Дело № 5-161/2023 УИД 74RS0003-01-2023-000766-75
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Челябинск 11 мая 2023 года
Судья Тракторозаводского районного суда г. Челябинска Закорчемная А.А., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Земляницыной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тракторозаводского районного суда г. Челябинска дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении индивидуального предпринимателя Петровичевой В. К. (далее по тексту – ИП Петровичева В.К.),
У С Т А Н О В И Л :
В Тракторозаводский районный суд г. Челябинска 20 апреля 2023 года поступил протокол № от 17 февраля 2023 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, составленный в отношении ИП Петровичевой В.К. старшим инспектором ГИАЗ ОП «Тракторозаводский» УМВД России по г. Челябинску ФИО3
Из содержания протокола следует, что 30 января 2023 года в 15 часов 17 минут в магазине «ПИВ STOP», расположенном в д. 114 «Б» по ул. Артиллерийской в Тракторозаводском районе г. Челябинска, ИП Петровичева В.К. организовала и осуществляла предпринимательскую деятельность по реализации алкогольной продукции и продуктов питания без заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональных оператором ООО «Центр коммунального сервиса» (далее по тексту – ООО «ЦКС»).
Определением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области ФИО4 от 12 апреля 2023 года дело об административном правонарушении в отношении ИП Петровичевой В.К. с указанным протоколом направлено в суд для разрешения по существу.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП Петровичева В.К., а также должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Земляницына В.В. просила производство по делу прекратить, отметив, что договор на вывоз твердых коммунальных отходов имеется у ООО «Ларс» - собственника помещения, в котором Петровичева В.К. на основании договора субаренды осуществляет предпринимательскую деятельность, в подтверждение чего представлен соответствующий договор.
Изучив протокол и другие материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ (в редакции от 14 июля 2022 года) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3.1 ст. 8.2, ст. 8.2.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – ФЗ № 89) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.
Положениями данного Федерального закона установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
К числу ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89 собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
При этом получатель, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязан соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно- эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением требований природоохранного законодательства.
На основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Челябинской области от 17 мая 2017 года деятельность регионального оператора по обращению с ТКО осуществляет ООО «ЦКС».
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ИП Петровичева В.К. организовала и осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы.
В обоснование суждений о виновности ИП Петровичевой В.К. в совершении административного правонарушения должностным лицом представлены следующие материалы:
- протокол об административном правонарушении № от 17 февраля 2023 года, согласно которому выявлен факт осуществления Петровичевой В.К. предпринимательской деятельности в торговом объекте магазине «ПИВ STOP», расположенном в д. 114 «б» по ул. Артиллерийская в Тракторозаводском районе г. Челябинска, без заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором ООО «ЦКС»;
- письменные объяснения Петровичевой В.К., в которых последняя не оспаривает факт осуществления предпринимательской деятельности по обозначенному адресу;
- рапорт, согласно которому в дежурную часть ОП «Тракторозаводский» поступило сообщение о наличии мусора у магазина «ПИВ STOP», расположенного в д. 114 «б» по ул. Артиллерийская в Тракторозаводском районе г. Челябинска;
- протокол осмотра помещения и находящихся там вещей и предметов от 30 января 2023 года, согласно которому осмотрено помещение магазина «ПИВ STOP» по обозначенному адресу;
- рапорт о выявлении осуществления ИП Петровичевой В.И. предпринимательской деятельности в отсутствие договора на вывоз ТБО;
- кассовый чек о продаже товара в указанном магазине;
- сведения о регистрации Петровичевой В.К. в качестве индивидуального предпринимателя;
- сведения ООО «ЦКС» об отсутствии договорных отношений с Петровичевой В.К.;
- договор субаренды нежилого помещения, расположенного в д. 114 «б» по ул. Артиллерийская в Тракторозаводском районе г. Челябинска, от 01 января 2023 года, заключенный между <данные изъяты>» и ИП Петровичевой К.В.
Перечисленные документы оформлены надлежащим образом, в силу ст. 26.2 КоАП РФ оснований сомневаться в их допустимости и достоверности у судьи не имеется. Вместе с тем, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, судья районного суда не может прийти к однозначному выводу о том, что они доказывают факт совершения Петровичевой К.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Приведенными ранее положениями закона установлена обязанность индивидуальных предпринимателей заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Таким образом, по смыслу указанных норм объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, образует бездействие индивидуального предпринимателя, выразившееся не заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Вместе с тем, как следует из объяснений Петровичевой В.К. и представленных ею письменных материалов, собственником помещения, где она осуществляет предпринимательскую деятельность на основании договора субаренды, - <данные изъяты>» в лице генерального директора ФИО7 30 ноября 2022 года заключен договор с ООО «ЦКС» на вывоз ТКО.
Данные обстоятельства должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, каким-либо образом не опровергнуты, в связи с чем оснований отвергать их у судьи не имеется.
Более того, из представленных материалов дела, в частности, ответа ООО «ЦКС» на запрос, поступившего должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, не следует, что предоставлялась какая-либо информация о наличии или отсутствии заключенного договора на вывоз ТКО с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по адресу: г. Челябинск, ул. Артиллерийская, д. 114 «б».
При таких условиях говорить о том, что ИП Петровичева В.К. осуществляет предпринимательскую деятельность по выше обозначенному адресу без заключения договора на вывоз ТКО, чем нарушает законодательство в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, невозможно. Таким образом, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае, в частности, отсутствия события административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 28.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Петровичевой В. К. прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в порядке, установленном ст.ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: А.А. Закорчемная