Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2022 года г. Нягань
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Вараксина П.В.
При секретаре Царёвой Е.П.,
с участием,
истца: Причислова С.Б.,
представителя ответчика: Веркеевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Причислова С.Б. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ХМАО-Югре о признании досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с заявлением, которым просит понудить ответчика зачесть в педагогический стаж работы, с учетом которого досрочно назначается страховая пенсия периоды работы: с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, дата, с дата по дата, с дата по дата. Кроме того, истец просит понудить ответчика назначить пенсию с дата, т.е. с даты обращения истца к ответчику за назначением такой пенсии.
Заявленные требования мотивированы тем, что обратившись к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии получил отказ по тем основаниям, что педагогического стажа работы, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии недостаточно, так как ответчиком не учтены спорные периоды работы. Так, в период с дата по дата, с дата по дата истец осуществлял трудовую деятельность преподавателем в общеобразовательной школе № респ. <данные изъяты>. Указанные периоды ответчик не учитывает в качестве специального стажа, так как на основании нормативных актов респ. <данные изъяты> действие Закона респ. <данные изъяты> от дата "О пенсионном обеспечении граждан в Республике <данные изъяты>" приостановлено с дата до дата, а впоследствии отменено дата, т.е. бывшая республика СССР, став суверенным государством, отменила применение соответствующей льготы, что исключает учет спорного периода работы как педагогического стажа для досрочного назначения пенсии. С такой позицией истец не согласен, так как действие Закона респ. <данные изъяты> с дата было приостановлено, что не исключает зачет соответствующего периода работы в специальный стаж до отмены в республике института специального стажа преподавателей. Также истец настаивает на том, что исполняя обязанности директора Перегребинской СОШ Октябрьского района в периоды с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата осуществлял преподавательскую деятельность, в связи с чем, указанные периоды должны быть зачтены в специальный саж работы. В периоды с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, дата истец осуществлял педагогическую деятельность, что подтверждается выпиской по лицевому счету. Имеющиеся в деле архивные справки так же подтверждают работу истца преподавателем и в периоды с дата по дата, с дата по дата. С учетом указанных периодов истец полагает, что ему должна быть назначена пенсия с момента обращения с соответствующим заявлением к ответчику, так специальный трудовой стаж составляет 25 лет.
Истец в ходе судебного заседания настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика заявленные истцом требования не признала, суду пояснила, что период работы в респ. <данные изъяты> не может быть учтен, так как фактически соответствующая льгота в данной республике была приостановлена, а впоследствии отменена. Педагогический стаж истцу учтен в соответствии с данными, отраженными по лицевому счету. При этом, оснований для назначения пенсии истцу с дата не имеется, в силу требований Приложения 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
дата истец обратился к ответчику для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Рассмотрев заявление истца, ответчиком дата было вынесено решение №, согласно которого Причислову С.Б. отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого педагогического стажа, а также на том основании, что граждане, у которых соответствующее право возникает дата подлежат выходу на пенсию по истечении трех лет.
На момент обращения истца к ответчику педагогический стаж работы составлял 23 года 03 месяца 07 дней.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с дата) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании частей 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон №400-ФЗ) периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации ст. 30 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» постановлением Правительства РФ от дата № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» постановлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от датаг. № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Факт того, что в спорные периоды истец осуществлял педагогическую деятельность, представитель ответчика не оспаривала.
При этом, под сомнение поставлена возможность учета периодов работы истца преподавателем с дата по дата, с дата по дата, так как с дата действие соответствующей льготы в респ. <данные изъяты> приостановлено.
В силу ч. 2 ст. 11 Закона № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от дата N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от дата "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от дата для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до дата.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от дата государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Данный документ подписан государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией, Республикой <данные изъяты>.
Пунктом 5 Рекомендаций от дата установлено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от дата, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от дата, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России N 203-16 от дата).
В период трудовой деятельности истца в респ. Казахстан, действовал Закон от дата "О пенсионном обеспечении граждан в Республике <данные изъяты>", согласно ч. 4 ст. 37 которого право на пенсию за выслугу лет имели учителя, непосредственно занятые на педагогической работе в школе - при стаже работы не менее 25 лет.
Институт досрочной пенсии в Республике отменен дата в связи с принятием Закона респ. <данные изъяты> от дата N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике <данные изъяты>". При этом, с дата действие ст. 37 указанного закона было приостановлено.
Материалами дела достоверно подтверждается (трудовая книжка и архивные справки национального архива), что в период с дата по дата, с дата по дата истец осуществлял трудовую деятельность преподавателем в общеобразовательной школе № респ. <данные изъяты>.
Принимая во внимание, что правовая норма об учете педагогического стажа, как специального, в респ. <данные изъяты> отмена дата, т.е. после окончания спорного периода работы истца, суд приходит к выводу о возможности понуждения ответчика к зачету спорного периода, так как факт приостановления указанной нормы до её отмены не является основанием исключения тождественности действий государств-участников Соглашения от дата до фактической отмены аналогичной правовой конструкции.
В спорные периоды с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата истец, исполняя обязанности директора Перегребинской СОШ №1 Октябрьского района осуществлял преподавательскую деятельность. Как следует из уточняющей справки от дата № в период с дата по дата истец осуществлял педагогическую деятельность в объеме 9 часов в неделю, в период с дата по дата в объеме 3,5 часа в неделю, в период с дата по дата 6 часов в неделю.
Согласно списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от датаг. № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до дата независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с дата засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год (пп. «а» п. Правил).
Принимая во внимание, что в исследованной судом справке о работе в спорный период, исполняя обязанности директора образовательного учреждения, истец в период с дата по дата осуществлял педагогическую деятельность объеме 3,5 часа в неделю, суд приходит к выводу, что данный период зачету в специальный стаж не подлежит.
Пояснения истца о том, что он фактически не был назначен на должность директора, а исполнял обязанности, правового значения не имеют, так как юридически истец осуществлял властно-распорядительные функции, получал заработную плату по соответствующей должности, следовательно, для учета педагогического стажа необходимо подтверждение выработки установленной нормы часов.
В части остальных периодов суд полагает, что они полежат учету, так как Согласно ст. 14 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от дата N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от дата N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Сведениями из лицевого счета и имеющимися в деле архивными справками подтверждается трудовая деятельность истца в спорные периоды: с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, дата, с дата по дата, с дата по дата, следовательно они подлежат зачету в специальный стаж.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Разрешая требование истца о назначении страховой пенсии досрочно с дата, суд полагает, что данное требование удовлетворению не подлежит, так как согласно решению ответчика от дата № в случае возникновения права на назначение пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ в 2021 году, такое право фактически наступает спустя три года.
Действительно, п.19 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1. указанной выше статьи Закона №400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Данным приложением предусмотрено, что лицам, у которых возникает право на назначение пенсии дата, такая пенсия назначается не ранее чем по истечении 36 мес.
С учетом спорных периодов работы, право на досрочное назначение пенсии у истца наступает в дата, т.е. с применением части 1.1. статьи 30 Закона №400-ФЗ по истечении 36 мес., что исключает возможность понуждения ответчика к назначению истцу пенсии с дата.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Требования, заявленные Причисловым С.Б., удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ХМАО-Югре зачесть Пречислову С.Б. в специальный стаж работы с учетом которого досрочно назначается страховая пенсия по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от дата №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, дата, с дата по дата, с дата по дата.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Няганский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено дата.
Судья П.В. Вараксин