Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-39/2023 (12-955/2022;) от 06.12.2022

Дело № 12-39/2023 (12-955/2022)

УИД 05RS0031-01-2022-016497-55

Р Е Ш Е Н И Е

30 января 2023 года                                                                            г.Махачкала

Судья Ленинского районного суда г.Махачкалы РД - Магомедов С.И.,

рассмотрев жалобу представителя МБУ «Махачкала-1» Сайпутдинова С.К., действующего по доверенности, на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Кармукова Н.Р., по делу №05-2022-0/ПР/1-58/1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ от 22 ноября 2022 года, в отношении юридического лица МБУ «Махачкала-1»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Кармукова Н.Р. от 22 ноября 2022 года, юридическое лицо МБУ «Махачкала-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Представитель МБУ «Махачкала-1», ФИО4, действующий по доверенности, обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в котором просит суд его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что в протоколе об административном правонарушении от 23 сентября 2022 года №297126, в графе сведения о юридическом лице не указаны организационно правовая форма, наименование и юридический адрес МБУ «Махачкала-1», что является нарушением требований, указанных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении не указано точное место совершения правонарушения, вменяемого МБУ «Махачкала-1», что является нарушением требований, указанных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ. Также в протоколе об административном правонарушении нет объяснений представителя МБУ «Махачкала-1» и при этом нет записи уполномоченного лица о том, что протокол составлен в отсутствии представителя МБУ «Махачкала-1», либо представитель отказался давать объяснения. Кроме того, заявитель о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном производстве не был извещен, что является нарушением ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ, ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ. А также в постановлении №05-2022-0/ПР/1-58/1 о назначении административного наказания от 22 ноября 2022 года, не установлено конкретное место совершения административного правонарушения. Кроме того, в соответствии с п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства от 12 ноября 2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Обязанностью Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является своевременный вывоз твердых коммунальных отходов с мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Полный перечень мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов определен в Территориальной схеме обращения с отходами Республики Дагестан, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии №350 от 29.12.2021г. В Территориальной схеме нет ни одного места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресу: г. Махачкала, по ул. Гальченко.

В судебном заседании представитель МБУ «Махачкала-1» Гаджимагомедова Г.Г., действующая по доверенности, жалобу поддержала, просила удовлетворить ее по изложенным основаниям.

Выслушав объяснения представителя, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что 24.08.2022 года в 12:00 часов Муниципальное бюджетное учреждение «Махачкала-1» в лице директора Рагимова ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработки, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления, а именно являясь ответственным лицом не осуществило работы по уборки твердых бытовых отходов г. Махачкала, по ул. Гальченко, допустив нарушение ФЗ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ. «Об охране окружающей среды», что является административным правонарушением, ответственность за которую; предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

С указанными выводами согласится нельзя, они являются преждевременными.

Согласно части 10 статьи 24.6 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об отходах производства и потребления" операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными.

Согласно пункту 16 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 641 "(вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления (далее - орган МСУ) и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней.

Согласно части 7,8 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130.

Исходя из положения пункта 3 Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130, территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

В соответствии с пунктом 5 данных правил, территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1130, "электронная модель территориальной схемы" - информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и (или) отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации.

Часть 4 статьи 13.4 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Приказом Минприроды РД от 29.12.2021 N 350 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Республики Дагестан" утверждена территориальная схема обращения с отходами Республики Дагестан том числе с твердыми коммунальными отходами.

Приказ N 350 с приложением к нему направлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Дагестан и размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан «www.mprdag.ru».

Из вышеуказанной территориальной схемы обращения с отходами Республики Дагестан усматривается, что на улице Гальченко (место совершения административного правонарушения) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не обозначено.

Установлено что размещение объектов ТКО на улице Гальченко г.Махачкалы являются несанкционированными и не входят в территориальную схему обращения с отходами Республики Дагестан том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной соответствующим органом.

Материалы дела не содержат доказательств на чем основан вывод при рассмотрении дела должностного лица о том, что МБУ «Махачкала-1» несет ответственность за неисполнение образованных объектов ТБО на земельном участке не включенных в территориальной схему обращения с отходами Республики Дагестан, в частности по улице Гальченко, г.Махачкалы.

Представленные суду материалы не содержат сведений о направлении МБУ «Махачкала-1» уведомления об обнаружении места складирования ТКО на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, в соответствии пунктом 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. N 1156.

В соответствии с частями 2, 4,.1, 5 статьи 28.2 КоАП РФ В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись

Протокол об административном правонарушении №297126 от 23 сентября 2022 года, составлен в нарушении вышеуказанных требований, а именно отсутствуют сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, конкретное место совершения административного правонарушения, а также отсутствует подпись должностного лица составившего протокол.

Доводы представителя МБУ «Махачкала-1» о том, что юридическое лицо не было извещено о составлении протокола об административном правонарушении, являются несостоятельными.

Согласно штампу о поступлении документа за вхд. №3387, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении №57/5-20789 от 19 сентября 2022 года, было получено 20 сентября 2022 года МБУ «Махачкала-1».

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы представителя МБУ «Махачкала-1», об отсутствии обязанности у юридического лица по вывозу ТКО с контейнеров, расположенных по адресу г.Махачкала улица Гальченко, являются обоснованными.

При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о том, что были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Данное процессуальное нарушение является существенным.

Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление должностного лица подлежащим отмене, а дело - возвращению ему на новое рассмотрение.

Изложенное свидетельствует о том, что в нарушение требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дело осуществлено должностным лицом не всесторонне и неполно, в нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельства, подлежащие установлению, не были выяснены.

При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное, принять меры к проверке доводов заявителя, выяснить ответственного за уборку ТБО и ТКО в соответствии с законодательством РФ, имелась ли возможность у юридического лица МБУ «Махачкала-1» соблюдения законодательства РФ, выяснить все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение (постановление) в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

    РЕШИЛ:

     Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Кармукова Н.Р., по делу №05-2022-0/ПР/1-58/1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ от 22 ноября 2022 года, в отношении юридического лица МБУ «Махачкала-1» отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                    С.И. Магомедов

12-39/2023 (12-955/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
МБУ "Махачкала-1"
Другие
Сайпутдинов Саид Калсынбекович
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Магомедов Саид Ибрагимович
Статьи

ст.8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
lenynskiy--dag.sudrf.ru
06.12.2022Материалы переданы в производство судье
09.12.2022Истребованы материалы
21.12.2022Поступили истребованные материалы
30.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее