Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-12/2023 от 25.04.2023

Дело №11-12/2023

УИД 29MS0037-01-2022-006035-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Няндома 19 июня 2023 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Тимошенко А.Г.,

при секретаре Пиган А.С.,

с участием ответчика Буйленко Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по апелляционной жалобе Буйленко Д.А. на решение мирового судьи судебного участка №1 Няндомского судебного района Архангельской области от 20 февраля 2023 г.,

установил:

ООО «ЭкоИнтегратор» в лице ООО «Центр консалтинга и аутсорсинга» обратилось в суд с иском к Буйленко Д.А. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в обоснование требований указав, что ответчик проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В период с 1 февраля 2020 г. по 28 февраля 2021 г. Буйленко Д.А. не производил оплату коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в результате чего у него образовалась задолженность в размере 1533,10 руб. На основании изложенного истец просил суд взыскать с ответчика сумму задолженности 1369 рублей 57 копеек, пени в размере 22 рубля78 копеек и судебные издержки 3400 рублей.

Решением мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 Няндомского судебного района Архангельской области от 20 февраля 2023 г., с учетом определения об исправлении описки от 2 марта 2023 г., иск удовлетворен частично. С Буйленко Д.А. в пользу ООО «ЭкоИнтегратор» взыскана задолженность а период с 1 февраля 2020 г. по 28 февраля 2021 г. в размере 1289,13 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 2520,00 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 336,00 руб., всего 4145,13 руб.

Не согласившись с указанным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение мирового судьи судебного участка №1 Няндомского судебного района Архангельской области от 20 февраля 2023 г. и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Обращает внимание, что между сторонами не заключался договор. Расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей должны включаться в административные расходы согласно постановлению Правительства Российской федерации от 30.05.2016 №484. Также полагает, что выписка из маршрутного листа подлежит исключению из материалов дела в связи с сомнительностью ее происхождения. Расчет задолженности должен быть произведен в меньшую сторону, поскольку нормативы признаны недействующими.

Ответчик в ходе судебного заседания на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.

Истец, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд апелляционной инстанции, заслушав ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Материалами дела подтверждается, что ответчик по настоящему делу является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу <адрес>.

В период с 1 февраля 2020 г. по 28 февраля 2021 г. Буйленко Д.А. не производит оплату за обращение с твердыми коммунальными отходами, в результате чего образовалась задолженность.

Разрешая настоящий спор, мировой судья пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика задолженности за период с 1 февраля 2020 г. по 28 февраля 2021 г. в размере 1289,13 руб., а также с учетом принципа пропорциональности, применяемого при частичном удовлетворении исковых требований, взыскания судебных издержек в размере 2856,00 рублей.

Суд апелляционной инстанции с указанным выводом мирового судьи согласен.

Положениями частей 1, 2 и 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статья 154 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее - Правила N 354).

В пункте 1 Правил N 354 закреплено, что Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 4 статьи 154 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым услуга по обращению с твердыми коммунальным отходами отнесена к коммунальным услугам.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, собственники жилых помещений обязаны оплачивать услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов своей жизнедеятельности.

Согласно статье 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно части 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Пунктами 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

В пунктах 1 и 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ закреплено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Порядок деятельности регионального оператора по обращению с ТКО регламентируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).

В соответствии с пунктом 7 Правил N 1156 в случае, если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.

В соответствии с пунктом 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федераций), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Как определено в абзаце 22 статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ, под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами

Статьей 10 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02 июня 2016 года N 175-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений части 4 статьи 154 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие после 01 января 2016 года.

Указанные выше положения действуют во взаимосвязи с нормами Закона N 89-ФЗ, в который также неоднократно вносились изменения. Выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО будет обеспечиваться региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора, предусмотренного частью 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.

Согласно пункту 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 8(5) Правил N 1156 определено, что заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).

В соответствии с пунктом 8 (17) региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

29 октября 2019 года между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО "ЭкоИнтегратор" заключено соглашение, в соответствии с условиями которого последнее из названных лиц наделено полномочиями регионального оператора деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, в его компетенции отнесено предоставление услуг по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области.

Услуга по обращению с ТКО оказывается ООО "ЭкоИнтегратор" с 01 января 2020 г. на всей территории, входящей в зону деятельности регионального оператора.

16 января 2020 г. ООО "ЭкоИнтегратор" разместило в газете "Архангельск", и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

При таких обстоятельствах, на 16-й рабочий день со дня публикации предложения, то есть, начиная с 07 февраля 2020 г., договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным со всеми потребителями, которые не направили заявку, на условиях типового договора.

В соответствии с пунктом 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пунктам 148 (1) и 148 (21) Правил N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.

Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО наступает при оказании региональным оператором услуги по обращению с ТКО, независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Действующим законодательством и по итогам проведения конкурсного отбора не предусмотрено обращение с ТКО на территории Архангельской области иным способом, кроме как посредством ООО "ЭкоИнтегратор", который приобрел статус регионального оператора с 1 января 2020 г. и осуществляет свою деятельность.

При таких обстоятельствах, вопреки мнению подателя апелляционной жалобы, с 1 января 2020 г. у него возникла обязанность по внесению платы за услуги на обращение с ТКО независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как верно указано мировым судьей, на основании пункта 5 статьи 30 ЖК РФ, части 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ ответчик, как собственник доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении, обязан оплачивать оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО.

Указанная обязанность Буйленко Д.А. исполнена не была.

Таким образом, ответчику правомерно начислена задолженность по оплате услуги по обращению с ТКО, которая рассчитана с учетом количества допущенных истцом нарушений при оказании названной услуги, а также даты начала фактического осуществления ООО «ЭкоИнтегратор» деятельности на территории Няндомского района, то есть за период с 1 февраля 2020 г. по 28 февраля 2021 г. в размере 1289 рублей 13 копеек.

Представленный в материалы дела расчет, которым руководствовался мировой судья при удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции считает верным, выполненным, исходя из тарифа, отраженного в Постановлении Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25.12.2019 N 86-в/1 "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор" на территории Архангельской области" с учетом решения Архангельского областного суда от 5 августа 2020 г. по делу №3а-328/2020, а именно по нормативу 2,29 м/куб.

Доводы подателя апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном понимании норм действующего законодательства.

Ссылка подателя жалобы об отсутствии оснований для взыскание судебных расходов, также является необоснованной поскольку, наличие между истцом ООО «ЭкоИнтегратор» и АО «Центр расчетов» абонентского договора на услуги по начислению и сбору платежей в отношении физических лиц не исключает возможности возмещения лицом, участвующим в деле, понесенных судебных расходов в порядке, предусмотренном действующим гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Поскольку решение было постановлено в интересах истца, он вправе требовать возмещения расходов понесенных им на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Мировой судья, удовлетворяя требования истца о взыскании судебных расходов, с учетом частичного удовлетворения исковых требований, счел разумным взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 2856 рублей, в том числе на оплату услуг представителя 2520 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 336 рублей.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для дополнительного снижения размера судебных расходов на оплату услуг представителя.

Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы о незаконности решения мирового судьи не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Мировым судьей правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в решении соответствуют обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушения норм процессуального права.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ,

определил:

решение мирового судьи мирового судьи судебного участка №1 Няндомского судебного района Архангельской области от 20 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Буйленко Д.А. - без удовлетворения.

Судья А.Г. Тимошенко

Мотивированное решение составлено 23 июня 2023 г.

11-12/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "ЭкоИнтегратор"
Ответчики
Буйленко Дмитрий Анатольевич
Другие
ООО "Центр консалдинга и аутсорсинга"
Прялухин Павел Сергеевич
Администрация Няндомского муниципального окургу АО
Макарова Светлана Александровна
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Тимошенко А.Г.
Дело на странице суда
nyandomasud--arh.sudrf.ru
25.04.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
25.04.2023Передача материалов дела судье
26.04.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
16.06.2023Судебное заседание
23.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2023Дело оформлено
29.06.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее