Дело <номер>
УИД 18RS0<номер>-67
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 апреля 2022 года <адрес>
Судья Октябрьского районного суда <адрес> Стех Н.Э., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Завод микроэлектронных технологий», ИНН 1831079259, расположенного по адресу: 426008, Удмуртская Республика, <адрес>, пом. 703,
ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
<дата> старшим государственным инспектором отдела контроля (надзора) за использованием и обращением драгоценных металлов, драгоценных камней <номер> МРУ Пробирной палаты России по ПФО ФИО2 по результатам плановой документарной проверки, проведенной в отношении общества с ограниченной ответственностью «Завод микроэлектронных технологий» (далее ООО «ЗМТ») составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
ООО «ЗМТ» вменяется следующее.
В нарушение пункта 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от <дата> N 203, специальным должностным лицом ООО «ЗМТ» в проверяемом периоде (с <дата> по <дата>) не проводились дополнительные инструктажи при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (изменения в Федеральный закон №115-ФЗ вносились следующими федеральными законами: от <дата> № 165-ФЗ (вступил в силу <дата>), от <дата> № 233-ФЗ (вступил в силу <дата>), от <дата> № 266-ФЗ (вступил в силу <дата>), от <дата> № 355-ФЗ (вступил в силу с <дата>), от <дата> № 370-ФЗ, от <дата> № 423-ФЗ, постановление Правительства РФ от <дата> <номер> (вступило в силу с <дата>).
В нарушение пункта 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, директор ООО «ЗМТ» ФИО3 после назначения на должность в течение года не прошел однократное обучение в форме целевого инструктажа ( то есть до <дата>).
В нарушение пункта 19 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ООО «ЗМТ» не установлены форма и содержание документа, в который было бы возможно внесение сотрудниками собственноручной подписи, подтверждающей факт проведения инструктажа и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами Общества, принятыми в целях организации внутреннего контроля.
В нарушение абз. 2 п. 1.1 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 667, ООО «ЗМТ» не привело правила внутреннего контроля в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, а также утвердило правила внутреннего контроля с программами, редакция которых не соответствует ранее принятым нормативным правовым актам. Кроме того, правила внутреннего контроля содержат ссылки на недействующие правовые акты. Кроме того, в нарушение пункта 4 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, ООО «ЗМТ» не включило в правила внутреннего контроля обязательные программы осуществления внутреннего контроля.
В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ специальное должностное лицо в установленные сроки (не реже чем один раз в три месяца) не осуществляло проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и не информировало о результатах таких проверок уполномоченный орган.
В нарушение п.п. 12, 14, 23 требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденных Приказом Росфинмониторинга от <дата> N 366 ООО «ЗМТ»:
- не принимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенифициарных владельцев;
- до приема на обслуживание выгодоприобретателей не устанавливает в отношении них сведения, указанные в Приложении <номер> к Требованиям;
- не проверяет наличие или отсутствие сведений о причастности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенифициарного владельца к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения;
- не применяет меры по выявлению среди своих клиентов, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
- не оценивает и не присваивает клиенту степень (уровень) риска на основании программы степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, включенной в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
В нарушение п.п. 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от <дата> N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ООО «ЗМТ» документально не зафиксировало и не представило в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об одной операции с иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, совершаемой его клиентом.
Указано место совершения правонарушения: Удмуртская Республика, <адрес>, пом. 703, дата выявления административного правонарушения: <дата>.
В судебном заседании защитник ООО «ЗМТ» ФИО4 вину в совершении вменяемого ООО «ЗМТ» правонарушения не признал, поддержал доводы письменных возражений, приобщенных к материалам дела. Дополнительно пояснил, что копия направленного ООО «ЗМТ» протокола не соответствует протоколу, имеющемуся в материалах дела. Ходатайство о составлении протокола в его отсутствие ООО «ЗМТ» не направляло.
Выслушав мнение защитника ООО «ЗМТ» ФИО4, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором подробно излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым лицом административного правонарушения, приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
При этом в силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Из приведенного законодательства следует, что по факту административного правонарушения составляется только один протокол об административном правонарушении, копии которого вручаются указанным в статье статьи 28.2 КоАП РФ. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол. Копии протокола и (или) акта, которые вручаются лицу, в отношении которого они составлены, должны полностью соответствовать оригиналам, имеющимся в материалах дела.
При рассмотрении дела установлено, что в оригинале протокола об административном правонарушении от <дата> и в представленной защитником ООО «ЗМТ» в материалы дела копии протокола об административном правонарушении усматриваются разночтения.
В частности, на стр. 10 оригинала протокола указано:
«Общество надлежащим образом было уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении юридического лица путем доставки Почтой России уведомления о месте и времени сосатавления протокола об административном правонарушении (исх. <номер> от <дата>), которое доставлено адресату <дата> (идентификатор: 45007667235700). Ходатайство о переносе составления настоящего протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ заявлено не было».
В представленной суду копии указано:
«Общество надлежащим образом было уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении юридического лица путем доставки Почтой России уведомления о месте и времени сосатавления протокола об административном правонарушении (исх. <номер> от <дата>), которое доставлено адресату <дата> (идентификатор: 45007667235700). В данном уведомлении Обществу были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции и ст. 25.1 КоАП РФ. Кроме того, копия уведомления <дата> была направлена на адрес электронной почты ООО «ЗМТ»: zmt516@mail.ru, после чего от Общества было получено ходатайство о составлении протокола в его отсутствие в связи с удаленностью места составления протокола (вх<номер> от <дата>). Ходатайство о переносе составления настоящего протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ заявлено не было».
Данных, свидетельствующих о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии защитника либо законного представителя ООО «ЗМТ», не имеется.
Отсутствуют и сведения об извещении указанного лица о необходимости явки к должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении для внесения изменений в указанный протокол.
Несоответствия между копией протокола об административном правонарушении, направленного ООО «ЗМТ», и оригиналом протокола об административном правонарушении, означает, что указанные процессуальные документы не соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В номере протокола об административном правонарушении также имеются разночтения, оригинал протокола имеет <номер>, копия протокола имеет <номер>.
Таким образом, протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы имеют существенные недостатки, неустранимые в ходе рассмотрения дела, исходя из чего протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы по настоящему делу являются недопустимыми доказательствами.
Положения КоАП РФ предусматривают, что вопрос о правильности составления протокола об административном правонарушении выясняется судьей, органом или должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (пункт 3 статьи 29.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Вместе с тем недостатки протокола выявлены только при рассмотрении дела об административном правонарушении.
С учетом установленного, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЗМТ» по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 29.9 – 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Завод микроэлектронных технологий», ИНН 1831079259, прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики.
Жалоба подается судье, которым вынесено постановление по делу.
Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Стех Н.Э.