Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-29/2024 (2-631/2023;) ~ М-511/2023 от 11.10.2023

Дело №2-29/2024

УИД 65RS0016-01-2023-000676-75

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 января 2024 года                                                                       гор. Углегорск

Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – Калашниковой Ю.С.,

при секретаре – Демко С.Ю.,

с участием истца Грачева А.В., представителя ответчика Сычаевой С.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2024,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Грачева Алексея Владимировича к администрации Углегорского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

установил:

11.10.2023 Грачев А.В. обратился в Углегорский городской суд с иском к администрации Углегорского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование указал, что 03.02.2007 был снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, в связи с осуждением. Вышеуказанное жилое помещение было предоставлено по договору социального найма его матери – Грачевой Л.Л. В 2018 году дом признан аварийным и расселен, на тот момент в квартире никто не проживал. С момента освобождения из мест лишения свободы и по настоящее время вопрос с регистрацией и проживанием не разрешен.

Протокольным определением Углегорского городского суда от 07.12.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен КУМС Углегорского городского округа.

В судебном заседании истец Грачев А.В. исковое требование поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Сычаева С.В. иск не признала, полагала, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку освободившись в 2012 году, Грачев А.В. знал о своем праве, однако ничего не предпринял.

В судебное заседание вызывался и не явился представитель третьего лица КУМС Углегорского городского округа, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Положениями части 1 статьи 1 ЖК РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий, для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищном законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защитой, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившим в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

На основании пункта 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Пунктом 5 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено, в том числе, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа входит обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пункту 6 статьи 6 Устава Углегорского городского округа к вопросам местного значения городского круга отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, администрация Углегорского городского округа является надлежащим ответчиком по делу.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Доказательств, подтверждающих, что до внесения в жилищное законодательство положения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма малоимущим гражданам, то есть до 01 марта 2005 года, истец обращался к ответчику с таким заявлением, суду представлено не было.

Учитывая, что истец до 01.03.2005 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий поставлен не был, следовательно, на спорные правоотношения распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01.03.2005.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2).

Частью 1 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

По смыслу статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, орган местного самоуправления принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Анализ указанных норм свидетельствует о том, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда возможно при наличии факта признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, Грачев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ имел постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, что подтверждается поквартирной карточкой формы Б на данное жилое помещение.

11.10.2006 приговором Углегорского городского суда Грачев А.В. осужден по части 4 статьи 111 УК РФ к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Постановлением Амурского городского суда Хабаровского края от 09.09.2010 Грачев А.В. освобожден условно-досрочно от отбывания наказания, назначенного приговором Углегорского городского суда от 11.10.2006, на не отбытый срок – 01 год 09 месяцев 09 дней.

03.02.2007 Грачев А.В. снят с регистрационного учета по месту жительства: <адрес>, в связи с осуждением к лишению свободы, в настоящее время регистрации по месту жительства на территории Углегорского городского округа не имеет, что подтверждается паспортом Грачева А.В.

Согласно поквартирной карточке формы Б, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на день рассмотрения дела зарегистрированных лиц нет, нанимателем значилась Грачева Л.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, дата выписки – а/з от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями абзаца 4 ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 №5242 -1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», (в редакции, действовавшей в период до 11.01.2015), а так же п.п. «в» п.31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, (в редакции, действовавшей до 18.03.2015), снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производилось органами регистрационного учета в случае осуждения к лишению свободы или принудительным работам - на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Вместе с тем, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства в связи с осуждением его к лишению свободы не лишает его права пользования жилым помещением.

Согласно статье 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Как следует из положений п.5, п.6 Постановления Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 № 8-П, временное не проживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением.

Исходя из положений ст.71 ЖК РФ, ст.2, ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 №5242 -1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», (в редакции, действовавшей в период до 11.01.2015), разъяснений Конституционного Суда РФ, содержащихся в Постановлении №8 –П от 23.06.1995, в период нахождения гражданина в местах лишения свободы за ним сохраняется право пользования жилым помещением.

Таким образом, суд приходит к выводу, что, так как Грачев А.В. до осуждения проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, следовательно, на период его нахождения в местах лишения свободы за ним сохранилось право пользования данным жилым помещением.

Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено: жилой <адрес> года постройки, железобетонный, двухэтажный, 12-квартирный, общая площадь жилых помещений 478 кв.м. Сведения о несоответствиях – заключением специализированной организации ООО «Сахалинстройконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом признан аварийным.

Заключением межведомственной комиссии, принятым на основании акта обследования, вышеуказанный жилой дом признан аварийным.

Постановлением администрации Углегорского городского округа от 28.06.2017 №518 жилые дома (помещения) признаны аварийными (непригодными для проживания) и подлежащими сносу, в том числе жилой <адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Углегорского городского округа вынесено постановление №110 о списании жилых домов из реестра муниципальной собственности Углегорского городского округа, в том числе по адресу: <адрес>, 1929 года постройки.

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Управление капитального строительства» Углегорского городского округа (заказчик) и ООО «Интерпром» (подрядчик) заключен договор /УКС/А-19 на ликвидацию аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, неиспользуемых и бесхозяйных объектов производственного и непроизводственного назначение.

Согласно справке №1 от 20.11.2019, стоимость выполненных работ по ликвидации жилого дома по адресу: г.Углегорск, ул.Инженерная, 8, составила 861 466,43 рублей.

Из письменных пояснений администрации Углегорского городского округа от 30.10.2023 следует, что дом расселялся в 2018 году. Меры по переселению Грачева А.В. не предпринимались, так как 11.10.2006 он был осужден к лишению свободы и снят с регистрационного учета 03.02.2007. По освобождению из мест лишения свободы Грачев А.В. в КУМС Углегорского городского округа с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, а также о признании его малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, не обращался.

Согласно данным ГБУ СО «Сахалинский центр государственной кадастровой оценки» от 09.11.2023, сведения о регистрации права собственности на домовладения и жилые помещения, расположенные на территории Сахалинской области, за исключением Северо-Курильского и Южно-Курильского районов, за Грачевым А.В. отсутствуют.

В материалах дела имеется уведомление от 19.10.2023 об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах Грачева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объекты недвижимости.

То обстоятельство, что в настоящее время истец Грачев А.В. не имеет иного жилого помещения, кроме разрушенного, стороной ответчика не оспаривалось, и подтверждается материалами дела.

Рассматривая довод представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд находит его необоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197), и иные положения главы 12 ГК РФ об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ).

Положениями статьи 208 ГК РФ установлено, что исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 25.02.2010 №177-О-О, взаимосвязанные положения абзаца пятого статьи 208 ГК РФ, содержащей перечень требований, на которые не распространяется установленный статьей 196 того же Кодекса общий трехлетний срок исковой давности, и статей 304 и 305 ГК РФ направлены на устранение длящихся нарушений прав собственника или иного владельца, не связанных с лишением владения, и в качестве таковых служат реализации предписаний статей 17 (часть 3), 35, 46 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.

Поскольку Грачев А.В. ранее проживал в жилом помещении, признанным аварийным, многоквартирный жилой дом снесен, а администрацией Углегорского городского округа не предпринималось никаких мер по его переселению, возникшие спорные правоотношения являются длящимися, и истец вправе в любое время поставить вопрос о предоставлении иного жилого помещения, на это требование не распространяется исковая давность, как на требование собственника или иного владельца об устранении нарушений его прав.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные о том, что истец, в установленном законом порядке был признан малоимущим и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Не представлено таковых доказательств и в судебном заседании.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом условий: признания органом местного самоуправления гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке.

При указанных обстоятельствах у суда не имеется законных оснований для возложения обязанности на администрацию Углегорского городского округа предоставить истцу по договору социального найма жилое помещение во внеочередном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь положениями статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления Грачева Алексея Владимировича к администрации Углегорского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 января 2024 года.

Председательствующий судья                        Ю.С. Калашникова

2-29/2024 (2-631/2023;) ~ М-511/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Грачев Алексей Владимирович
Ответчики
Администрация Углегорского городского округа
Суд
Углегорский городской суд Сахалинской области
Судья
Калашникова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
uglegorskiy--sah.sudrf.ru
11.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2023Передача материалов судье
17.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее