Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-302/2022 ~ М-202/2022 от 27.01.2022

Дело 2-302/2022

УИД 12RS0001-01-2022-000315-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волжск 11 марта 2022 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Комиссаровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнилаевой Е. Н. к муниципальному учреждению Волжский городской комитет по управлению имуществом, руководителю муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом Яндимирову В. И. о признании незаконным отказа изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

Установил:

Корнилаева Е.Н. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению Волжский городской комитет по управлению имуществом, руководителю муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом Яндимирову В.И. о признании незаконным отказа изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявленным координатам, в течения месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что Корнилаевой Е.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию городского округа «Город Волжск» с заявлением о перераспределении указанного земельного участка, находящегося в ее собственности, и земель, находящихся в муниципальной собственности, при этом предоставила схему расположения земельного участка, общей площадью 800 кв.м., на кадастровым плане территории. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом истице отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории, поскольку границы образуемого участка, согласно схемы расположения земельного участка выходят за пределы единой линии застройки <адрес>, на территорию общего пользования, в результате создается изломанность границ. Кроме того, вновь образуемый участок полностью находится в зоне подтопления. Поскольку письмо от ДД.ММ.ГГГГ не содержат оснований, для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской заявлены указанные требования.

В судебном заседании истица Корнилаева Е.Н. требования поддержала, пояснила аналогичное изложенному в иске.

В судебное заседание ответчики представитель муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом, руководитель муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом Яндимиров В.И. не явились, извещены надлежащим образом.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации городского округа «Город Волжск» не явился, извещены надлежащим образом.

Выслушав истицу изучив, материалы дела суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.

Допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что на основании постановлений администрации городского округа «Город Волжск» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, заявлении Корнилаевой Е.Н. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ Корнилаевой Е.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , по адресу<адрес>, площадью 600 кв.м., о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись (л.д. 33-34, 35-46, 63-64).

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию городского округа «Город Волжск» с заявлением о перераспределении указанного земельного участка, находящегося в ее собственности, и земель, находящихся в муниципальной собственности, при этом предоставила схему расположения земельного участка, общей площадью 800 кв.м. на кадастровым плане территории (л.д.50, 55).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ руководителя муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом Яндимирова В.И. истице отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории, поскольку границы образуемого участка, согласно схемы расположения земельного участка выходят за пределы единой линии застройки <адрес>, на территорию общего пользования, в результате создается изломанность границ. Кроме того, вновь образуемый участок полностью находится в зоне подтопления (л.д.49).

В обоснование оспариваемого отказа в утверждении схемы расположения земельного участка муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом представлены письмо отдела архитектура и градостроительства администрации городского округа «Город Волжск» от ДД.ММ.ГГГГ и выписка от ДД.ММ.ГГГГ из градостроительного регламента Правил землепользования и застройки городского округа «Город Волжск», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52-53).

Из письма отдела архитектура и градостроительства администрации городского округа «Город Волжск» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером находится в зоне с особыми условиями использования территории: зона затопления территории г.Волжск, городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл водами весеннего половодья реки Волга (Куйбышевское водохранилище; часть прибрежной защитной полосы Куйбышевского водохранилища; часть водоохраной зоны Куйбышевского водохранилища). Отдел архитектуры и градостроительства возражает перераспределению земельного участка в сторону территории общего пользования. Предоставление сведений о существующих ограничениях (обременениях) земельного участка возможно только на основании актуализированной топографической съемки, которой администрация городского округа «Город Волжск» не располагает.

В выписке от ДД.ММ.ГГГГ из градостроительного регламента Правил землепользования и застройки городского округа «Город Волжск», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от ДД.ММ.ГГГГ указаны: кадастровый номер земельного участка и его площадь; площадь перераспределяемого участка; адрес; категории земель: земли насаленных пунктов, территориальная зона: Ж-3, зона застройки индивидуальными жилами домами; сведения о зоне с особыми условиями, аналогичные письму отдела архитектура и градостроительства администрации городского округа «Город Волжск» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из пунктов 4, 5, 6, 7 статьи 11.9 Земельного кодекса следует, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Исходя из смысла и содержания земельного и кадастрового законодательства изломанность границ земельного надела - это специфическое место расположения поворотных точек границ, вызванное объективными условиями рельефа и почвы, что существенно усложняет топографические и геодезические работы.

Между тем из представленной Корнилаевой Е.Н. схемы расположения земельного участка следует, что его границы имеют прямые линии, по конфигурации участок представляет из себя геометрическую фигуру в виде четырехугольника без изломанности границ (л.д. 55).

Ответчиком доказательств изломанности границ формируемого земельного участка не представлено, ходатайство о проведении экспертизы не представлено.

Учитывая изложенное, не имеется оснований для выводов о том, что в представленной схеме земельного участка имеется изломанность границ, то есть какая-либо сложная конфигурация, острые или многочисленные углы, которые бы усложняли или делали невозможным установление границ данного земельного участка, постановку его на кадастровый учет, рациональное использование его по назначению, приводили бы к вклиниванию в соседний участок или иным образом препятствовали бы рациональному использованию землевладений и землепользований.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 названного кодекса). Генеральный план поселения содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа, на которых отображаются, в частности, планируемые для размещения объекты местного значения городского округа (автомобильные дороги местного значения); границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 3, пункты 1 и 3 части 5 статьи 23 поименованного кодекса).

Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41).

Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42).

Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1).

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Кроме того, в силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена аналогичная Земельному кодексу Российской Федерации норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Из анализа приведенных выше норм следует вывод о том, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О.

Между тем ответчиком, доказательств закрепления в установленном законом порядке границ территорий общего пользования в пределах перераспределяемого участка не предоставлено.

В силу пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте.

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 17 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).

Сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).

Как усматривается из пункта 6 статьи 67.1 Водного Кодекса Российской Федерации, в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Сведений о внесении в градостроительные документы (Правила землепользования и застройки и Генеральный план) городского округа «Город Волжск» границ зон подтопления не представлено.

При этом указание в письме от ДД.ММ.ГГГГ, на внесение ДД.ММ.ГГГГ Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон подтопления не позволяет прийти к указанному выводу, кроме того, земельный участок с кадастровым номером был передан истице ДД.ММ.ГГГГ.

В Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером , сведения о нахождении участка в зоне подтопления не содержатся (л.д.64-65).

Сведения об использовании (не использовании) гидрозащитных сооружений в отношении территории, в состав которой входит заявленный участок, ответчиком не устанавливались.

С учетом изложенного, обязанность доказывания правомерности отказа по основаниям части 4-7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ответчиком не исполнена.

Таким образом, имеются основания для выводов о том, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, а также нарушает права, свободы и законные интересы истца.

При изложенных обстоятельствах, для устранения допущенного нарушения прав и свобод истца необходимо на Волжский городской комитет по управлению имуществом возложить обязанность рассмотреть по существу заявление Корнилаевой Е. Н. от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельного участка.

Учитывая, что суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, оснований для удовлетворения требований об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории не имеется.

Поскольку требования истца признаны обоснованными, с муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом подлежат взысканию расходы по государственной пошлине 300 рублей (л.д.4).

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковое заявление Корнилаевой Е. Н. к муниципальному учреждению Волжский городской комитет по управлению имуществом, руководителю муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом Яндимирову В. И. о признании незаконным отказа изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории удовлетворить частично.

Признать отказ Волжского городского комитета по управлению имуществом изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

На муниципальное учреждение Волжский городской комитет по управлению имуществом возложить обязанность рассмотреть по существу заявление Корнилаевой Е. Н. от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельного участка.

В остальной части требований Корнилаевой Е. Н. отказать.

Взыскать с Муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом в пользу Корнилаевой Е. Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.Р.Глухова

В окончательной форме решение принято 18 марта 2022 года

2-302/2022 ~ М-202/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Корнилаева Елена Николаевна
Ответчики
Руководитель МУ Волжский городской комитет по управлению имуществом
МУ Волжский городской комитет по управлению имуществом
Другие
Администрация городского округа "Город Волжск"
Суд
Волжский городской суд Республики Мари Эл
Судья
Глухова Юлия Рафаиловна
Дело на странице суда
volzhkiy--mari.sudrf.ru
27.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2022Передача материалов судье
31.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2022Судебное заседание
11.03.2022Судебное заседание
18.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее