Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-479/2023 ~ М-411/2023 от 16.11.2023

Дело №2-479/2023    

УИД: 21RS0004-01-2023-000590-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2023 года п.Вурнары Чувашской Республики

Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе:

председательствующего судьи Филиппова О.А.,

при секретаре Спиридоновой С.Н.,

с участием:

истца- Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора- Костенко Н.В.,

представителя ответчика- Петрова Н.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело

по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности оборудовать площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор ДД.ММ.ГГГГ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики о возложении на администрацию Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №3, по адресам: <адрес>

Исковое требование мотивировано тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики. Установлено, что транспортирование ТКО с территории Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики осуществляется региональным оператором- ООО «Ситиматик Чувашия» с площадок (мест) сбора ТКО, включенных в схему размещения мест и реестр (площадок) накопления ТКО, которые размещены на сайте администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики. Реестр (площадок) накопления ТКО, который размещен на сайте администрации Вурнарского муниципального округа, утвержден постановлением администрации <данные изъяты> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ . Выявлены места накопления ТКО, находящееся в ведении администрации Вурнарского муниципального округа, не оборудованные в соответствии с п.2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года №1039 и п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №3: основания площадок не имеет твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок (ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра) по адресам: <адрес> Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В соответствии с п.2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» обязывает обеспечить сбор, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходов производства и потребления способами, безопасными для здоровья населения и среды обитания, в соответствии с санитарными правилами. Согласно п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра). В нарушение указанных требований федерального законодательства администрацией Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики не реализован полный комплекс мер по обустройству на территории населенного пункта действующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям федерального законодательства и санитарно-эпидемиологическим правилам. По данному факту в адрес администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно поступившему ответу действенных мер по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не принято. В итоге не исключены факты захламления отходами производства и потребления территорий населенного пункта, что создает угрозу загрязнения почвы, ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку, создает угрозу причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний. Несоблюдение требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории муниципального образования. Согласно ст.ст.17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. В соответствие со ст.2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду- обязанность государства. Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами. В соответствии с п.1 ст.12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В судебном заседании Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор- Костенко Н.В. исковое требование поддержал по изложенным основаниям.

Представитель ответчика- Петров Н.П. исковое требование признал, пояснив, что площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов по указанным в исковом заявлении адресам в соответствии с СанПиН полностью не оборудованы.

Представители третьих лиц: Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии, ООО «Ситиматик Чувашия», надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведения об уважительных причинах неявки не представили.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей третьих лиц.

Изучив доводы Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, представителя ответчика, суд считает необходимым удовлетворить исковое требование исходя из следующего.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно п.4 ст.8, п.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. В соответствии с п.2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (с трех сторон высотой не менее 1 метра).

Согласно справке старшего помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения информации, Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой изучена информация ООО «Ситиматик Чувашия» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по фактам необустройства площадок (мест) сбора ТКО, включенных в схему размещения мест и реестр (площадок) накопления ТКО на территории Чувашской Республики. Установлено, что реестр (площадок) накопления ТКО, который размещен на сайте администрации Вурнарского муниципального округа, утвержден постановлением администрации Вурнарского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном реестре указаны местоположения и технические характеристики площадок. При этом, в нарушение п.5 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.3 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года №1039, реестр не содержит разделов «Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» и «Данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов», а графа «Частота вывоза отходов» включена в правовой акт органа местного самоуправления с превышением полномочий. Выявлены места накопления ТКО, находящиеся в ведении управляющих компаний, юридических лиц и администрации Вурнарского муниципального округа, не оборудованные в соответствии с п.2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года №1039 и п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №3: основания площадок не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра) по следующим адресам Вурнарского муниципального округа: <адрес>. В нарушение указанных требований федерального законодательства администрацией Вурнарского муниципального округа включены в реестр действующие места (площадки) накопления ТКО, не соответствующие требованиям федерального законодательства и санитарно-эпидемиологическим правилам, а также не реализован полный комплекс мер по обустройству на территории населенного пункта действующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В связи с указанным ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства.

И.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики направлено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, в том числе с требованием привести реестр площадок ТКО в соответствие с федеральным законодательством, обустроить действующие места (площадки) накопления ТКО, находящиеся в ведении администрации Вурнарского муниципального округа.

Согласно сообщению администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуре от ДД.ММ.ГГГГ, представление об устранении нарушений требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ в администрации Вурнарского муниципального округа с участием представителя Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры и ответственных специалистов администрации Вурнарского муниципального округа. По итогам рассмотрения представления было принято решение о приведении реестра площадок ТКО в соответствие с федеральным законодательством в 3-х месячный срок, после чего проект нормативного правового акта будет направлен для правовой оценки в Чебоксарскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

Как следует из сообщения ООО «Ситиматик Чувашия» от ДД.ММ.ГГГГ, в ведении администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики находятся не оборудованные в соответствии с п.2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года №1039 и п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №3, по следующим адресам: в <адрес>

Как следует из пояснений представителя ответчика, к настоящему времени площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов по указанным в исковом заявлении адресам администрацией Вурнарскогор муниципального округа Чувашской Республики полностью не оборудованы в соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3.

Несоблюдение требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами создает угрозу причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории муниципального образования.

При таких обстоятельствах исковое требование Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.

Суд считает возможным установить ответчику срок для устранения нарушений- 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что данный срок является достаточным для оборудования площадок (мест) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики удовлетворить.

Обязать администрацию Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда законную силу оборудовать площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3, на территории Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики по адресам: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25 декабря 2023 года.

Судья Вурнарского районного суда             О.А. Филиппов

2-479/2023 ~ М-411/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
ООО "Ситиматик Чувашия"
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии
Суд
Вурнарский районный суд Чувашской Республики
Судья
Филиппов О.А.
Дело на странице суда
vurnarsky--chv.sudrf.ru
16.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2023Передача материалов судье
21.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее