66RS0003-01-2024-003643-02 <***>
Дело № 2-4487/2024
Мотивированное решение изготовлено 08.08.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 01.08.2024
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Самойловой Е. В.,
при секретаре Поликарповой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухоложского городского прокурора Свердловской области в интересах Болдырева Николая Александровича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Сухоложский городской прокурор Свердловской области в интересах Болдырева Н. А. обратился в суд к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области с требованием о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В обосновании иска указано, что Болдырев Н. А. является инвалидом.
Бюро медико-социальной экспертизы разработана индивидуальная программа реабилитации илиабилитации инвалида № 1655.24.66/2022.
Согласно ИПРАБолдыреву Н. А. рекомендовано предоставить за счет средств федерального бюджета: сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией.
Ввиду необеспечения средством реабилитации по настоящее время согласно ИПРА, истец обратился в суд.
В связи с чем, истец просил обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области обеспечить Болдырева Н.А. техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № 1655.24.66/2022, предоставляемых за счет средств федерального бюджета: сигнализатором звука цифрового с вибрационной и световой индикацией.
Болдырев Н. А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представил.
В судебном заседании помощник прокурора Катков П. В. требования и доводы заявления поддержал.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области Саубанова Г. Р. в судебном заседании поддержала возражения. Просила в иске отказать, указав, что сигнализатором звука цифровой вибрации и световой индикацией Болдырев Н. А. будет обеспечен, поскольку государственный контракт заключен 15.07.2024, списки инвалидов сформированы контракта.
В связи с чем, судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив фактические обстоятельства, исследовав представленные суду письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор уполномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав социальных прав граждан.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, инвалиды на основании п. 8 ст. 6.1 указанного Закона
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов», регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 11.1 указанного Закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся, в том числе специальные средства для ухода.
В пункте 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 г. N 240, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
Вместе с тем, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и ОСФР по Свердловской области.
Таким образом, ОСФР по Свердловской области наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов техническими средствами реабилитации. На указанные цели ОСФР по Свердловской области выделяются средства из федерального бюджета, что подтверждается п.16 указанных Правил обеспечения.
Однако в силу п.4 Правил обеспечения заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Судом установлено, что Болдырев Н. А. является инвалидом.
Бюро медико-социальной экспертизы разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида № 1655.24.66/2022.
Согласно ИПРА Болдыреву Н. А. рекомендовано предоставить за счет средств федерального бюджета: сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией.
В целях обеспечения проживающих на территории Свердловской области инвалидов сигнализаторами звука в 2023 и в 2024 году Отделением 17.11.2023 размещена закупка ИКЗ № 231666100918766700100101970022790323. В связи с отсутствием заявок на участие в электронном аукционе закупка не состоялась.
Для проведения закупки сигнализаторов 26.06.2024 Отделением размещена закупка № 0262100000124000197 со сроком подачи заявок до 02.07.2024.
Из доводов представителя ответчика в настоящее время, 15.07.2024 заключен контракт, списки сформированы.
Между тем, на момент вынесения решения истцу не предоставлено техническое средство реабилитации – сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент вынесения решения истцу не предоставлено техническое средство реабилитации – сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией.
С учетом обстоятельств дела и требований закона, суд приходит к выводу, что ответчиком ОСФР по Свердловской области не исполнено возложенных на него законом обязанностей по обеспечению Болдырева Н. А. в полном объеме техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, чем нарушено гарантированное инвалиду законом право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Таким образом, поскольку право инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, не ставится в зависимость от каких-либо условий, включая размер и сроки финансирования из федерального бюджета, то исковые требования Сухоложского городского прокурора Свердловской областив интересах Болдырева Н. А. к ОСФР по Свердловской области, подлежат удовлетворению о возложении на ответчика обязанности по предоставлению сигнализатора звука цифрового с вибрационной и световой индикацией.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, обе стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст. 12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6661009187) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, *** ░.░. (<***>), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 1655.24.66/2022, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ <***> ░. ░. ░░░░░░░░░