Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-528/2023 ~ М-490/2023 от 23.10.2023

Дело №2-528/2023

УИД 75RS0016-01-2023-001205-81

РЕШЕНИЕ

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Могоча                                                                                 06 декабря 2023 года

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Рафиковой Д.Ф.,

при секретаре Сливанкиной Н.А.,

с участием процессуального истца - заместителя Могочинского межрайонного прокурора Федоткиной Т.Е.,

представителя ответчика администрации ГП «Могочинское» Ахметовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора к администрации городского поселения «Могочинское» о возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд,

установил:

Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к городскому поселению «Могочинское» о возложении обязанности создать на территории городского поселения «Могочинское» маневренный жилищный фонд в количестве, необходимом для обеспечения в соответствии с требованиями законодательства безопасных условий проживания нуждающихся граждан, в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на следующие обстоятельства. При проведении проверки соблюдения жилищного законодательства при расселении граждан из жилья, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, было установлено, что на территории городского поселения «Могочинское» имеется фонд аварийного жилья, расселение которого до настоящего времени не осуществлено. При этом на территории городского поселения «Могочинское» имеется только 4 жилых помещения маневренного фонда муниципального жилья. Указанное количество жилых помещений не соответствует фактической потребности, что подтверждается наличием соответствующей очереди граждан. Отсутствие достаточного количества маневренного фонда нарушает не только законные интересы жителей, которые проживают в аварийном жилье, но и права неопределенного круга лиц, которые в силу законных оснований имеют право на предоставление жилья из маневренного фонда.

В судебном заседании заместитель Могочинского межрайонного прокурора исковые требования Федоткина Т.Е. поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске

Представитель ответчика администрации городского поселения «Могочинское» по доверенности Ахметова С.Н. исковые требования прокурора не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку маневренный жилищный фонд имеется, состоит из 4х квартир. Также администрацией ведется работа по выявлению жилых помещений, содержащих признаки выморочного имущества, а также лиц, утративших право пользования жилым помещением. Также указала, что указание прокурором о создании маневренного жилищного фонда в необходимом количестве, приведет к тому, что решение будет неисполнимым и повлечет наложение штрафов со стороны службы приставов.

Выслушав мнение заместителя прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1, 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Как было установлено в судебном заседании, прокурор обратился в суд с заявлением о возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд, так как отсутствие достаточного количества маневренного фонда нарушает не только законные интересы жителей, которые проживают в аварийном жилье, но и права неопределенного круга лиц, которые в силу законных оснований имеют право на предоставление жилья из маневренного фонда, в связи с чем суд приходит к выводу, что заявление подано обосновано.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

Исходя из положений п. п. 6, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно части 2 статьи 19, пунктам 1, 4, 9 части 1 статьи 14, пункту 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения маневренного фонда.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены, случаи предоставления жилых помещений маневренного фонда, которые предназначены для временного проживания граждан: в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (пункт 1); утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (пункт 2); у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3); у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 4).

Судом установлено, что Могочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства при расселении граждан из жилья, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Материалами проверки установлено, что на территории городского поселения «Могочинское» имеется 4 жилых помещения маневренного фонда муниципального жилья (л.д.7): по <адрес>. Указанные квартиры заняты лицами, с которыми заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда.

Как следует из ответа и.о. главы ГП «Могочинского» от 27.11.2023 г. в 2022 году признаны аварийными следующие жиле дома в г. Могоча: дома №№24, 25, 52 по ул. Кирова, дом №32 по ул. Комсомольская, дом №1а по ул. Переездная, дома №№33, 39 по ул. Украинская. Также признаны аварийными жилые многоквартирные дома на 01.11.2023 г.: дом №19 по ул. Кирова, дом №15 по ул. Плясова, дом №36 по ул. Вокзальная, что также подтверждается списками жилых домов, признанными аварийными (л.д.9-16). Количество граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, составляет 111 человек.

На основании проверки и заявлений жителей г. Могоча (л.д.28, 33-34) 01.09.2023 года в адрес главы городского поселения «Могочинское» было вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства (л.д.17-21).

Из указанных норм права следует, что создание маневренного жилищного фонда с целью обеспечения жилищных прав граждан является обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно Устава городского поселения «Могочинское» (л.д.39-41) к вопросам местного значения городского поселения «Могочинское» в том числе относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.

Принимая во внимание, что указанные многоквартирные дома представляют опасность для граждан, в них проживающих, администрация ГП «Могочинское» в силу возложенных на нее законом обязанностей обязана создать маневренный жилищный фонд муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан.

При этом отсутствие в достаточном количестве маневренного жилищного фонда на территории муниципального района создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, они остаются без жилья.

Таким образом, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку отсутствие маневренного жилищного фонда на территории городского поселения «Могочинское» создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории городского поселения и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст. 95 ЖК РФ, не обеспечивает условия для осуществления гражданами права на жилище.

Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Довод представителя администрации о том, что решение суда должно быть исполнимым, при этом прокурором не обозначено в требованиях, в каком объеме должен быть создан маневренный жилой фонд, что влечет сложности в исполнении решения суда, подлежит отклонению. Названный довод не является основанием для отказа в иске, поскольку установлено, что текущая нуждаемость в предоставлении маневренного жилищного фонда с учетом имеющегося на территории городского поселения аварийного жилья и количества проживающих в нем граждан, ответчиком не обеспечена.

На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда по требованию прокурора – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В связи с вышеизложенным, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░», ░░░ 7512004191, ░░░░ 1057527012740 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 08.12.2023 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                              ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-528/2023 ~ М-490/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Могочинский районный прокурор
Ответчики
Администрация городского поселения "Могочинское"
Суд
Могочинский районный суд Забайкальского края
Судья
Рафикова Д.Ф.
Дело на сайте суда
mogocha--cht.sudrf.ru
23.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2023Передача материалов судье
23.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
08.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2024Дело оформлено
12.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее