Дело ***–1850/2022
УИД 43RS0017-01-2022-002796-16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 24 ноября 2022 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
в составе председательствующего судьи Аксеновой Е.Г.,
при секретаре Мурашкиной А.В.,
с участием истца ФИО1, представителя истца – адвоката ФИО5 по ордеру, представителя ответчика ГУ - ОПФ РФ по *** по доверенности – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1850/2022 по исковому заявлению ФИО1 к ГУ-ОПФ РФ по *** о назначении страховой пенсии,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФ РФ по *** о назначении страховой пенсии.
В обоснование иска указано, что ФИО1, *** года рождения, обратилась в ГУ-ОПФ РФ по *** *** с заявлением о назначении пенсии, поскольку истец имеет страховой стаж более 37 лет, а именно 38 лет 01 месяц 23 дня. Решением пенсионного органа *** от *** истцу было отказано в установлении страховой пенсии на дату обращения, поскольку у истца не хватает требуемого стажа и право на назначение страховой пенсии по старости истец приобретает ***. ФИО1 с учетом положений закона и фактических сведениях о работе, считает, что у неё появилось право на назначение страховой пенсии с ***. Просит суд, обязать ГУ-ОПФ РФ по *** назначить ей страховую пенсию с момента обращения, то есть с ***.
Истец ФИО1 и её представитель – адвокат ФИО5 в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме, суду пояснили, что в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 ФЗ от *** № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 37 лет страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста. В ст. 12 указано, что к иным периодам относятся периоды по уходу за ребенком, продолжительностью не более 6 лет, в соответствии с Постановлением *** от 1996 года отпуска по уходу за ребенком, продолжительностью от 1,5 до 3 лет, до *** включаются в страховой стаж. При включении данных периодов, а именно двух отпусков по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет, в стаж истца, он составит 38 лет, следовательно, возникает право на назначение пенсии. Просят исковые требования удовлетворить и назначить пенсию с 09.02.2022
Представитель ответчика ГУ-ОПФ РФ по *** по доверенности – ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, суду пояснила, что подтверждённый документами, на дату обращения, страховой стаж ФИО1 составлял 35 лет 04 месяца 20 дней, что недостаточно для назначения пенсии по старости в соответствии со ст. 8 п. 1.2 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого страхового стажа 37 лет на дату подачи заявления ***.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ФЗ от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Закон внесены изменения.
Названным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 № 350-ФЗ в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом предусмотрена льгота гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пунктах 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно положениям ч. 1 ст. 4 ФЗ № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. ч. 1 и 1.2 ст. 8 указанного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч. ч. 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В силу части 1 статьи 12 ФЗ № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются другие периоды, в том числе: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы (пункт 1), период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2), период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пункт 3); период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства (пункт 4) и другие.
Из положений ч. 9 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ).
Таким образом, с учетом анализа действующего пенсионного законодательства, только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", к таковым не относится.
Таким образом, анализируя действующее пенсионное законодательство, суд отмечает, что для назначения пенсии истцу раньше достижения пенсионного возраста, в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, с учетом нового пенсионного законодательства, подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять 37 лет для истца.
Судом установлено, что решением ГУ-ОПФ РФ по Кировской области от 22.02.2022 за № 457922 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1, п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 37 лет и отсутствием необходимого возраста 58 лет.
Как следует из пояснений сторон, данных в судебных заседаниях, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, истцу не включены следующие периоды: отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с *** по ***, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с *** по ***.
Установлено, что страховой стаж ФИО1, установленный пенсионным органом на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, составляет 35 лет 04 месяца 20 дней.
Стаж истца подтверждается копиями материалов пенсионного дела, расчетом стажа, а также копией трудовой книжки от ***.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет не относятся к периодам, которые подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в целях определения их права на страховую пенсию по старости, суд приходит к выводу, что для назначения пенсии истцу ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять 37 лет, который у ФИО1 на момент обращения в пенсионный орган – 09.02.2022г. отсутствовал.
Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы стороны истца о том, что ФИО1 имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку законодатель не установил запрета лицам, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включать отпуск по уходу за ребенком, который начался до ***, судом не принимаются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░ ░░░ ░░ ░░ *** ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ***░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.11.2022.