УИД 40RS0008-01-2019-000454-77
Дело №12-1-95/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г.Жуков 17 июня 2019 года
Судья Жуковского районного суда Калужской области Шапошник М.Н.,
с участием законного представителя юридического лица генерального директора ООО «Артемово», Васина В.В.,
должностного лица, вынесшего постановление, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области Горелова Е.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица генерального директора ООО «Артемово» Васина В.В.
на постановление №64/19 ведущего специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области Горелова Е.Я. от 11 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.21 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
юридического лица ООО «Артемово», расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, д.Бухловка, ИНН 4007013091, ОГРН 1044003601025 ранее не привлекавшегося к административной ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №64/19 ведущего специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области Горелова Е.Я. 11 апреля 2019 года, с учетом определения вышеуказанного должностного лица от 21 мая 2019 года об исправлении опечатки, ООО «Артемово» за нарушение требований пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 3 условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 18.04.2018 №2716, выразившегося в отсутствии со стороны юридического лица производственного контроля в период 2018 года за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.21 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.
Законный представитель юридического лица генеральный директор ООО «Артемово» Васин В.В. обратился в суд с жалобой на данное постановление, указав в обоснование следующее. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух №2716 получено юридическим лицом 18 апреля 2018 года со сроком действия до 19 сентября 2024 года. Полагает, что на момент составления протокола об административном правонарушении 29 марта 2019 года срок на проведение производственного контроля -1 раз в год не истек. Просил постановление по делу об административном правонарушении от 11 апреля 2019 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании законный представитель юридического лица генеральный директор ООО «Артемово» Васин В.В. жалобу поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в ней. Также суду пояснил, что он был извещен надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица. Он явился на составление протокола, однако инспектор указал, что протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица. Размер штрафа, назначенного юридическому лицу, является чрезмерно большим.
Должностное лицо, вынесшее постановление, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Калужской области Горелов Е.Я. просил в удовлетворении жалобы отказать. Суду пояснил, что проведение производственного контроля необходимо 1 раз в течение календарного года. В 2018 году производственный контроль нормативов выбросов на источниках выбросов в ООО «Артемово» не проводился. При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель юридического лица Васин В.В. стал выражать свое несогласие с указанными в протоколе обстоятельствами, после чего ушел, поэтому протокол был составлен в его отсутствие.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.
В соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона РФ №96-ФЗ от 04.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха» (далее Федеральный закон №96-ФЗ) предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В силу ч.1 ст.14 Федерального закона №96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно ч.1 ст.25 Федерального закона №96-ФЗ производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В соответствии с абз.7 п.1 ст.30 Федерального закона №96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
ООО «Артемово» имеет выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №2716 от 18.04.2018 года сроком действия до 19.09.2024 года и утвержденные нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу (приказ об утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух №2887 от 26.03.2018 года.
Согласно п.3 вышеуказанного разрешения №2716 природопользователь обязан проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по утвержденным программам.
ООО «Артемово» утвержден план-график контроля нормативов выбросов на источниках выбросов: котельная, коровник с периодичностью контроля 1 раз в год.
В ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с 31 января 2019 года по 27 февраля 2019 года на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 15.01.2019 года №16-18, должностным лицом было установлено, что производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов предельно допустимых веществ на источниках выбросов ООО «Артемово» в 2018 году не осуществлялся.
Таким образом, юридическим лицом ООО «Артемово» допущено нарушение условий специального разрешения №2716 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного на основании приказа Управления Росприроднадзора по Калужской области №2887 от 26.03.2018 года.
Поскольку необходимость осуществления производственного контроля и соблюдения проекта предельно допустимых выбросов является одним из условий эксплуатации источников выбросов вредных веществ, и в связи с этим для выбросов вредных веществ необходимо разрешение, то осуществление такого контроля и соблюдение проекта предельно допустимых выбросов являются условиями разрешения. Непроведение производственного контроля свидетельствует об осуществлении выбросов вредных веществ с нарушением условий специального разрешения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ООО «Артемово» в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами:
-протоколом об административном правонарушении от 28 марта 2019 года;
-актом проверки №1-Г-19 от 27 февраля 2019 года;
-приказом министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 15 января 2019 года №16-19;
-копией протокола №1 собрания учредителей ООО «Артемово» от 23.06.2016 года;
-копией приказа №2887 от 26.03.2018 года;
-разрешением №2716 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданным на основании приказа Управления Росприроднадзора по Калужской области №2887 от 26.03.2018 года сроком действия по 19.09.2024 г.;
-планом-графиком контроля за соблюдением нормативов выбросов ООО «Артемово».
Перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях отнесены к доказательствам, имеющим значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности юридического лица.
Должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях дана объективная правовая оценка.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела должностное лицо установило все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для правильного разрешения дела, дало суждения относительно обстоятельств, установленных собранными по делу доказательствами, и надлежащую правовую оценку действиям должностного лица.
Доказательств, опровергающих выводы должностного лица, вынесшего постановление, в материалах дела и жалобе не представлено.
Согласно плану-графику контроля выбросов вредных веществ на источниках выбросов юридического лица период контроля определен календарным годом, таким образом довод законного представителя о том, что период производственного контроля следует исчислять с 18.04.2018 по 17.04.2019 года, является несостоятельным.
Оценив в совокупности все обстоятельства дела, исследовав материалы дела, считаю установленным совершение ООО «Артемово» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Административное взыскание произведено в пределах санкции данной статьи, уполномоченным на то должностным лицом, с учетом требований ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Копия протокола об административном правонарушении юридическому лицу направлена. Взыскание в отношении юридического лица наложено в установленный ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст.1.5, 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы не установлено.
При назначении наказания должностным лицом были учтены характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
По своему виду и размеру назначенное юридическому лицу наказание отвечает требованиям закона и санкции части 2 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Предусмотренных законом оснований для применения положений ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и снижения размера назначенного юридическому лицу административного штрафа не имеется.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные законом сроки, ООО «Артемово» в соответствии с положениями ст.31.5 ч.1, ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением об отсрочке либо рассрочке его исполнения.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания незаконным обжалуемого постановления.
Оценив фактические обстоятельства дела, не нахожу оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.30.7 ч.1 п.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
С учетом указанных обстоятельств постановление от 11 апреля 2019 года подлежит оставлению без изменения, а жалоба законного представителя юридического лица ООО «Артемово» - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление №64/19 ведущего специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области Горелова Е.Я. от 11 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.21 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица генерального директора ООО «Артемово» Васина В.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.Н.Шапошник