УИД 32RS0019-01-2021-000046-77
№ 2-74/2021
строка отчета 2.129
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 марта 2021 года г. Мглин
Мглинский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Черномаза А.Д.,
при секретаре Степыко В.И.,
с участием истца Зыковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зыковой Светланы Никифоровны, Зыкова Сергея Владимировича, Зыкова Алексея Владимировича и Зыкова Николая Владимировича к администрации Симонтовского сельского поселения Мглинского района Брянской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации и наследования,
УСТАНОВИЛ:
Зыкова С.Н., Зыков С.В., Зыков А.В. и Зыков Н.В. обратились в суд с иском к администрации Симонтовского сельского поселения Мглинского района Брянской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации и наследования в отношении жилого дома с кадастровым номером № и земельного участка площадью 5 000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенных по <адрес>, на том основании, что они являются наследниками по закону первой очереди ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ. В 1994 году наследодатель ФИО1 наряду с ними приватизировал 1\5 доли жилого дома по <адрес>. Однако до наступления смерти ФИО1 никто из них не осуществил государственную регистрацию права собственности на дом и приусадебный участок. Истцы фактически приняли наследство ФИО1, остались проживать в доме и использовать домовладение по назначению. Споров по наследству не имеется.
В судебном заседании истец Зыкова С.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нём.
Истцы Зыков С.В., Зыков А.В. и Зыков Н.В. в судебное заседание не явились, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации Симонтовского сельского поселения Мглинского района Брянской области на рассмотрение дела не явился, обратившись с заявлением о рассмотрение дела в отсутствие их представителя. Возражений на удовлетворении иска ответчик не имеет.
Представитель третьего лица управления Росреестра по Брянкой области в судебное заседание не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В отзыве на иск третьим лицом указано, что в ЕГРН имеется запись в отношении земельного участка площадью 5 000 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес>, участок 30, с. Соколовка Мглинского района Брянской области, собственником которого значится ФИО1. Жилой дом, расположенный по данному адресу, зарегистрированным в ЕГРН не значится.
Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 219 ГПК РФ, право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего на момент приобретения сторонами права собственности на недвижимое имущество, обязательной государственной регистрации подлежали права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанное положение закреплено и в ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой в случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Как установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> \л.д.10\.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на семью из 5 человек в порядке приватизации получил трехкомнатную квартиру общей площадью 60 кв.м.. Договор удостоверен Соколовским сельским Советом НД ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован в БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по реестру № \л.д.18\.
Регистрационное удостоверение, выданное Мглинским БТИ ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждает право собственности ФИО1 в отношении указанного домовладения \л.д.19\.
Из выписки похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из ЕГРН следует, что в собственности ФИО1 находится земельный участок площадью 5 000 кв.м., расположенный в <адрес> \л.д.20\.
Из содержания похозяйственной книги №ДД.ММ.ГГГГ-1996гг в указанном жилом доме по состоянию на 1994 год проживали истцы и наследодатель ФИО1 \л.д.22-23\.
Согласно справки нотариуса Мглинского нотариального округа № от ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в производстве нотариуса отсутствует \л.д.21\.
Из техпаспорта на жилой дом по <адрес> следует, что жилой <адрес> года постройки, общая площадь которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 50.3 кв.м., а площадь всех частей здания с учетом холодных помещений – 67.6 кв.м. \л.д.26-30\.
Статья 1 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает приватизацию жилых помещений, т.е. бесплатную передачу в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст.7 указанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 3.1 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предусматривает, что в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Как установлено судом, семья ФИО1 в составе 5 человек, а именно его, супруги истца Зыковой С.Н. и несовершеннолетних на тот момент детей истцов Зыкова С.В., Зыкова А.В. и Зыкова Н.В. на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ приватизировали жилое помещение по <адрес>.
Государственная регистрация права собственности недвижимого имущества участниками договора приватизации до настоящего времени не осуществлена.
В соответствии с вышеприведенным действующим законодательством доли участников приватизации в жилом помещении являются равными.
Таким образом, доли истцов и умершего ФИО1 в жилом помещении и приусадебном земельном участке суд считает равными по 1\5 доли каждого.
Поскольку в договоре от ДД.ММ.ГГГГ не указаны данные о всех лицах, принимавших участие в приватизации, только один ФИО1, то суд считает необходимым иск ФИО8 удовлетворить и признает за истцами право собственности на 1\5 доли каждого в отношении жилого дома и земельного участка по <адрес>.
Другой долевой собственник приватизированного жилого помещения ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
При разрешении вопроса о наследовании имущества умершего ФИО1 суд исходит из положений п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. №8 «О некоторых вопросах применения Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которым, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Судом бесспорно установлено, что наследодатель ФИО1 изъявил и реализовал свое право на приватизацию жилого помещения, однако умер до осуществления государственной регистрации права, которая обязательна для сделок с недвижимым имуществом. Однако данное обстоятельство не является препятствием для включения приватизированного имущества в наследственную массу умершего ФИО1.
Поэтому, суд включает в наследственную массу умершего ФИО1 1\5 жилого дома общей площадью 50.3 кв.м. с кадастровым номером 32:16:0120101:165 и 1\5 доли земельного участка площадью 5 000 кв.м. с кадастровым номером 32:16:0120101:59, расположенных по <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: обработка наследником земельного участка, осуществление оплаты коммунальных услуг, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом, такие действия, могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (п. 34). Принятие наследником по закону какого-либо имущества из состава наследства или его части означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства (п. 35).
Установление факта принятия наследства необходимо истцам для реализации наследственных прав и распоряжения наследственным имуществом. В ином, внесудебном порядке, установить искомый для истцов факт, не представляется возможным.
Судом бесспорно установлено, что истцы Зыкова С.Н., Зыков С.В., Зыков А.В. и Зыков Н.В. фактически приняли наследство умершего ФИО1 в виде домовладения по <адрес>, предприняли меры по сохранности наследственного имущества, используют домовладение по назначению.
Поэтому суд, включив в наследственную массу ФИО1 1\5 доли в жилом доме и приусадебном земельном участке по <адрес>, признает за истцами право собственности в порядке наследования указанного имущества по 1\4 доли каждого, т.е. по 1\20 доли каждый от целого жилого дома и земельного участка.
Таким образом, с учетом доли истцов в недвижимом имуществе в порядке приватизации (по 1\5) и доли наследованной после смерти ФИО1 (по 1\20), суд признает за истцами право собственности по 1\4 доли каждого на жилой дом общей площадью 50.3 кв.м. с кадастровым номером № по 1\4 доли каждого на земельный участок площадью 5 000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Зыковой Светланы Никифоровны, Зыкова Сергея Владимировича, Зыкова Алексея Владимировича и Зыкова Николая Владимировича к администрации Симонтовского сельского поселения Мглинского района Брянской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации и наследования удовлетворить.
Признать право общей долевой собственности Зыковой Светланы Никифоровны, Зыкова Сергея Владимировича, Зыкова Алексея Владимировича и Зыкова Николая Владимировича, в порядке приватизации на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, по 1\5 доли каждого на жилой дом общей площадью 50.3 кв.м. с кадастровым номером № и по 1\5 доли каждого на земельный участок площадью 5 000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по <адрес>.
Включить в наследственную массу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> 1\5 доли жилого дома общей площадью 50.3 кв.м. с кадастровым номером № и 1\5 доли земельного участка площадью 5 000 кв.м. с кадастровым номером 32:16:0120101:59, расположенных по <адрес>.
Установить факт принятия Зыковой Светланой Никифоровной, Зыковым Сергеем Владимировичем, Зыковым Алексеем Владимировичем и Зыковым Николаем Владимировичем наследства, оставшегося после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в том числе 1\5 доли жилого дома общей площадью 50.3 кв.м. с кадастровым номером № и 1\5 доли земельного участка площадью 5 000 кв.м., расположенных по <адрес>.
Признать право собственности Зыковой Светланы Никифоровны, Зыкова Сергея Владимировича, Зыкова Алексея Владимировича и Зыкова Николая Владимировича по 1\4 доли каждого в порядке наследования имущества умершего ФИО1, состоящего из 1\5 доли в жилом доме и 1\5 доли в земельном участке, расположенных по <адрес>, т.е. по 1\20 доли каждого в жилом доме и земельном участке, а всего с учетом приватизации признать за ними право собственности по 1\4 доли каждого на жилой дом общей площадью 50.3 кв.м. с кадастровым номером № и по 1\4 доли каждого на земельный участок площадью 5 000 кв.м. с кадастровым номером № расположенные по <адрес>.
Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Мглинский районный суд Брянской области.
Председательствующий судья А.Д. Черномаз
Мотивированное решение изготовлено 02 апреля 2021 года.