Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1294/2023 ~ М-1205/2023 от 27.09.2023

86RS0010-01-2023-001536-04 Мотивированно решение

изготовлено 90.12.2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2023 года город Мегион

Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Мишенькиной К.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калгановым А.А.,

с участием представителя истца Рейма Е.В.,

представителя ответчика Сорокиной Д.В.,

представителя третьего лица Пущеленко А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1294/2023 по иску прокурора города Мегиона в интересах Алексеева Владислава Юрьевича к Администрации города Мегиона, третье лицо МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Мегиона обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокурором проверки установлен факт нарушения прав инвалида Алексеева В.Ю., которые заключаются в неисполнении ответчиком обязанностей по созданию благоприятных условий жизни для инвалида-колясочника в части обустройства входной группы в подъезд жилого дома, в котором он проживает. С учетом заявления об уточнении требований, просит обязать ответчика в течении 6-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в местах общего пользования многоквартирного дома по адресу: <адрес> обеспечить выполнение следующих мероприятий:

На основании протокольного определения от 13.10.2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика, привлечено МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса».

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом.

Представители истца Рейм Е.В. в судебном заседании поддержали требования иска с учетом заявления от 24.11.2023 г.

Представитель ответчика Сорокина Д.В. исковые требования признала, однако возражала против удовлетворения требований в части указанных в иске сроков исполнения обязанности. Пояснила, что поскольку выполнение мероприятий напрямую зависит от финансирования, возможность исполнить решение суда будет невозможно. Кроме того, погодные условия не позволят исполнить требования в зимний и весенний период, в связи с чем начало работ будет возможно только в мае 2024 г.

Представитель третьего лица - МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» Пущеленко А.Б. в судебном заседании поддержал мнение представителя органа местного самоуправления. Указал, что выполнение работ приводится на основании муниципального контракта для заключения которого предусмотрена процедура. Исполнители по муниципальным контрактам не всегда добросовестно выполняют обязательства по договору в связи с чем возникают задержки в сроках сдач работы.

Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Основной закон, гарантирующий права инвалидов в России, в том числе право на доступную среду жизнедеятельности, – Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Он определяет государственную политику в социальной области защиты инвалидов.

Согласно ст. 2 Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу п.п. 1, 3 абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Согласно п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 2 ст. 12 ЖК РФ установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 2 Правил № 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

В силу п. 4 Правил № 649 обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных:

а) стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения;

б) стойкими расстройствами функции слуха, сопряженными с необходимостью использования вспомогательных средств;

в) стойкими расстройствами функции зрения, сопряженными с необходимостью использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств;

г) задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека.

В соответствии с п. 6 Правил № 649 обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (п. 12 Правил № 649).

Согласно п. 14 Правил № 649, перечень мероприятий может включать в себя:

а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;

б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил;

в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Разделом III установлены требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности (п. 18 Правил № 649).

Согласно п. 22 Правил № 649, для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного пользования жилым помещением, а также доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

По делу установлено, подтверждено собранными судом по делу письменными доказательствами: информацией ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по ХМАО-Югре Министерства труда и социальной защиты РФ», справкой ИПРА инвалида № 604.3.86/2019 от 02.09.2019 г., что Алексеев В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет статус инвалида 3 группы, с установленными у него нарушениями функций верхних и нижних конечностей, нарушения функции опорно-двигательного аппарата, вызывающего необходимость использования кресла-коляски.

Алексеев В.Ю. проживает в <адрес>, которая согласно выписке из ЕГРН принадлежит ему на праве общей долевой собственности (1/2 доли в праве).

19.04.2018 г. на основании Акта обследования рабочей группы обследовано общее имущество вышеуказанном доме, в котором находится квартира истца. Данным Актом установлена необходимость выполнения мероприятий. Обеспечивающих беспрепятственный доступ в жилое помещение многоквартирного дома, а именно выполнение проектно-сметной документации на ремонт помещений и обустройство входной группы для беспрепятственного доступа маломобильных групп граждан с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и выполнение строительно-монтажных работ на обустройство крыльца хода в подъезд и ремонт помещений, в которых проживает инвалид.

К вышеуказанном Акту предусмотрено приложение, в которых указаны конкретные мероприятия по обустройству входной группы в подъезд жилого дома.

На основании постановления администрации г. Мегиона от 27.02.2020 № 373 создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды.

На основании заключения № 73 от 30.05.2022 г. вынесено заключение о возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котом проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида».

До даты обращения прокурора с иском в суд мероприятия для обустройства входной группы ответчиком не проведены.

27.05.2023 г. прокурором г. Мегиона вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, которое ответчиком не исполнено.

Истец и его представитель просят обязать ответчика обустроить входную площадку с устройством бетонного пандуса и оборудования входной двери тамбура доводчиками, оборудовании дверей смотровыми окнами, с ударопрочными панелями, установлением ручек нажимного действия, обеспечения высоты порога.

Представитель ответчика со ссылкой на наличие установленной законом обязанности проведения мероприятий против удовлетворения требований не возражал. Не согласился со сроками выполнения мероприятий, на которые указывает истце и его представитель в иске.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПКРФ в случае, если действия, обязанность по совершению которых возложена на ответчика судом, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Учитывая, что мероприятия указанные в требованиях иска разработаны и утверждены для исполнения в 2018 г., что указывает на обращение инвалида к ответчику ранее поданного прокурором иска, принимая во внимание указанные сроки проведения мероприятиях, их объем, суд считает возможным согласиться с представителем истца о достаточности данных сроков для исполнения ответчика возложенной на него обязанности по их выполнению.

Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора города Мегиона в интересах Алексеева Владислава Юрьевича к Администрации города Мегиона, третье лицо МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Администрацию города Мегиона (ИНН 8605004157) в течении 6-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в местах общего пользования многоквартирного дома по адресу<адрес> обеспечить выполнение следующих мероприятий:

- обустроить входную площадку бетонным пандусом (размеры площадки не менее 2,2*2,2 м., ширина бетонного пандуса не менее 0,9 м., угол наклона пандуса не более 1:20 или 2,86 градуса);

- тамбур: входную дверь оборудовать доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд (допустить применение петель с фиксаторами положений «открыто» и «закрыто»), полотна дверей оборудовать смотровыми прозрачными ударопрочными панелями с нижней кромкой на высоте 0,5 - 1,2 метра от уровня пола, нижнюю часть стеклянных полотен дверей на высоте не менее 0,3 метра от уровня пола обеспечить защищенной противоударной полосой, в качестве дверных запоров на путях эвакуации установить ручки нажимного действия (усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм), высоту порога наружной двери обеспечить не более 14 мм.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Нижневартовский городской суд.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья К.В. Мишенькина

2-1294/2023 ~ М-1205/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алексеев Владислав Юрьевич
Прокурор города Мегиона
Ответчики
Администрация города Мегиона
Другие
Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса"
Суд
Мегионский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Мишенькина Ксения Владимировна
Дело на сайте суда
megion--hmao.sudrf.ru
27.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2023Передача материалов судье
29.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2023Подготовка дела (собеседование)
13.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.10.2023Предварительное судебное заседание
09.11.2023Предварительное судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2024Дело оформлено
06.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее