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30.10.2017 № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области», которыми установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области для домовладений - многоквартирных и индивидуальных жилых домов, расположенных на территории городского округа – город Курган, городского округа – город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2022 по делу № 88а-4189/2022 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15.12.2021 оставлено без изменения.
Из информации Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 19.12.2022 (л. д. 64) следует, что в период с 01.01.2020 по 15.12.2021 на территории Курганской области действовали нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30.10.2017 № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области». Приказом Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 09.09.2021 № 400 внесены изменения в вышеуказанный приказ об утверждении новых нормативов, согласно которым установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в расчете на одного проживающего: многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа – город Курган: 227,5 кг/год, 2,3 куб. м./год; многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа – город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области: 180,4 кг/год, 2,1 куб. м./год. На основании приказа Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 10.11.2021 № 509 измененные нормативы накопления твердых коммунальных отходов вступили в силу с 1 января 2022 года.
Таким образом, в период с 15.12.2021 по 31.12.2021 на территории Курганской области отсутствовал норматив накопления твердых коммунальных отходов в расчете на одного проживающего в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, расположенных на территории городского округа – город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области.
Как следует из правовой позиции, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации № 309-ЭС17-12555 от 27.11.2017, само по себе признание нормативного правового акта, регулирующего объем подлежащего оплате коммунального ресурса (услуги), недействующим не является основанием для освобождения ответчика, как потребителя услуг, от оплаты оказанной услуги.
Исходя из пунктов 2, 4, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правого акта, которым установлена регулируемая цена», в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее – нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.
Споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
В случае непринятия заменяющего нормативного правового акта спор о взыскании задолженности за поставленные ресурсы рассматривается с участием регулирующего органа.
При этом размер подлежащей оплате задолженности определяется судом исходя из выводов, содержащихся в судебном решении, которым нормативный правовой акт признан недействующим (например, об экономической необоснованности размера необходимой валовой выручки либо величин плановых объемов поставки ресурсов регулируемой организации), и имеющихся в деле доказательств (статья 67 ГПК РФ, статья 71 АПК РФ). В частности, при рассмотрении дела суд может учесть консультации специалистов, материалы тарифного дела, исходя из которых устанавливалась регулируемая цена, принять во внимание выводы, содержащиеся в судебных актах по делам, при рассмотрении которых уже определялась стоимость того же ресурса, поставленного тем же лицом за тот же регулируемый период, а также назначить в соответствии с процессуальным законодательством судебную экспертизу.
По смыслу приведенных разъяснений, одним из последствий признания недействующим нормативного правового акта об установлении нормативов потребления коммунальных услуг является исчисление стоимости услуги, оказанной за истекший период, по нормативу, установленному заменяющим актом.
На момент рассмотрения дела норматив накопления твердых коммунальных отходов для физических лиц в период с 15.12.2021 по 31.12.2021 на территории Курганской области установлен не был.
Основанием для признания пункта 9 приложения к приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30.10.2017 № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области», в редакции действующей до внесения изменений, касающегося установления норматива накопления твердых коммунальных отходов в расчете на одного проживающего в многоквартирных и индивидуальных жилых домов, расположенных на территории городского округа – город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области, послужил тот факт, что данный норматив рассчитан с нарушением Правил определения нормативов.
Суд полагает возможным применить норматив накопления твердых коммунальных отходов в размере 1,7 куб. м./год в период с 15.12.2021 по 31.12.2021, который действовал с 01.01.2020, при этом суд учитывает небольшую продолжительность отсутствия установленного норматива накопления твердых коммунальных отходов (16 дней), кроме того, установленный с 1 января 2022 года новый норматив накопления твердых коммунальных отходов (2,1 куб. м./год.) повышает стоимость коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судом установлено, что за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 Владимиров И. С. плату за обращение с твердыми коммунальными отходами не вносил, вследствие чего образовалась задолженность в размере 3 349 руб. 08 коп., а также начислены пени за период с 11.02.2021 по 31.12.2021 в размере 143 руб. 90 коп.
Представленный истцом расчёт задолженности по оплате коммунальной услуги и пени судом проверен и признается верным. Ответчиком Владимировым И. С. своего расчёта, доказательств погашения требуемой истцом задолженности в материалы дела не представлено.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.) (пункт 1).
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (пункт 2).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.) (пункт 4).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 (далее – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» определено, что твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
В силу пунктов 1 – 4 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 24.7 Федерального законаот 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путём размещения соответствующей информации на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8(5) – 8(7) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8(5) – 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу выше приведенных законоположенийу потребителя собственника жилого дома или части жилого дома есть самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Данная обязанность предусмотрена частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и регламентирована в вышеуказанных Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами.
Исходя из того, что с 13.09.2019 ООО «Чистый город» является единственным региональным оператором, уполномоченным оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области, на официальном сайте в сети «Интернет» им размещено адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора, кроме того, предложение было размещено и в газете «Знамя» Катайского района, то доводы ответчика о не заключении сторонами письменного договора являются несостоятельными.
Заключение договора в письменной форме путем подписания одного документа или обмена документами напрямую зависит от воли самого ответчика, отсутствие договора в письменной форме не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением на основании пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 5 и 7 указанных Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, кроме того, оборот твердых коммунальных отходов, их сбор и утилизация должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством, факт не заключения письменного договора, являющегося в силу закона публичным договором, не свидетельствует о незаконности действий истца по начислению платы за предоставляемую услугу в установленном законом порядке и размере.
При таких обстоятельствах истец не может быть освобожден от предусмотренной законом обязанности по исполнению условий договора, предусматривающего предоставление услуг, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами, и оплате таких услуг.
Доводы ответчика о том, что он услугами ООО «Чистый город» не пользовался, поскольку в данной услуге не нуждается, судом признаются несостоятельными, как указано выше, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Доводы ответчика о том, что ООО «Чистый город» не подтвердило факт оказания ему услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за оспариваемый период, контейнер находится на большом расстоянии от его дома, судом признаются не состоятельными, поскольку в силу положений статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности.
Постановлением администрации Катайского района от 21.06.2021 № 239 утверждены реестр и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории населенных пунктов, входящих в состав Катайского района Курганской области. Согласно указанному реестру место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов для источника образования твердых коммунальных отходов – Адрес 1 расположено по адресу: ... (л. д. 99, 100-107).
Доказательств несоблюдения предусмотренных нормативных расстояний между площадкой для установки контейнера и жилым домом суду не представлено, при этом несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м. расстоянии от жилого дома ответчика.
Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для освобождения от платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Каких-либо доказательств непредоставления указанной услуги, либо предоставления услуги ненадлежащего качества ответчик не представил, претензий, требований, связанных с ненадлежащим качеством оказанных истцом услуг в спорный период, либо их неоказанием, также не представлено.
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов заявителем способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется коммунальной услугой, в материалы дела не представлено.
Доводы ответчика о том, что им оплачены коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу нахождения жилого дома – Адрес 2, при этом он там не проживает, судом не принимаются во внимание, поскольку услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляются по всем объектам образования твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 8(3) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в случае, если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.
Доводы о том, что региональным оператором ответчику не предоставлялись счета об оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемой ему по месту жительства по адресу: Адрес 1, судом не принимаются во внимание, поскольку в судебном заседании ответчик пояснил, что счета приходили, но не с начала периода образования долга, а позднее, в связи с чем он многократно обращался в ООО «Чистый город» устно и письменно по различным вопросам, в том числе по вопросу об условиях договора оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Из средств массовой информации, в том числе телевидения, ему изначально было известно о введении регионального оператора по оказанию населению услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, об обязанности, порядке и способах заключения договоров.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований ООО «Чистый город» о взыскании с Владимирова И. С. задолженности по коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени за просрочку её оплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400,00 руб.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 9 Катайского судебного района Курганской области от 13 октября 2022 года отменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» к Владимирову Игорю Сергеевичу о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с Владимирова Игоря Сергеевича, ..., в пользу общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» задолженность по коммунальной услуге «обращение с твердыми коммунальными отходами» за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в размере 3349 (Три тысячи триста сорок девять) рублей 08 копеек, пени за просрочку оплаты за коммунальную услуг «обращение с твердыми коммунальными отходами» за период с 11.02.2021 по 31.12.2021 в размере 258 (Двести пятьдесят восемь) рублей 52 копейки, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 (Четыреста) рублей 00 копеек, всего общую сумму 4007 (Четыре тысячи семь) рублей 60 копеек.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления через суд первой инстанции.
Председательствующий судья: О. А. Бутакова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 января 2023 года.