Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-646/2023 ~ M-635/2023 от 20.11.2023

Дело № 2-646/2023

УИД 59RS0010-01-2023-000905-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 декабря 2023 года с.Барда

Бардымский районный суд Пермского края в составе председательствующего Илибаева К.И.,

при секретаре судебного заседания Мусагитовой И.Д.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Бардымского района Акмманева В.Ф.,

представителя ответчика администрации Бардымского муниципального округа Пермского края Сакаева В.Р.,

представителя ответчика МАОУ «Бардымская средняя общеобразовательная школа № 2» Абузова Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бардымского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бардымского муниципального округа Пермского края, МАОУ «Бардымская средняя общеобразовательная школа № 2», об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бардымского района Пермского края в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, просит возложить на администрацию Бардымского муниципального округа Пермского края обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на мероприятия (работы) по устранению нарушений на объекте (территории) структурного подразделения «Красноярская начальная школа МАОУ «Бардымская СОШ № 2», расположенного по адресу: Пермский край, Бардымский муниципальный округ, с.Краснояр-1, ул.Ленина, 85 «б», а именно: на оснащение системами передачи тревожных извещений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» или в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации. Возложить на МАОУ «Бардымская средняя общеобразовательная школа № 2» обязанности в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения на объекте структурного подразделения «Красноярская начальная школа МАОУ «Бардымская СОШ № 2», расположенного по адресу: с.Краснояр-1, ул.Ленина, 85 «б», а именно: оборудовать тревожной сигнализацией, системами передачи тревожных извещений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» или в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, в течение 30 дней со дня устранения выявленных нарушений провести актуализацию паспорта безопасности объекта (территории) структурное подразделение «Красноярская начальная школа МАОУ «Бардымская СОШ № 2».

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Бардымского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму, в частности, за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов образования.

В ходе проверки установлены нарушения антитеррористической защищенности объектов образования в деятельности МАОУ «Бардымская СОШ № 2», расположенного по адресу: с.Барда, ул.Советская, 19 «а» (далее по тексту - образовательное учреждение) и в структурном подразделении «Красноярская начальная школа МАОУ «Бардымская СОШ № 2», расположенном по адресу: с.Краснояр-1, ул.Ленина, 85 «б».

Установлено, что объект образования оборудован тревожной сигнализацией с выводом в ЕДДС Бардымского муниципального округа в систему, не являющейся системой «112», и не сопряженной программно-аппаратными средствами.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ директору МАОУ «Бардымская СОШ » вносилось представление об устранении нарушений законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования, которое рассмотрено и удовлетворено.

По результатам рассмотрения указанного представления выявленные нарушения устранены лишь частично, что подтверждается информацией МАОУ «Бардымская СОШ № 2» от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в ходе рассмотрения представления на объекте структурного подразделении «Красноярская начальная школа МАОУ «Бардымская СОШ № 2», расположенного по адресу: <адрес>-1, <адрес> «б», нарушение в части оснащения указанного объекта образования системами передачи тревожных извещений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» или в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, не устранено. Указанный объект образования оборудован лишь тревожной сигнализацией с выводом в ЕДДС Бардымского муниципального района, то есть в систему, которая не является системой «112», и не сопряжена программно-аппаратными средствами.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Бардымского района Акмманев В.Ф. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Бардымского муниципального округа Пермского края Сакаев В.Р. в судебном заседании с иском согласен.

Представитель ответчика МАОУ «Бардымская средняя общеобразовательная школа № 2» Абузов Т.И. в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что при выделении администрацией в течение года денежных средств на устранение указанного нарушения, оно будет устранено.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав и изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Конституции РФ).

В силу ст.38 Конституции РФ детство находится под защитой государства, поэтому соблюдение субъектами права законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних граждан является обязательным.

В п.3 ст.3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в образовательных учреждениях.

В соответствии с п.п.3 и 4 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, реализация права на которое обеспечивается путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании ст.41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании требований ч.7 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма определены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ), согласно которому одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма (п.п.1, 7 ст.2 Федерального закона № 35-ФЗ).

В силу п.4 ст.3 Федерального закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ч.3.1 ст.5 Закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Кроме того, в соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее - Требования).

Подпунктом «г» пункта 24 Требований предусмотрено оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.

В нарушение указанных Требований объект «Красноярская начальная школа МАОУ «Бардымская СОШ № 2» не оснащен системами передачи тревожных извещений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» или в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Средствами системы - 112 являются технические, программные, программно-аппаратные и иные средства, в том числе регионально-информационные системы, а также совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи, обеспечивающих прохождение вызова по единому номеру «112» от лиц или установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектов датчиков в систему -112.

В силу п.5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Непринятие должных мер по антитеррористической защищенности объектов образования являются недопустимыми, поскольку нарушают права воспитанников и обучающихся на безопасные условия пребывания в образовательной организации, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими их жизнь и здоровье и подлежат незамедлительному устранению.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Бардымского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму, в частности за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов образования.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются письмом начальника Осинского ОВО - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» на имя прокурора Бардымского района с просьбой принять меры прокурорского контроля за устранением недостатков в антитеррористической защищенности объектов образования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-13), представлением заместителя прокурора на имя директора МАОУ «Бардымская СОШ № 2» об устранении нарушений законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования, принятии мер к недопущению подобных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-21), информацией, представленной директором МАОУ «Бардымская СОШ № 2», об устранении нарушений законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования (л.д.22-24).

Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, собранные по делу доказательства, проанализировав их в совокупности с вышеизложенными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

Согласно п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный округ наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно п.5.2 приказа Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.

Из приведенных норм следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, в том числе и в образовательных организациях.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Требуемый прокурором срок, в течение которого вышеуказанные действия должны быть произведены, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчиков обязанностей.

Каких-либо доводов, доказательств в опровержение сведений, содержащихся в исковом заявлении, ответчиками суду не представлено.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бардымского муниципального округа Пермского края удовлетворить.

Возложить на администрацию Бардымского муниципального округа Пермского края обязанность выделить денежные средства на мероприятия (работы) по устранению нарушений на объекте (территории) структурного подразделения «Красноярская начальная школа МАОУ «Бардымская средняя общеобразовательная школа № 2», расположенного по адресу: Пермский край, Бардымский муниципальный округ, с.Краснояр-1, ул.Ленина, 85 «б», а именно, на оснащение системами передачи тревожных извещений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» или в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Бардымская средняя общеобразовательная школа № 2» обязанности:

1. устранить выявленные нарушения на объекте структурного подразделения «Красноярская начальная школа МАОУ «Бардымская средняя общеобразовательная школа № 2», расположенного по адресу: Пермский край, Бардымский муниципальный округ, с.Краснояр-1, ул.Ленина, 85 «б», а именно, оборудовать тревожной сигнализацией, системами передачи тревожных извещений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» или в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу;

2. провести актуализацию паспорта безопасности объекта (территории) структурное подразделение «Красноярская начальная школа МАОУ «Бардымская СОШ № 2», в течение 30 дней со дня устранения выявленных нарушений.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд в течение месяца.

Судья     К.И.Илибаев

2-646/2023 ~ M-635/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Бардымского района
Ответчики
МАОУ "Бардымская средняя общеобразовательная школа №2" Бардымского муниципального района Пермского края
Администрация Бардымского муниципального округа Пермского края
Суд
Бардымский районный суд Пермского края
Судья
Илибаев Константин Ильич
Дело на странице суда
barda--perm.sudrf.ru
20.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2023Передача материалов судье
21.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2023Судебное заседание
06.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее