Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-151/2020 ~ М-69/2020 от 10.02.2020

         Дело №2-151/2020

Решение

Именем Российской Федерации

п.Батецкий 19 марта 2020 года                                                         

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Малышевой М.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Батецкого района Новгородской области Матюшкина С.Е.,

при секретаре Прокофьевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Валдайского района Новгородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловая компания Новгородская» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Валдайского района Новгородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «ТК Новгородская» об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать помещения котельной №4, расположенной по адресу: <адрес> и котельной №16, расположенной по адресу: <адрес>, автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 1 типа, а также помещение котельной №10, расположенной по адресу: <адрес>, автоматической установкой пожарной сигнализации с вынесением сигнала о пожаре на диспетчерский пункт организации. В обоснование заявленных требований указал, что 25 сентября 2019 года прокуратурой Валдайского района с привлечением специалиста отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Валдайскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Новгородской области проведена проверка исполнения ответчиком в своей деятельности требований законодательства о пожарной безопасности. По результатам обследования установлено, что в нарушение ст.23.2 Федерального закона №190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении», п.п.4, 14 (таблица 3) НПБ 110-03, п.5.1 НПБ 104-03 помещения котельных №№4, 10 и 16 Валдайского района теплоснабжения ООО «ТК «Новгородская» не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. 18 октября 2019 года по указанным фактам в адрес ООО «ТК «Новгородская» внесено представление об устранении нарушений закона, однако, действенных мер не принято, что свидетельствует о том, что ответчик пренебрегает требованиями норм публичного права в области безопасности объектов теплоснабжения. Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет значительное снижение уровня антитеррористической защищенности котельных и в случае совершения на их территории преступления террористической направленности может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба. Кроме того, прекращение (приостановление) работы котельных может способствовать срыву образовательного процесса в запитанных от них школах и детских садах, негативным образом сказаться на здоровье несовершеннолетних обучающихся и повлечь нарушение их прав.

Определением суда от 14 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ОНД и ПР по Валдайскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Новгородской области.

В судебном заседании представитель истца Матюшкин С.Е. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что до настоящего времени выявленные в ходе обследования нарушения ответчиком не устранены, представление прокурора в полном объеме не исполнено.

Представитель ответчика ООО «ТК Новгородская» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором факт наличия выявленных нарушений требований противопожарной безопасности в котельных №4, 10 и 16 Валдайского района не оспаривал, при этом пояснил, что представление прокурора от 18 октября 2019 года было получено Обществом 23 октября 2013 года. 13 ноября 2019 года в адрес прокурора Валдайского района направлена информация о том, что мероприятия по оборудованию котельных автоматическими установками пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуют значительных финансовых затрат, в связи с чем указанные работы будут запланированы и выполнены до конца 2020 года. В настоящее время Общество заключает договор по изготовлению проекта автоматической системы пожарной сигнализации. Просил установить срок для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица ОНД и ПР по Валдайскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из содержания подп. «а» п.4 ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» следует, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно п.6 ст.3 указанного Федерального закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе приоритета мер предупреждения терроризма (п.7 ст.2 указанного Федерального закона).

Согласно подп. «д» п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

При этом, в силу п.13 указанной Концепции предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в том числе, посредством осуществления мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.23.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Согласно абз.4, 7 ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

         В соответствии со ст.ст.4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона №123-ФЗ.Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом № 123-ФЗ;в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Из положений ч.ч.1, 4, 7 ст.83 указанного Федерального закона следует, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены:расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении;устройством для контроля работоспособности установки;устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения;устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара;устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.

Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.

Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Согласно ч.ч.1, 3 ст.84 Федерального закона №123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: 1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; 2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; 4) включение эвакуационного (аварийного) освещения; 5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; 7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.

Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года №323 утверждены нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03).

В силу п.п.1.1, 1.2, 1.3 указанных Норм они устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. При проектировании СОУЭ наряду с настоящими нормами следует руководствоваться также другими нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке.

Нормами противопожарной безопасности предусмотрено 5 типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения идругих характеристик, приведенных в таблице 1 (п.4.1 Норм пожарной безопасности).

Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей (п.5.1 Норм пожарной безопасности).

Согласно п.20 таблицы №2 п.5.1 Норм противопожарной безопасности для производственных и складских зданий и сооружений, состоящих из 1 этажа, следует предусматривать 1 тип СОУЭ.

Согласно п.3.1, таблица 1, п.17 таблица 2 «Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года №173, СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре, предусмотрены классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Согласно п.А1, п.А10, п.38 таблицы А3 приложения «А» «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года №175, настоящий свод правил устанавливает основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУП) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен далее в данном документе, к числу которых относятся, в том числе, помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные.

Аналогичные требования по оборудованию помещений иного административного и общественного назначения, в том числе встроенных и пристроенных, закреплены п.п.1, 2, 3, 14, п.38 таблицы №3 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 года №315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03).

Из представленных материалов установлено, что в соответствии с п.п.1.1, 1.2, 2.1, 2.2 Устава (л.д.28-40) ООО «ТК Новгородская» является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Целью деятельности является извлечение прибыли, вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством.

Согласно копии договора аренды имущества №5 от 17 мая 2013 года, заключенному между ГОУПЖКХ «Новжилкоммунсервис» (арендодатель) и ООО «ТК Новгородская» (арендатор), с учетом акта приема-передачи, во временное владение и пользование за плату Обществу передано имущество, в том числе, котельные №№4, 10 и 16 в Валдайском районе. По условиям указанного договора аренды арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, своевременно производить за свой счет текущий и капитальный ремонт имущества, а также производить подготовку имущества к отопительному сезону, нести прочие расходы на содержание имущества (п.2.2.3 договора). Указанный договор заключен на неопределенный срок.

В судебном заседании установлено, что в ходе прокурорской проверки с привлечением специалиста отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Валдайскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Новгородской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: диспетчерская и подсобные помещения котельных №№4 и 16 в Валдайском районе, а также подсобные помещения котельной №10 в Валдайском районе не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; здания указанных котельных не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 1-го типа.

Данный факт подтверждается заданием прокуратуры Новгородской области, решением о проведении проверки, справкой старшего дознавателя ОНД и ПР по Валдайскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Новгородской области, не оспаривался ответчиком в судебном заседании.

18 октября 2019 года по результатам проверки соблюдения ООО «ТК Новгородская» законодательства при эксплуатации тепловых энергоустановок прокурором Валдайского района в адрес Общества внесено представление об устранении выявленных нарушений. Согласно указанному представлению ООО «ТК Новгородская» должно было в течение одного месяца принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона и сообщить о принятых мерах.

Из сообщения ООО «ТК Новгородская» от 13 ноября 2019 года следует, что представление рассмотрено, ряд выявленных нарушений устранен, мероприятия по оборудованию диспетчерских и подсобных помещений котельных автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах будут произведены до конца 2020 года.

Из письменных пояснений представителя ответчика от 17 марта 2020 года усматривается, что в настоящее время Общество приступило к устранению выявленных нарушений: проводятся мероприятия по заключению договора на изготовление проекта автоматической системы пожарной сигнализации.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Валдайского района Новгородской области обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью работников ООО «ТК Новгородская», обслуживающих данные котельные, могут повлечь нарушения федерального законодательства в период отопительного сезона на территории Валдайского района, противоречат принципам антитеррористического законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Валдайского района Новгородской области законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по оборудованию помещений котельных автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах требуют значительных временных и материальных затрат, а вместе с тем тот факт, что указанные нарушения требований пожарной безопасности были выявлены в сентябре 2019 года, ранее истцом в адрес ответчика вносилось соответствующее представление об устранении выявленных нарушений, которое не было исполнено в установленный срок, суд полагает необходимым установить срок в три месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, поскольку он обоснован объёмом требующихся подготовительных мероприятий и, по мнению суда, является разумным.

Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Валдайского района Новгородской области удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Тепловая компания Новгородская» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

1) оборудовать помещения котельной №4, расположенной по адресу: <адрес>, и котельной №16, расположенной по адресу: <адрес>, автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 1 типа;

2) оборудовать помещение котельной №10, расположенной по адресу: <адрес>, автоматической установкой пожарной сигнализации с вынесением сигнала о пожаре на диспетчерский пункт организации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, начиная с 25 марта 2020 года.

                

Председательствующий                                             М.А.Малышева

Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2020 года

Председательствующий                                             М.А.Малышева

2-151/2020 ~ М-69/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Валдайского района
Ответчики
ООО "Тепловая компания Новгородская"
Другие
ОНД и ПР по Валдайскому району УНД и ПРГУ МЧС России по Новгородской области
Суд
Солецкий районный суд Новгородской области
Судья
Малышева Марина Анатольевна
Дело на сайте суда
solecky--nvg.sudrf.ru
10.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2020Передача материалов судье
14.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2020Дело оформлено
27.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее