УИД 56RS0004-01-2024-000013-31
Дело № 2-53/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 февраля 2024 года с. Александровка
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Богдановой А.В.,
при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы администрации Султакаевского сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
глава администрации Султакаевского сельсовета Александровского района Оренбургской области обратился в суд с указанным заявлением, в обосновании которого указал, что 15 сентября 2023 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на учет в качестве бесхозяйных приняты объекты недвижимого имущества – сооружения дорожного транспорта, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи. Со дня постановки имущества на учет никто не заявлял о своих правах на указанное имущество. Фактически объектами недвижимости владеет истец, иные собственники не известны.
Просил суд:
- признать за муниципальным образованием Султакаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером №, протяженностью <данные изъяты> метр, расположенного по адресу: <адрес>
- признать за муниципальным образованием Султакаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение дорожного транспорта протяженностью 570 метров, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Султакаевский сельсовет, <адрес>.
В судебное заседание представители заявителя – администрации Султакаевского сельсовета и заинтересованного лица – администрации Александровского района Оренбургской области, не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, представитель заинтересованного лица просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Султакаевского сельсовета Александровского района Оренбургской области находятся объекты недвижимого имущества сооружения дорожного транспорта:
- протяженностью 301 метр, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
- протяженностью 570 метров, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Вышеуказанные объекты недвижимого имущества – сооружения дорожного транспорта отсутствуют в реестре муниципального имущества Александровского района Оренбургской области, что подтверждается уведомлением об отказе № 107 в выдаче выписки из реестра муниципального имущества Александровского района Оренбургской области № 5401 от 28 декабря 2023 года (л.д. 10); процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества не проходили и не включены в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области, что следует из сообщения ТУ Росимущества в Оренбургской области № 56-НБ-02/5127 от 28 июля 2023 года (л.д.8).
Из информации, предоставленной ГБУ «Госкадоцентр Оренбургской области» № 3278 от 3 августа 2023 года следует, что на учете в архиве ГБУ «Госкадоцентр Оренбургской области» запрашиваемые объекты недвижимости не значатся (л.д. 9).
Согласно выписке из ЕГРН от 15 января 2024 года № КУВИ-001/2024-12902894 объект недвижимости с кадастровым номером № – сооружение дорожного транспорта имеет протяженность 301 метров, год завершения строительства – 1992, адрес: Российская Федерация, <адрес>, правообладателем является муниципальное образование Султакаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, сооружение принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости 15 сентября 2023 года (л.д. 14-16).
Согласно выписке из ЕГРН от 6 февраля 2024 года № КУВИ-001/2024-38279347 объект недвижимости с кадастровым номером № – сооружение дорожного транспорта имеет протяженность 570 метров, год завершения строительства – 1985, адрес: <адрес> правообладателем является муниципальное образование Султакаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, сооружение принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости 15 сентября 2023 года (л.д. 20-21).
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что вышеуказанные объекты недвижимого имущества не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Исходя из положений вышеуказанной статьи сооружения дорожного транспорта относятся к линейным объектам.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ).
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 25 декабря 2023 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом № 131-ФЗ. За сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1,7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
На основании части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что заявитель обязан организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию спорных сооружений, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты дорожного транспорта.
Как следует из материалов дела, объекты недвижимости, указанные в заявлении, находятся на территории Султакаевского сельсовета, приняты 15 сентября 2023 года на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области как бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Указанные объекты используются как объекты транспортной инфраструктуры для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Однако право собственности на данные объекты не зарегистрировано и объекты не имеют законного собственника.
Иные собственники неизвестны. В течении трех месяцев с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного, никто своих прав на данные объекты не заявил.
Спор о праве отсутствует.
По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет, заявитель в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на эти объекты, указывая на отсутствие собственника на данные объекты.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанные объекты недвижимого имущества не имеют собственника, приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества в установленном порядке, по истечении трех месяцев со дня их постановки на учет своих прав на данные объекты никто не заявил.
С учетом данных обстоятельств, суд считает возможным признать право собственности на указанные бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
На основании части 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимые вещи не имеют собственника или собственник недвижимых вещей неизвестен и они приняты на учет в установленном порядке, принимает решение о признании на них права муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах суд находит заявление главы администрации Султакаевского сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление главы администрации Султакаевского сельсовета Александровского района Оренбургской области удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Султакаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером № протяженностью 301 метр, расположенного по адресу: <адрес>
Признать за муниципальным образованием Султакаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером № протяженностью 570 метров, расположенного по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости за муниципальным образованием Султакаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Богданова
Мотивированное решение составлено 13 февраля 2024 года.