УИД № 60RS0025-01-2024-000448-35 дело № 2-255/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2024 года р.п. Плюсса
Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Николаева А.В.,
при секретаре Сорокиной А.А.,
с участием помощника прокурора Плюсского района Псковской области Альбицкого А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Плюсского района Псковской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Плюсского района, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Плюсская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Плюсского района Псковской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности в срок до 01.10.2024 оборудовать 86 оконных блока здания учреждения замками безопасности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Плюсского района проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности несовершеннолетних в образовательных организациях, в результате которой установлено, что в деятельности МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» имеются нарушения. В здании данного образовательного учреждения, расположенном по адресу: Псковская область, Плюсский район, п. Заплюсье, ул. Ленина, д. 8, 86 оконных блока не оборудованы замками безопасности, что создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся, а также неправомерного проникновения в образовательное учреждение. Указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку несоблюдение образовательной организацией требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей, свидетельствует о невыполнении указанным образовательным учреждением основных задач по охране здоровья детей, нарушает права и жизненно важные интересы несовершеннолетних, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
По ходатайству стороны истца, протокольным определением суда от 02.08.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Плюсского района.
В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены, окончательно прокурор просил обязать Администрацию Плюсского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести финансирование мероприятий по оборудованию 86 оконных блоков здания МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Псковская область, Плюсский район, п. Заплюсье, ул. Ленина, д. 8, замками безопасности, обязать МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» в течение 6 месяцев с момента получения необходимого финансирования, осуществить мероприятия по оборудованию 86 оконных блоков здания МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Псковская область, Плюсский район, п. Заплюсье, ул. Ленина, д. 8, замками безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Плюсского района Альбицкий А.Г. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил суду вышеизложенное.
Представители ответчиков Администрации Плюсского района, МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. От представителя ответчика МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» поступило заявление о признании исковых требований.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. п. 2, 15 ч. 3, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе, при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе, при проведении практической подготовки обучающихся.
В силу требований п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. В целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно п. п. 3, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.В силу пп. «а» п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
В соответствии с п. 6.1.1 ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» оконные и балконные блоки, балконное остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральному закону от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо, среди прочего, применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении (пункт 6.3.1 ГОСТ 23166-2021).
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в здании МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: Псковская область, Плюсский район, п. Заплюсье, ул. Ленина, д. 8 (отделение «Заплюсская средняя общеобразовательная школа»), в нарушение вышеуказанных требований законодательства на 86 оконных блоках отсутствуют замки безопасности, что создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся, а также неправомерного проникновения в образовательное учреждение.
Несоблюдение образовательной организацией требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей, а также противодействие терроризму, свидетельствует о невыполнении ответчиком МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» основных задач по охране здоровья детей, нарушает права и жизненно важные интересы несовершеннолетних, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, что является недопустимым и требует устранения.
В соответствии с распоряжением Администрации Плюсского района от 01.06.2015 № 232-р вышеназванное здание школы закреплено за МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» на праве оперативного управления.
Согласно уставу МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа», функции и полномочия учредителя, а также собственника имущества учреждения осуществляет Администрации Плюсского района. Источниками формирования имущества МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» являются, в том числе бюджетные ассигнования в виде субсидий, бюджетные инвестиции.
Таким образом, Администрации Плюсского района, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений, и следовательно, именно на нее должна быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по оборудованию оконных блоков в здании МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» замками безопасности.
Поскольку обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, нашли свое подтверждение в судебном заседании и не оспорены ответчиками, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учётом важности правоотношений, которые затронуты при рассмотрении дела, суд находит вмешательство прокурора в эти правоотношения и инициацию судебного разбирательства обоснованными и соответствующими положениям части 2 статьи 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе подавать в суд исковые заявления в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц.
Принимая во внимание объем и сложность работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, заявленный стороной истца срок для исполнения требований, суд считает реальным и разумным.
В соответствии с положениями статьи 333.36 НК РФ по данному гражданскому делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу части 4 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Плюсского района Псковской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Плюсского района, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Плюсская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности совершения определенных действий - удовлетворить.
Обязать Администрацию Плюсского района (ИНН 6016000825; ОГРН 1026002743337) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование мероприятий по оборудованию 86 оконных блоков здания МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Псковская область, Плюсский район, п. Заплюсье, ул. Ленина, д. 8, замками безопасности.
Обязать МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 6016001593; ОГРН 1026002742160) в течение 6 (шести) месяцев с момента получения необходимого финансирования осуществить мероприятия по оборудованию 86 оконных блоков здания МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Псковская область, Плюсский район, п. Заплюсье, ул. Ленина, д. 8, замками безопасности.
На решение может быть подана жалоба в Псковский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Стругокрасненский районный суд.
Судья А.В. Николаев
Копия верна. Судья А.В. Николаев
Мотивированное решение составлено 30 августа 2024 года.