Дело № 2-2400/2022
УИД 33RS0014-01-2022-003173-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2022 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Петрухина М.В.
при секретаре Денисовой О.А.,
с участием прокурора Кирилловой Е.С., представителя ответчика Жестковой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по исковому заявлению Муромского городского прокурора к ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» об организации деятельности по продаже лекарственных препаратов,
установил:
Муромский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» и просит обязать ответчика организовать в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Владимирская область, Муромский район, д. Татарово, ул. Новая Линия, д. 1, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в срок до 30.06.2023 года.
Определением суда от 28.11.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент здравоохранения Владимирской области.
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проверки, проведенной городской прокуратурой, установлено, что деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи на территории муниципальных образований Ковардицкое и Борисоглебское осуществляется ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» посредством обеспечения функционирования 25 ФАПов и 6 амбулаторий, 2 кабинетов врача общей практики. На территории муниципального образования Борисоглебское расположено 38 населенных пунктов, в которых проживает 5981 человек, аптечные учреждения имеются только в трех. В 35 населенных пунктах аптеки отсутствуют. Дополнительным видом деятельности ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» является розничная торговля лекарственными препаратами (лицензия № ЛО-33-02-000901 от 24.04.2015). Вместе с тем, лечебным учреждением не обеспечено осуществление предоставления населению, проживающему, в том числе в д. Татарово, Муромского района, фармацевтических услуг через расположенный в названном населенном пункте ФАП.
По указанному факту межрайонным прокурором 16.02.2022 главному врачу ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» вынесено представление об устранении нарушений. Однако до настоящего времени розничная торговля лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерском пункте в д. Татарово, Муромского района не организована.
Прокурор Кириллова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3№» Жесткова О.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, однако просила учесть, что исполнить решение суда в срок, указанный в исковом заявлении - 30.06.2023 года, ответчик не имеет возможности, поскольку является бюджетным учреждением, а также в связи с тем, что процедура закупки проводится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», необходимо время для организации и проведения торгов на закупку техники и оборудования. Поскольку в настоящее время в суд подано 10 аналогичных исков, то в случае принятия положительного решения просила увеличить срок для его исполнения до 31.12.2026 года, так как на лечебное учреждение ляжет значительная финансовая нагрузка. С целью организации розничной торговли на ФАП и приведения в соответствие с лицензионными требованиями и действующими санитарными правилам и нормам необходимо произвести закупку мебели и оборудования из расчета на 1 ФАП – 200 000 руб.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в отзыве на иск указал, что разработан ряд нормативных документов, касающихся розничной торговли в обособленных подразделениях медицинских организаций, в том числе вопросы лицензирования, правил отпуска перечней лекарственных препаратов, подготовки кадров. Распоряжениями Департамента здравоохранения области от 14.06.2022 № 609 «О розничной торговле лекарственными препаратами медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации» и от 09.08.2022 № 820 «О внесении изменений в распоряжение Департамента здравоохранения Владимирской области от 14.06.2022 № 609 «О розничной торговле лекарственными препаратами медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации» утвержден перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, которые могут осуществлять розничную продажу лекарственных препаратов, а также перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться в указанных медицинских организациях. В указанный перечень включены фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в Муромском районе в д. Макаровка, с. Булатниково, с.п. Ковардицкое, д. Орлово. Таким образом, розничная торговля лекарственными средствами в ФАПах Муромского района организована.
Исходя из соблюдения баланса интересов сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 4, 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу п. 5 ст. 19 Закона № 323-ФЗ пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 69 Закона № 323-ФЗ право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста; лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Статьей 79 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (ст. 55 указанного закона).
Перечень работ и услуг, которые включены в фармацевтическую деятельность, утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной городской прокуратурой, установлено, что деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи на территории муниципальных образований Ковардицкое и Борисоглебское осуществляется ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» посредством обеспечения функционирования 25 ФАПов и 6 амбулаторий, 2 кабинетов врача общей практики.
На территории муниципального образования Борисоглебское расположено 38 населенных пунктов, в которых проживает 5981 человек, аптечные учреждения имеются только в трех. В 35 населенных пунктах аптеки отсутствуют.
Дополнительным видом деятельности ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» является розничная торговля лекарственными препаратами (лицензия № ЛО-33-02-000901 от 24.04.2015).
Вместе с тем, лечебным учреждением не обеспечено осуществление предоставление населению, проживающему, в том числе в д. Татарово, Муромского района, фармацевтических услуг через расположенный в названном населенном пункте ФАП.
По указанному факту межрайонным прокурором 16.02.2022 главному врачу ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» было вынесено представление об устранении нарушений. Однако розничная продажа лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерском пункте в д. Татарово, Муромского района не организована.
В судебном заседании установлено, что в фельдшерско-акушерском пункте в д. Татарово, Муромского района до настоящего времени не организована реализация лекарственных средств и медицинских изделий населению, что не оспаривалось представителем ответчика.
Оценивая в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик, в целях исполнения обязанностей, предусмотренных ст. 79 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», соблюдения прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, обязан принять меры по выполнению требований, указанных в ст. 55 ФЗ «Об обращении лекарственных средств», то есть организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения. Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.
Заявленный прокурором срок - до 30.06.2023 года, в который надлежит выполнить обязанность по организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, суд с учетом характера допущенных нарушений, находит обоснованным и достаточным. Предоставлением более длительного срока будут нарушены права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Кроме того, у ответчика было время для проведения соответствующих закупочных процедур с момента получения названного выше представления прокурора.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Муромского городского прокурора удовлетворить.
Обязать ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» (ИНН 3307010318) организовать в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Владимирская область, Муромский район, д. Татарово, ул. Новая Линия, д. 1, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в срок до 30 июня 2023 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 9 января 2023 года
Председательствующий М.В. Петрухин