Дело2-2734\2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации28 марта 2024 г.
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дошин П.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к ФИО1, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования,
установил:
Истец обратился с исковым заявлением о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования с момента выдачи, ссылаясь в обоснование требований на то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ (Далее- «Закон № 181-ФЗ»). Затем, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, обратился в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В числе рассмотренных для назначения пенсии и ЕДВ документов, находилась Справка об установлении инвалидности и Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», согласно которым ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ впервые установлена инвалидность 2 группы общего заболевания бессрочно. В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат территориальным органом ПФР получено письмо из ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в Единой автоматизированной вертикально-интергрированной информационно-аналитической системе ЕАПИИАС), используемой при проведении МСЭ с 2014 года и на бумажном носителе не имеется данных о проведении МСЭ в отношении ФИО1 Так же Истец мотивирует свои требования тем, что в производстве Гуковского городского суда <адрес> рассматривалось уголовное дело в отношении бывшего начальника филиала № ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы <адрес>» по обвинению в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности, а так же, что согласно показаниям обвиняемого ФИО4 он в период с 2010-по 2017 года за взятки оформлял лицам, не имеющим заболеваний, подложные справки об установлении инвалидности. На основании изложенного истец просит суд признать Справку об установлении инвалидности серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ и Выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные бюро № филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», согласно которым ФИО1 впервые установлена инвалидность 2 группы бессрочно, недействительной с момента выдачи.
Исковое заявление принято к производству Гуковским городским судом <адрес>.
На основании определения Гуковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело передано по подсудности в Балашихинский городской суд <адрес>.
Определением Балашихинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ настоящее гражданское дело принято к рассмотрению.
Истцом представлено ходатайство о слушании дела в отсутствии его представителя.
Ответчик, ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя.
Представитель ФИО1 в судебное заседание явился, представил письменные возражения с приложением, относительно исковых требований, просил в исковых требованиях отказать.
Представитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в материалы дела отзыв, которым просил рассмотреть дело в его отсутствие, в исковых требованиях просил отказать.
На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения Ответчика, изучив и оценив в порядке статьи 67 ГПК Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ (Далее- «Закон № 181-ФЗ»), затем, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, обратился в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно письму из ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом наличия информации о направлении ФИО1 на МСЭ в 2016 году и невозможностью опровергнуть факт проведения ему МСЭ в бюро №- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России в установленном законом порядке, ДД.ММ.ГГГГ, в порядке контроля решения бюро №- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ в экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России в отношении ФИО1 заочно проведена медико-социальная экспертиза, по результату проведения которой решение бюро №- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» бессрочно отменено. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ инвалидом не признан.
Согласно тексту того же письма проверкой установлено, что в сохранившимся архиве бюро №- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России отсутствуют сведения на бумажных носителях о проведении ФИО1 МСЭ в 2016 году. При этом в ответ на запрос в МБУЗ «ГЦБ» о подтверждении факта направления ФИО1 на медико-социальную экспертизу был получен ответ о том, что, согласно предоставленной первичной медицинской документации (амбулаторная карта ф 025/у), ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ получил направление на МСЭ.
В судебное заседание представителем Ответчика представлены документы, подтверждающие прохождение осмотра врача-невролога от 12.03.2013г., 15.10.2013г., 08.04.2014г., 20.01.2015г., 08.12.2015г., 16.08.2016г., ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,18.04.2017г., ДД.ММ.ГГГГ, а также консультации врача-невролога от 19.07.2016г., и от 18.10.2016г., со стойким диагнозом: Посттравматическая энцефалопатия. Ангиодистонический, вестибуло-атактический, астено-депрессивный синдромы. Умеренные когнитивные нарушения.
В качестве лечения назначено применение лекарственных средств, а также массаж.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила признания лица инвалидом (далее также - Правила признания лица инвалидом)., которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил). Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам). Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
То есть признание гражданина инвалидом второй группы свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Исходя из Правил признания лица инвалидом признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы (пункт 2) и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); медико-социальная экспертиза проводится по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты населения, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в бюро, в предусмотренных названными правилами случаях (пункт 24).
Гражданину, признанному инвалидом, выдаётся справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36 Правил признания лица инвалидом). Сведения о результатах проведённой медико-социальной экспертизы формируются в федеральной государственной информационной системе «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы» в соответствии с формой, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и направляются бюро в медицинскую организацию в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной системы, единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций в соответствии с порядком информационного взаимодействия, указанным в пункте 19 (3) названных правил, а при отсутствии доступа к таким информационным системам - на бумажном носителе (пункт 37 (1) Правил признания лица инвалидом).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Статьёй 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено ведение федерального реестра инвалидов, в который подлежат включению в том числе сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты), о производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты.
Суд, оценивая ссылку Истца на уголовное дело в отношении бывшего начальника филиала № ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы <адрес>» по обвинению в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности ФИО4, и отсутствие сведений о прохождении ответчиком МСЭ в ЕАВИИАС, установил следующее.
Приговором Гуковского городского суда <адрес> по делу № ФИО4 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.290 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Информации о том, была ли каким-либо образом сфальсифицирована Справка об установлении инвалидности, а также Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» истцом не представлено.
Представитель Ответчика в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что в отношении Ответчика не проводились никакие следственные действия, спорная справка и выписка из акта освидетельствования гражданина не фигурировала в приговоре по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, а также в Постановлениях Гуковского городского суда <адрес> по указанному делу не отражается.
В соответствии с положениями абзаца пятого пункта 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты от ДД.ММ.ГГГГ №н, специалисты учреждений медико-социальной экспертизы несут персональную ответственность в том числе за формирование сведений, подлежащих включению в Единую автоматизированную вертикально-интегрированную информационно-аналитическую систему по проведению медико-социальной экспертизы, и за последующее их включение в федеральный реестр инвалидов, то есть ответственность за надлежащее отражение информации в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно- аналитической системе по проведению медико-социальной экспертизы возложена на учреждение медико-социальной экспертизы, а не на гражданина, в отношении которого проводилась медико-социальная экспертиза.
Исходя из сути вышесказанных положений следует, что контроль за сведениями, вносимыми специалистами учреждений в ЕАВИИАС, а также на бумажные носители осуществляется путем внутреннего контроля, за который гражданин не отвечает.
Таким образом, отсутствие сведений о прохождении гражданином медико-социальной экспертизы в ЕАВИИАС, а также на бумажных носителях не может являться безусловным основанием для признания Справки об установлении инвалидности и Выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» недействительной.
Однако, Ответчиком, напротив, представлены доказательства наличия стойких нарушений состояния здоровья и обращения за медицинской помощью до выдачи Справки об установлении инвалидности и Выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», согласно которым ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установлена 2 группа инвалидности бессрочно, иных доказательств отсутствия оснований для выдачи спорной справки не представлено.
Согласно положению статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Таким образом, согласно указанному положению, ответственность лица должна быть обусловлена недобросовестностью с его стороны. В соответствии с ч.5 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается.
Согласно нормативному положению статьи 56 (обязанность доказывания) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания распределяется таким образом, чтобы каждая сторона доказала обстоятельства, на которые она ссылается, а в случае отсутствия такого обоснования суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Таким образом бремя доказывания по настоящему делу распределяется следующим образом:
Сторона истца должна доказать:
-факт получения ответчиком справки медико-социальной экспертизы об установлении инвалидностью;
-отсутствие направления ответчика на медико-социальную экспертизу;
-отсутствие сведений об освидетельствовании ответчика в ЕАВИИАС, медико-экспертной документации в бюро медико-социальной экспертизы;
Таким образом, с учетом позиции Верховного суда Российской Федерации по делу №-КГ20-28К4, именно пенсионный орган обязан доказать наличие оснований для признания спорных документов недействительными.
Исходя и смысла положений части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно распределенное между сторонами спора бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств, в том числе путем возложение на ответчика обязанности доказать законность установления ему инвалидности решением бюро № - филиала ФКУ ГБ МСЭ по <адрес>, не отвечает принципам законности и справедливости.
Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствует об отсутствии информации в ЕАВИИАС и на бумажных носителях информации о прохождении ФИО1 медико-социальной экспертизы, в то же время представленные первичные медицинские документы (амбулаторная карта ф 025/у) подтверждает, что ответчик ДД.ММ.ГГГГ получил направление на МСЭ.
В судебном заседании представитель Ответчика пояснил, что информация о прохождении гражданами МСЭ в ЕАВИИАС и на бумажных носителях с 2010 по 2017 год была повреждена неустановленными лицами. При этом в материалы дела представлены письменные документы, подтверждающие устойчивое наблюдение ответчика у врача-невролога.
Таким образом, у суда не имеется оснований полагать, что Справка об установлении инвалидности и Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», получена с нарушением установленного законом порядка.
В соответствии с нормативным положением статьи 67 Гражданского процессуального кодекса, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доказательства оцениваются судом в своей взаимосвязанности и их совокупности.
Изучив представленные сторонами доказательства, а также письменные и устные пояснения сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В иске Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к ФИО1, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28.03.2024г.
Судья П.А.Дошин