<данные изъяты>
УИД: 66RS0044-01-2023-000892-52
Дело № 2-1354/2023
Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2023 года
( с учетом выходных дней 22.04.2023 и 23.04.2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Первоуральск 17 апреля 2023 года.
Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего Логуновой Ю.Г.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Юровских А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1354/2023 по иску прокурора г. Первоуральска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Свердловской области «Первоуральский политехникум» об обязании установить охранную сигнализацию и автономную систему оповещения и управления эвакуацией лиц, находящихся на объектах, обеспечить вывод охранной сигнализации на пульт подразделения национальной гвардии Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Первоуральска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Свердловской области «Первоуральский политехникум»/далее по тексту- ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум»/ об обязании в срок до 01.09.2024:
- установить охранную сигнализацию и автономную систему оповещения и управления эвакуацией лиц, находящихся на объектах, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес> в <адрес>;
-обеспечить вывод тревожной сигнализации на пульт подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) на объектах, расположенных по адресам: <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Чалова О.А. заявленные исковые требования поддержала. Суду пояснила, что прокуратурой <адрес> проведены надзорные мероприятия в сфере исполнения законодательства об образовании в части соблюдения требований к безопасности учащихся образовательных организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования). Согласно подпунктам «а, в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум» имеет 5 объектов с паспортами безопасности:
- Учебный корпус, расположенный по <адрес>, и комплекс объектов, расположенный по <адрес>, относящиеся к 3 категории опасности;
- учебный корпус, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, учебные мастерские № по <адрес>, и комплекс объектов, расположенный по <адрес>, которые отнесены к 4 категории опасности.
В ходе проверки установлено, что в нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований на объектах, расположенных по адресам: <адрес>, отсутствует автономная системы оповещения и управления эвакуацией лиц, находящихся на объекте; в нарушение подпункта «в» пункта 25 Требований на указанных объектах отсутствует охранная сигнализация с выводом в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Объекты 3 категории, расположенные по адресам: <адрес>, в нарушение пп. «г» п. 24 Требований не оборудованы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Ранее в связи с выявленными нарушениями прокуратурой города внесено представление об устранении нарушений закона в адрес директора ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум», которое рассмотрено, доводы нарушения признаны обоснованными, вместе с тем указанные нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования. Бездействие ответчика создает угрозу безопасности, жизни и здоровья обучающихся и преподавателей образовательного учреждения.
На основании вышеизложенного истец просит обязать ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум» в срок до 01.09.2024 устранить нарушения требований в части соблюдения требований к безопасности учащихся образовательных организаций.
Представитель ответчика ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум» Яброва А.А., действующая на основании доверенности № 06/2022 от 11.10.2022 сроком действия один год со всеми правами/л.д.125/ в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, представила письменный отзыв на исковое заявление, указав, что ответчик согласен с исковыми требованиями /л.д.48-49/. Суду пояснила, что действительно указанные учебные корпуса находятся в ведении ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум». Прокурорской проверкой были выявлены следующие нарушения: отсутствует охранная сигнализация и автономная система оповещения и управления эвакуацией лиц, находящихся на объектах, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес> в <адрес>, объекты 3 категории, расположенные по адресам: <адрес> не оборудованы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Указанный истцом срок для устранения выявленных нарушений – до 01.09.2024 полагает разумным, поскольку ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум» в адрес Учредителя (Министерства образования и молодежной политики <адрес>) было направлено обращение на выделение дополнительных финансовых средств для реализации вышеуказанных мероприятий, данная заявка включена в реестр потребностей подведомственных образовательных учреждений для планирования средств на организацию мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы государственных организаций на 2024 год.
Представитель третьего лица ОВО по городу Первоуральску – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» Николаев С.С., действующий на основании доверенности № 183 от 08.12.2022 сроком действия по 31.12.2023/л.д.124/, заявленные исковые требования поддержал, указав, что действительно указанные нарушения имеют место быть и до настоящего времени ответчиком не устранены.
Представитель третьего лица Министерства образования и молодежной политики <адрес> в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, своим заявлением просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Также представил письменный отзыв на исковое заявление, указав, что как распорядитель бюджетных средств в отношении подведомственных образовательных организаций, Министерство выполняет свои обязательства, а исполнение и обязанность приведения в соответствие с требованиями законодательства имущества, переданного собственником (Министерством по управлению государственным имуществом <адрес>) в оперативное управление Техникуму, лежит на самой образовательной организации. Финансирование работ, направленных на соблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объекта, возможно после принятия положительного решения комиссией по реализации государственной программы <адрес> «Развитие системы образования и реализация молодежной политики <адрес> до 2025 года». С учетом обращений Техникума о возможности предоставления субсидии для организации работ, направленных на соблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объекта, решениями комиссии по реализации государственной программы <адрес> «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в <адрес> до 2025 года» от 16.09.2022 и 03.10.2022 заявки Техникума включены в реестр потребности подведомственных образовательных учреждений для планирования средств на организацию мероприятий по укреплению развития материально-технической базы государственной организации и в реестр потребности подведомственных образовательных учреждений для планирования средств на организацию мероприятий по устранению предписаний уполномоченных государственных органов и будут рассмотрены в установленном порядке при наличии соответствующих источников финансирования/л.д.121/. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица Министерства образования и молодежной политики <адрес>.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно положениям статьи 2, части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организация.
В силу положений п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма закреплены как одни из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации и урегулированы Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (п. п, 1, 7 ст. 2) (далее – Закон о противодействии терроризму).
В соответствии с пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с частями 1, 3, 7 статьи 2 Закона о противодействии терроризму, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Согласно подпунктам «а, в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с пунктом 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В соответствии с п. 3 Устава ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум» является унитарной некоммерческой организацией.
Учредителем и собственником имущества Автономного учреждения является <адрес>. От имени <адрес> функции и полномочия учредителя Автономного учреждения, если иное не установлено нормативными правовыми актами <адрес> принимаемыми <адрес>, осуществляет Министерство общего и профессионального образования <адрес> (п. 4 Устава).
Согласно п. 5 Устава Автономное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления, счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в Министерстве финансов <адрес>, круглую печать, штампы, бланки/л.д.30-45/.
ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум» имеет 5 объектов с паспортами безопасности:
Учебный корпус, расположенный по <адрес>,
- комплекс объектов, расположенный по <адрес>, относящиеся к 3 категории опасности;
-учебный корпус, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
-учебные мастерские № по <адрес>;
-комплекс объектов, расположенный по <адрес>, которые отнесены к 4 категории опасности/л.д.50, 51, 52,53,54/.
14.12.2022 заместителем прокурора <адрес> советником юстиции ФИО6 было принято решение о проведении проверки № в отношении ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум»/л.д.10/.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> в ходе надзорных мероприятий выявлены нарушения требований законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности в ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум», а именно в нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований на объектах, расположенных по адресам: <адрес> отсутствует автономная система оповещения и управления эвакуацией лиц, находящихся на объекте.
Также, в нарушение подпункта «в» пункта 25 Требований на указанных объектах отсутствует охранная сигнализация с выводом в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Объекты 3 категории, расположенные по адресам: <адрес> в нарушение пп. «г» п. 24 Требований не оборудованы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»/л.д.22
В связи с выявленными нарушениями 13.01.2023 прокуратурой <адрес> в адрес директора ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум»/ внесено представление об устранении нарушений закона л.д.23-26/.
Вместе с тем указанные нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования, что подтверждается копией письма № ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум» направленной в адрес прокуратуры <адрес> 20.01.2023/л.д.27-28/, а также не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
В соответствии с пп. 3 п. 14 Положения о Министерстве, утверждённого постановлением <адрес> от 21.02.2019 № 91-ПП «О Министерстве образования и молодежной политики <адрес>», Министерство осуществляет полномочия главного администратора доходов бюджетов бюджетной систем Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателя и главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пп.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными е бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Бюджетные ассигнования предусмотрены Законом Свердловской области от 8 декабря 2021 года № 111-03 «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».
Судом установлено, что ответчиком предпринимаются меры для осуществления комплекса мер, направленных на устранения выявленных нарушений. Так, с учетом обращений ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум» о возможности предоставления субсидии для организации работ, направленных на соблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объекта, решениями комиссии по реализации государственной программы <адрес> «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в <адрес> до 2025 года» от 16.09.2022 и 03.10.2022 заявки ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум» включены в реестр потребности подведомственных образовательных учреждений для планирования средств на организацию мероприятий по укреплению развития материально-технической базы государственной организации и в реестр потребности подведомственных образовательных учреждений для планирования средств на организацию мероприятий по устранению предписаний уполномоченных государственных органов. Однако, данных мер недостаточно для устранения выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчик согласен с заявленным иском, исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что срок указанный истцом для устранения ответчиком нарушений до 01.09.2024 является достаточным и разумным, учитывая, что представитель ответчика в судебном заседании не возражал против установления данного срока для устранения выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 14, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░/░░░ 6658033077/, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░»/6625006744/ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.09.2024:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> ░ <░░░░░>;
-░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>