Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-467/2023 от 15.08.2023

УИД: 61RS0013-01-2023-002865-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2023 года           с.Леваши

    Левашинский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Магомедова Т.М.,

при секретаре с/з Газимагомедове К.М.,

    рассмотрев материалы гражданского дела №2-467/2023 по исковому заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> к ФИО1 и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности МСЭ-2015 от 07.10.2016г., и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 от 07.10.2016г., выданные бюро – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», согласно которым ФИО1 впервые установлена инвалидность второй группы с 07.10.2016г. бессрочно,

У С Т А Н О В И Л:

Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> обратилось в суд с вышеназванными исковыми требованиями.

В исковом заявлении истец указывает, что ФИО1 являлся получателем ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ и страховой пенсии по инвалидности, назначенной решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных им в пенсионный орган справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданных бюро - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ФИО1 впервые установлена инвалидность второй группы с 07.10.2016г. бессрочно. Согласно ответу ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» подтвердить законность и обоснованность справок об установлении инвалидности в отношении ФИО1 не представляется возможным. На основании изложенного истец просит признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности МСЭ-2015 от 07.10.2016г., и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 от 07.10.2016г., выданные бюро – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», согласно которым ФИО1 впервые установлена инвалидность второй группы с 07.10.2016г. бессрочно.

    На исковое заявление в материалы дела поступил отзыв ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России, в котором последний указывает, что сведениями о направлении ответчика ФИО1 для проведения медико-социальной экспертизы в 2016 году ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» не располагает.

    Проверкой установлено, что экспертное решение об установлении инвалидности ответчику ФИО1 не выносилось, информация о проведенной ему ДД.ММ.ГГГГ медико-социальной экспертизе в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе отсутствует, также отсутствуют сведения о привлечении ответчика к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 159.2 УК РФ.

    Кроме того, истцом не приведено обоснование того, каким образом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России как ответчиком нарушаются права истца, а также не предоставлены соответствующие письменные доказательства.

    В своем отзыве ответчик ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России просит отказать в иске, рассмотрев дело в отсутствие их представителя.

    Представитель истца, ответчик ФИО1 представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, представитель третьего лица ГБУ <адрес> «Центральная городская больница» в <адрес>, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, истец в исковом заявлении просит рассмотреть иск без их участия, ответчик ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в своем отзыве просит рассмотреть дело без их участия, ответчик ФИО1 и представитель третьего лица об уважительности своей неявки суду не сообщили.

    По изложенным обстоятельствам дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие сторон, их представителей, и третьего лица, его представителя.

    Изучив материалы дела, оценив в порядке статьи 67 ГПК Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

    Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданной бюро ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», серии МСЭ-2015 от 07.10.2016г., ответчику ФИО1 впервые установлена инвалидность второй группы с 07.10.2016г. бессрочно.

    На основании заявлений ФИО1 и указанной выписки им УПФР в <адрес> производились выплата пенсии по инвалидности и ежемесячная денежная выплата.

    Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

    Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

    В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

    Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

    Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ, но действовавшим в период установления ФИО1 инвалидности, были утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

    Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

    Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

    В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

    В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).

    Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

    Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

    При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

    Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 59н, ныне утратившим свою силу, но действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период назначения ответчику инвалидности, был утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

    Согласно п. 31 указанного Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме /у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

    Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности», ныне также утратившим силу, но действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, был закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

    Согласно п. 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

    Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

    Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата установления инвалидности ФИО1) была необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

    В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н (ныне также утратил силу, но действовал до ДД.ММ.ГГГГ), критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

    Критерием для установления 2 группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев).

    Таким образом, признание гражданина инвали<адрес> группы свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.

    Согласно ответу ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.19-20), в ЕАВИИАС, используемой при проведении МСЭ, данных по проведению МСЭ ФИО1 не имеется. В архиве бюро ФКУ ГБ МСЭ по <адрес> данные о проведении МСЭ ФИО1 на бумажном носителе также отсутствуют.

    В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Однако, в нарушение положений статей 56, 57 ГПК Российской Федерации каких-либо относимых и допустимых доказательств о прохождении ФИО1 медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ в бюро ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» в установленном законом порядке ответчиками в материалы дела не представлено.

    Согласно ответу ГБУ <адрес> «ЦГБ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о направлении ФИО1 в период 2010 – 2017 годов на освидетельствование в бюро медико – социальной экспертизы не имеется, амбулаторная карта на имя ФИО1 за данный период в регистратуре поликлинического отделения отсутствует.

    Таким образом, ответчиками не было представлено каких-либо относимых и допустимых доказательств в опровержение доводов истца, в том числе таких медицинских документов, которые бы могли подтвердить наличие у ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заболеваний, являющихся безусловным основанием для установления ему 2 группы инвалидности бессрочно, поскольку состояние здоровья оценивается федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности организма человека с учетом строго определенных критериев и правил при проведении освидетельствования в ходе медико-социальной экспертизы.

    При этом также ответчиками не заявлено ходатайства о назначении по делу судебной медико – социальной экспертизы, с целью выяснения вопросов, имелись ли основания для установления ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 группы инвалидности, имеются ли в настоящее время признаки инвалидности у ФИО1

    Таким образом, ответчиками не доказан факт законного получения ФИО1 справки МСЭ в 2016 году.

    Выдача ФИО1 справки об установлении инвалидности МСЭ-2015 от 07.10.2016г., и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 от 07.10.2016г., именно бюро – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», подтверждается тем, что указанные документы подписаны руководителем бюро (на тот момент) ФИО3, ответчик ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России доказательств обратного не приводит, о назначении почерковедческой экспертизы (для определения подлинности подписи ФИО3 на документах) не ходатайствовал.

    В связи с изложенным исковые требования к ответчикам подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                 РЕШИЛ:

    

    Удовлетворить исковое заявление Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> к ФИО1 и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности МСЭ-2015 от 07.10.2016г., и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 от 07.10.2016г., выданные бюро – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», согласно которым ФИО1 впервые установлена инвалидность второй группы с 07.10.2016г. бессрочно.

    Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности МСЭ-2015 от 07.10.2016г., и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 от 07.10.2016г., выданные бюро – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», согласно которым ФИО1 впервые установлена инвалидность второй группы с 07.10.2016г. бессрочно.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через Левашинский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                     Магомедов Т.М.

2-467/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и соц защиты РФ
Ибрагимов Магомедрасул Ильясович
Суд
Левашинский районный суд Республики Дагестан
Судья
Магомедов Тимур Магомед-Камилович
Дело на странице суда
levashinskiy--dag.sudrf.ru
15.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.08.2023Передача материалов судье
18.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2023Судебное заседание
13.10.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее