Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-1379/2021 от 10.11.2021

Судья Каралаш З.Ю. Дело № 21-1379/2021

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 06 декабря 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бритиковой Т.Н. и её защитника Миронюк О.В., представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Белоконь А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера акционерного общества «Сизакор» ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 21 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главного бухгалтера акционерного общества «Сизакор» (далее – АО «Сизакор») ФИО1,

установил:

постановлением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Абдураманова С-А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер АО «Сизакор» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе главного бухгалтера АО «Сизакор» Бритиковой Т.Н. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Центрального районного суда г. Симферополя 21 сентября 2021 года постановлено решение, которым постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Абдураманова С-А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера АО «Сизакор» Бритикова Т.Н., оставлено без изменения, жалоба Бритиковой Т.Н. - без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 21 сентября 2021 года, главный бухгалтер АО «Сизакор» Бритикова Т.Н. подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила изменить решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 21 сентября 2021 года, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа на устное замечание. В обоснование указано, что оспариваемое решение вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права, и что судья районного суда дал неправильную оценку установленным по делу обстоятельствам.

Выслушав Бритикову Т.Н. и её защитника Миронюк О.В., поддержавших доводы жалобы, представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Белоконь А.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как усматривается из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю Конищевой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ , на основании информации, содержащейся в информационных системах ФНС России, а также документов и информации, поступивших от АО «Сизакор» письмом от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ специалистом ИФНС по г. Симферополю проведена проверка АО «Сизакор», (адрес места нахождения: <адрес>) по вопросам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, требований ч.2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки по результатам анализа предоставленных АО «Сизакор» в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Симферополю справок (форма 2-НДФЛ) за 2019-2020 годы, а также документов, представленных АО «Сизакор» письмом от ДД.ММ.ГГГГ ( от ДД.ММ.ГГГГ), было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Общество произвело выплату заработной платы иностранному гражданину (нерезиденту) на основании заключенного трудового договора наличными денежными средствами в рублях из кассы организации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

В ходе проверки так же установлено, что согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ в АО «Сизакор» трудоустроен гражданин Украины ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 выплачена заработная плата в наличной форме из кассы организации (резидента) в размере <данные изъяты> российских рублей, что подтверждается платежной ведомостью от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80), при этом ФИО8 является нерезидентом.

Согласно приказа АО «Сизакор» от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Общества, ответственным за соблюдение требований действующего валютного законодательства, являлся главный бухгалтер Общества ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ по данному факту главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 2 инспекции Федеральной Налоговой службы по г. Симферополю Бурдинской Г.Н. в отношении должностного лица АО «Сизакор» Бритиковой Т.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, из которого следует, что в нарушение ч.2 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» АО «Сизакор» осуществило незаконную валютную операцию, которая выразилась в выплате ДД.ММ.ГГГГ заработной платы работнику (нерезиденту) в размере 1000,04 руб. в наличной форме из кассы Общества, что подтверждается платежной ведомостью от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80).

Постановлением заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Абдураманова С-А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер АО «Сизакор» Бритикова Т.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. (л.д. 48-53).

Ч.1 ст.15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз.3 ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-Ф3) юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Согласно пп.6 и 7 ч.1 ст.1 Закона №173-Ф3 резидентами являются:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

Нерезидентами в свою очередь считаются:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

е.1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

8) уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Согласно подп. «б» п.9 ч.1 ст.1 Закона №173-Ф3 приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа являются валютными операциями.

Ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ, а именно:

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчёты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; такая операция не входит в перечень, разрешенный ч.2 ст.14 Закона №173-ФЗ, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Согласно абз.5 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации, правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

С учетом изложенного, поскольку в рассматриваемом случае работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ и локальными нормативными актами Общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.

Таким образом, главный бухгалтер АО «Сизакор» Бритикова Т.Н. нарушила ч.2 ст.14 Закона №173-ФЗ, осуществив незаконную валютную операцию, которая выразилась в выплате ДД.ММ.ГГГГ заработной платы физическому лицу – иностранному гражданину ФИО8 на сумму <данные изъяты> руб.

Факт совершения главным бухгалтером АО «Сизакор» Бритиковой Т.Н. вменяемого ей административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Суд признал доказанным событие правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Доказательств невозможности соблюдения главным бухгалтером АО «Сизакор» Бритиковой Т.Н. требований закона (для предотвращения выплаты заработной платы работнику-нерезиденту в наличной форме), не предоставлено, что с учетом положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии виновности должностного лица Бритиковой Т.Н.

Доводы жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.

Ссылка заявителя на необоснованное неприменение судом положений ст.2.9 КоАП РФ не может быть принята во внимание, поскольку возможность объявления устного замечания устанавливается судами исходя из обстоятельств конкретного дела. В данном случае таких обстоятельств не установлено.

Постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Абдураманова С-А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены или изменения принятого судебного акта и постановления уполномоченного лица административного органа не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу главного бухгалтера акционерного общества «Сизакор» ФИО1 оставить без удовлетворения,

решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 21 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера акционерного общества «Сизакор ФИО1, – без изменения.

Судья В.В. Агин

21-1379/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Бритикова Татьяна Никаноровна (главный бухгалтер АО Сизакор)
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Агин Владимир Владимирович
Статьи

ст.15.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--krm.sudrf.ru
10.11.2021Материалы переданы в производство судье
06.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее