Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2273/2023 ~ М-1418/2023 от 07.04.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 2 июня 2023 года

Кировский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Шихгереева Х.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Магомедова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 2 июня 2023 года

с участием

ФИО3- старшего помощника Дербентского межрайонного природоохранного прокурора,

ФИО4- представителя Северо-Кавказского территориального управления Федерального агентства по рыболовству

ФИО5- представителя ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>»

гражданское дело по иску Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>», третьему лицу – Северо-Кавказскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о возложении на ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>»обязанность оборудовать в течение 6 месяцев с момента вынесения решения суда водозаборное сооружение Кировской оросительной системы, расположенной в точке с координатами 41,722246-С и 48,06215-В, специальным устройством, предназначенным для предотвращения попадания в напорную сеть молоди рыб

УСТАНОВИЛ:

Дербентский межрайонный природоохранный прокурор (далее- прокурор) обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» (далее- ФГБУ «Минмелиоводхоз»), третьему лицу – Северо-Кавказскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее- Северо-Кавказское ТУ «Росрыболовства) о возложении на ФГБУ «Минмелиоводхоз» обязанности оборудовать в течение 6 месяцев с момента вынесения решения суда водозаборное сооружение Кировской оросительной системы, расположенной в точке с координатами 41,722246-С и 48,06215-В, специальным устройством, предназначенным для предотвращения попадания в напорную сеть молоди рыб.

В обоснование своих требований он указал, что Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства, законодательства о сохранении биологических ресурсов на поднадзорной прокуратуре территории, в ходе этой проверки установлено, что Самур-Гергючеайский филиал ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет пользование водными объектами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, пр и этом, как установлено проведенным ДД.ММ.ГГГГ совместно с представителем Южного межрайонного отдела контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по <адрес>-Кавказского территориального управления федерального агентства по рыболовству обследованием, территория водозабора Кировской оросительной системы, расположенного в точке с координатами 41,722246-С и 48,06215-В, эксплуатируемым Самур-Гергючеайским филиалом ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» в <адрес> Республики Дагестан не обустроена рыбозащитным устройством, в связи с этим ДД.ММ.ГГГГ руководителю ФГБУ «Минмелиоводхоз» внесено представление за об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих, однако, по результатам его рассмотрения не приняты меры, направленные на устранение нарушений закона, кроме того, ФГБУ «Минмелиоводхоз» дало ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что мероприятия по установке рыбозащитных устройств на территории водозабора Кировской оросительной системы до настоящего времени не проведены, отсутствие специальных устройств, предназначенных для предотвращения попадания в напорную сеть молоди рыб не территории водозабора Кировской оросительной системы, создает угрозу причинения ущерба водным биоресурсам.

В письменных возражениях на иск ФГБУ «Минмелиоводхоз» просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что требование об оборудовании в течение 6 месяцев с момента вынесения решения суда водозаборного сооружения Кировской оросительной системы в точке с координатами 41,722246-С и 48,06215-В специальным устройством, предназначенным для предотвращения попадания в напорную сеть молоди рыб, является явно невыполнимым требованием, поскольку строительство таких объектов должно осуществляться за счет средств бюджета, выделяемых на эти цели, вопрос о строительстве названного рыбозащитного устройства рассматривается давно, Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации предусмотрена реализация проекта «Реконструкция межхозяйственного канала «Кировский» с сооружениями Кировской оросительной системы в <адрес>, по проектной документации и результатам инженерных изысканий получено положительное заключение государственной экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России» от ДД.ММ.ГГГГ , в рамках проектной документации предусмотрены мероприятия по реконструкции головного водозаборного сооружения с установкой комбинированного двухконтурного рыбозащитного устройства КДРУ, приказом Министерства сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства мелиоративного комплекса Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, подлежащие строительству (реконструкции), техническому перевооружению в рамках детализации мероприятий, реализуемых в рамках Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» проведение работ по реконструкции объекта были предусмотрены в 2022-2023 годах, однако, начать работы по реконструкции объекта не представилось возможным в связи с тем, что в соответствии с протоколом заседания Рабочей группы по вопросам бюджетной устойчивости под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской     Федерации от ДД.ММ.ГГГГ кс часть лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на реализацию ведомственного проекта «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации» Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, в ом числе по вышеуказанному объекту, перераспределены на механизм льготного кредитования, поскольку выполнение тех или иных видов работы связано с наличием финансирования из федерального бюджета, то оборудовать устройствами рыбозащиты Кировский оросительный канал в 2022 году не представилось возможным по указанным объективным причинам, которые не зависят от ФГБУ «Минмелиоводхоз», само Управление является бюджетным учреждением, находится в жестких рамках субсидирования государственного задания с дефицитом финансовых средств ежегодной потребности и использует выделяемые государственные субсидии строго на определенные работы, на которые выделены финансовые средства из федерального бюджета, в текущее году Управлению выделены средства из федерального бюджета для реконструкции межхозяйственного канала «Кировский» с сооружениями Кировской оросительной системы в <адрес>, на осуществление этих мероприятий объявлен конкурс в электронном виде, который продлится до ДД.ММ.ГГГГ, по завершении конкурса будет определена подрядная организация с последующим заключением государственного контракта, указанным проектом реконструкции канала предусмотрены и работы по устройству рыбозащиты, что отражено в графике выполнения работ, сама реконструкция канала рассчитана на 2023-2024 годы, об этих обстоятельствах информация направлялась в Дербентскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

В судебном заседании ФИО3- старший помощник Дербентского межрайонного природоохранного прокурора поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснив, что само требование прокурора является законным и обоснованным, сам ответчик не отрицает обоснованность и законность требований прокурора, свою просьбу о невозможности оборудовать канал рыбозащитным устройством в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ответчик обосновывает плохим финансированием проекта, однако, это не означает, что требование прокурора является незаконным, а на случай затруднений в исполнении решения закон предусматривает возможность отсрочки исполнения решения суда.

ФИО4- представитель Северо-Кавказского ТУ «Росрыболовства поддержала заявленные прокурором требования, просила удовлетворить их по основаниям, указанным в иске, пояснив, что территориальное управление не имеет отношение к финансированию проекта, оно является надзорной организацией по отношению ответчику.

ФИО5- представитель ФГБУ «Минмелиоводхоз» заявила, что требования прокурора ФГБУ признает, но они не могут согласиться в части обязательности оборудования канала рыбозащитным устройством в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, поскольку не имеются гарантии выделения из бюджета денежных средств в необходимом количестве, при этом пояснила, что сам проект разработан, в настоящее время денежные средства на выполнение работ по реконструкции головного водозаборного сооружения с установкой комбинированного двухконтурного рыбозащитного устройства КДРУ выделены, объявлены и проведен аукцион по закупке услуг на выполнение работ, поэтому, надеется, что до конца года проект в заявленной прокурором части будет реализован.

Выслушав объяснения приведенных представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы исковых требований, возражений на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципов:

охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

сохранения биологического разнообразия.

Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1 стати 34 Закона).

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 этой статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2 статьи 34 Закона).

Как это следует из иска, основанием иска указано то, что в ходе проведенных проверок и обсследований проверки установлено, что Самур-Гергючеайский филиал ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>», будучи пользователем водными объектами, осуществляет эксплуатацию водозабора Кировской оросительной системы, расположенного в точке с координатами 41,722246-С и 48,06215-В, для орошения земель сельскохозяйственного назначения без устройства рыбозащитным устройством, которое предназначено для предотвращения попадания в напорную сеть молоди рыб, создает угрозу причинения ущерба водным биоресурсам.

Согласно статье 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

Статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» также предусмотрено, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которым определены меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления.

Согласно пункту 2 Положения мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:

б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;

д) установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений.

Из этого следует, что при использовании водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения на водозаборных объектах должны быть установлены рыбозащитные устройства, которые предназначены для предотвращения попадания в напорную сеть молоди рыб.

Как следует из исследованного в судебном заседании Положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных взысканий «Реконструкция канала «Кировский» с сооружениями Кировской оросительной системы (2 этап), <адрес>, Республики Дагестан по «Оценке соответствия результатов инженерных взысканий требованиям технических регламентов, оценки соответствия проектной документации установленным требованиям, проверке достоверности определения сметной стоимости», усилиями ФГБУ «Минмелиоводхоз» разработана и утверждена проектная документация «Реконструкция канала «Кировский» с сооружениями Кировской оросительной системы (2 этап), <адрес>, Республики Дагестан по «Оценке соответствия результатов инженерных взысканий требованиям технических регламентов, оценки соответствия проектной документации установленным требованиям, проверке достоверности определения сметной стоимости».

Из данной проектной документации видно, что ею предусмотрена реконструкция такого гидротехнического сооружения как водозаборный узел (головное сооружение) на ПКО, одним из мероприятий которой является установка перед водоприемным отверстием водозабора в канале «Кировский» комбинированного двухконтурного рыбозащитного устройства, данное мероприятие с точки зрения охраны окружающей среды согласовано с Северо-Кавказским ТУ «Росрыболовства (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ).

Ответчиком суду представлено изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форсе для закупки за (идентификационный код закупки -231056002237405730), которое опубликовано на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - АГЗ РТ по адресу:http://etp.zakazrf.ru, согласно которому объектом закупки является «Реконструкция канала «Кировский» с сооружениями Кировской оросительной системы (2 этап), <адрес> Республики Дагестан», установлены срок окончания подачи заявок – ДД.ММ.ГГГГ, дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке -ДД.ММ.ГГГГ, с максимальной ценой контракта в сумме 140836000 руб.

    Из этого извещения также следует, что имеется подтвержденное бюджетное обязательство федерального бюджета от ДД.ММ.ГГГГ3 года за , датой окончания исполнения контракта по реконструкции объекта обозначена дата ДД.ММ.ГГГГ, из выделенных бюджетных средств предполагается освоение в 2023 году денежных средств на сумму 127 463 200 руб. и в 2024 году 13 372 800 руб.

    Одним из составляющих извещения является проект Государственного контракта на выполнение работ по объекту «Реконструкция канала «Кировский» с сооружениями Кировской оросительной системы (2 этап), <адрес> Республики Дагестан», в котором предусмотрены все условия закупки, в том числе срока начала работ –по графику выполнения работ (пункт 4.3.2 Контракта) и срок окончания работ- ДД.ММ.ГГГГ.

    Из графика выполнения строительно-монтажных работ следует поэтапное выполнение работ, а выполнение работ по устройству двухкомпонентного устройства рыбозащиты- ЛСР ,. Радел 1,2. Поз. 1-6 предусмотрено в срок «ноябрь-декабрь 2023 года».

Приведенные материалы дела показывают, что ФГБУ «Минмелиоводхоз» проводит мероприятия, направленные на строительство в точке с координатами 41,722246-С и 48,06215-В специального рыбозащитного устройства, предназначенного для предотвращения попадания в напорную сеть оросительного канала «Кировский» молоди рыб.

При этом установлено, что данный объект был запланирован для строительства ранее с началом строительства в 2022 году, однако, из-за того, что проект не был обеспечен бюджетным финансированием строительство объекта не было начато.

Прокурор требует обязать ФГБУ «Минмелиоводхоз» обеспечить оборудование рыбозащитным устройством в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Минмелиоводхоз» не отрицала то, что само по себе требование прокурора об оборудовании водозабора рыбозащитным устройством является обоснованным, но выразила несогласие с требованием об оборудовании названного устройства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку выполнение работ будет зависеть от своевременности финансирования, т.е. своевременности поступления предусмотренных на строительство объекта бюджетных средств.

Однако, суд исходит из того, что утвержденное Федеральным законом о федеральном бюджете финансирование объекта будет сохранена и выполняться в сроки, что обеспечить выполнение строительных работ по установке рыбозащитного устройства в срок «ноябрь-декабрь» 2023 года, как это предусмотрено графиком выполнения работ по устройству рыбозащиты, соответственно, при своевременном выделении предусмотренных законом бюджетом средств финансирования строительства объекта своевременность исполнения решения суда и оборудования устройства будет зависеть от успешной деятельности самого ФГБУ «Минмелиоводхоз», а не от других причин, а невозможность своевременного оборудования устройства из-за нарушения графика финансирования объекта может послужить обстоятельством, затрудняющим исполнение решения суда в срок, указанный в решении, что, как правильно указал представитель прокурора, в силу положений статьи 434 ГПК РФ и Федерального закона «Об исполнительном производстве» иожет послужить основанием для предоставления судом ответчику по его ходатайству отсрочки исполнении я решения суда.

Соответственно, суд не находит оснований решать данный вопрос на стадии разрешения спора.

Таким образом, суд находит требован я прокурора основанным на требованиях закона и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 197 и 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры к ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» удовлетворить.

Обязать ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» оборудовать в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу водозаборное сооружение Кировской оросительной системы, расположенной в точке с координатами 41,722246-С и 48,06215-В, специальным устройством, предназначенным для предотвращения попадания в напорную сеть молоди рыб.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд <адрес> в течении е одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Х.И. Шихгереев.

2-2273/2023 ~ М-1418/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ФГБУ Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по рД
Другие
Северо-Кавказское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Суд
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Шихгереев Ханмагомед Ибрагимович
Дело на странице суда
kirovskiy--dag.sudrf.ru
07.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2023Передача материалов судье
10.04.2023Запрошены идентификаторы ответчика (п.3 ч.1 ст.131 ГПК РФ)
14.04.2023Получен(ы) идентификатор(ы) ответчика
14.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2023Подготовка дела (собеседование)
03.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2023Дело оформлено
09.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее