Дело № 2-439/2023 (2-2202/2022;) (59RS0025-01-2022-002788-89)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Краснокамск 31.01.2023
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Щербаковой А.В.,
при секретаре Карповой К. А.,
с участием истца Мизецкого В.Ю.,
представителя истца ФИО4,
представителя ответчика администрации Краснокамского городского округа ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску Мизецкого В.Ю. к администрации Краснокамского городского округа о предоставлении жилого помещения,
Установил:
Мизецкий В.Ю. (далее – истец) обратился в суд с иском о возложении на администрацию Краснокамского городского округа (далее – ответчик) обязанности предоставить во внеочередном порядке, на территории Краснокамского городского округа по договору найма специализированного жилого помещение благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м и жилой площадью помещения не менее 14 кв.м.
Свои требования мотивировал тем, что он имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО6, умерла ДД.ММ.ГГГГ, его отец решением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Решением территориального управления Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Она неоднократно обращался с устными заявлениями о предоставлении ему жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ обратился с письменным заявлением, согласно ответу ответчика, ему должно было быть предоставлено жилое помещение в 2022 году, однако до настоящего времени не предоставлено. Сейчас он является совершеннолетним, вышел из-под опеки, в собственности по договору социального найма жилых помещений не имеет, проживает в арендуемом жилом помещении, в связи с чем, нуждается в отдельном благоустроенном жилом помещении.
Истец в судебном заседании на иске настаивал в полном объеме, также суду пояснил, что жилое помещение, в котором он зарегистрирован и проживает, принадлежит его бабушке, живет с ней вдвоем, оплачивает счета.
Представитель истца на требованиях настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании указала, что право истца на получение жилого помещения не отрицает, однако полагает, что оно должно быть реализовано в порядке очередности, т.к. в год выделено ниже 10 единиц жилья. В основном обеспечивают жильем по судебным решениям. Сейчас заключен контракт на закупку в новом строящемся доме. Возникает проблема в том, что вторичного жилья на рынке недвижимости нет или цена завышена.
Представитель Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель Министерства социального развития Пермского края, Министерства строительства и архитектуры Пермского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия, с исковыми требованиями Мизецкого В.Ю. не согласны, считают, что при удовлетворении требований, будут нарушены конституционные права лиц, ожидающих в порядке очереди жилое помещение.
Представитель Правительства Пермского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия, также просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия, в своём отзыве на исковое заявление просили отказать в удовлетворении требований. Также полагают, что право истца должно быть реализовано в порядке очередности.
Заслушав пояснения истца, представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 149 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п.п. 1,7 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (далее по тексту – ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;
4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Статьей 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.
В соответствии с положениями постановления Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п «Об осуществлении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края», жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края.
Жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно свидетельству о смерти, мать Мизецкого В.Ю. – ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64 учетное дело №).
Решением Краснокамского городского суда Пермской края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 (отец Мизецкого В.Ю.) был лишен родительских прав в отношении своего сына (л.д. 60-62 учетное дело №).
Приказом территориального управления Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним Мизецким В.Ю. назначена опека (л.д. 57-58 учетное дело №).
На основании приказа территориального управления Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам № от ДД.ММ.ГГГГ Мизецкий В.Ю. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 29-30 учетное дело №).
Согласно выписке из ЕГРН за Мизецким В.Ю., каких-либо жилых помещений не значится и не зарегистрировано.
Мизецкий В.Ю. обращался в администрацию Краснокамского городского округа об указании его очередности и предоставлении жилого помещения.
В соответствии с информационным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередность Мизецкого В.Ю. была 62. Его заявление подлежало включению в список на предоставление жилья детям-сиротам на 2022 год. Данный список сформирован в январе 2022 года. Также, было указано, что в первую очередь, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для детей-сирот обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по вступившим в законную силу решениям судов (л.д. 16).
Таким образом, из совокупности собранных по делу доказательств, судом установлено, что Мизецкий В.Ю. не обеспечен жилым помещением, следовательно, является нуждающимся в предоставлении жилого помещения по указанным основаниям.
В связи с этим имеются основания для удовлетворения требований истца Мизецкого В.Ю. о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии со ст. 12 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, в том числе строящиеся и (или) приобретенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края по государственным контрактам, заключенным до вступления в силу настоящего Закона, после их постройки, не переданные и (или) переданные детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, расположенные на территориях муниципальных образований Пермского края, подлежат передаче на безвозмездной основе из государственной собственности Пермского края в собственность муниципальных образований, на территории которых они расположены, для включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд.
На основании вышеизложенных, действующих в настоящее время, норм права, регулирующие спорные правоотношения, обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на администрацию городского округа, как на орган местного самоуправления, которому в соответствии с Законом Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» переданы полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но указанное обеспечение истца жилым помещением произвести за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом положений действующего законодательства, относительно характеристик жилого помещения, суд считает, что Мизецкому В.Ю. подлежит предоставление по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, при этом жилая площадь помещения не менее 14 квадратных метров.
Суд критически относится к доводам ответчика, третьих лиц о том, что такое предоставление нарушит права иных детей-сирот, включенных в список ранее, поскольку федеральное законодательство, а также нормативные правовые акты Пермского края очередность реализации данной категорией граждан права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не предусматривают. Довод о предоставлении помещения «в порядке очередности» не отвечает требованиям норм материального права и нарушает право истца на обеспечение жильем.
Законом Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению Мизецкому В.Ю. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения следует возложить на администрацию Краснокамского городского округа Пермского края.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Решил:
исковые требования Мизецкого В.Ю. удовлетворить.
Возложить на администрацию Краснокамского городского округа обязанность предоставить Мизецкому В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории Краснокамского городского округа во внеочередном порядке по договору найма специализированного жилищного фонда, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Щербакова А.В.