К делу №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Майкопского городского суда Республики Адыгея Удычак Э.В.
С участием адвоката ФИО3
рассмотрев поступивший из ОМВД РФ по РА в <адрес> дело об административном правонарушении в отношении гражданина ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца ФИО1, проживающего по адресу: Майкоп, <адрес>, <данные изъяты>, по ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Майкопский городской суд поступило дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца и гражданина ФИО1. Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что ФИО1, нарушил режим пребывания в РФ, нарушив правила выезда по истечении срока пребывания в РФ, которые были ограничены сроком до ДД.ММ.ГГГГ, по решению МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании адвокат ФИО3 пояснила суду, что в отношении ФИО1 Т. были допущены серьезные нарушения. Так, при составлении протокола, сотрудник полиции не учла, что решение о сокращении срока пребывания в РФ и решение о не разрешении пребывания в РФ, обжалованы в судебном порядке и являются предметом судебного спора. Кроме того, при составлении протокола не были разъяснены процессуальные права, а также не отобрано письменное объяснение. Просит прекратить производство по делу.
Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дав им оценку, приходит к следующему выводу:
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении, иные процессуальные документы, и внесении изменений в такие процессуальные акты. В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять, либо вносить изменения в указанные протоколы.
Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как видно из предоставленного протокола № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо при составлении протокола не разъяснены процессуальные права ФИО1 Т., и в указанной графе протокола или ином документе отсутствует подпись лица, привлекаемого к ответственности, при этом отсутствует пометка в связи с чем отсутствует данная подпись.
Также у ФИО1 Т. не отобрано письменное объяснение, при этом в материалах дела имеется письменной объяснение ФИО1 Т., с тексте которого указано о признании своей вины. Вместе с тем, в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ имеется запись «не согласен», без указания с чем именно, и по какому факту выражает свое несогласие ФИО1 Т.
Сам протокол письменного объяснения ФИО1 Т., не подписан последним, при этом отсутствует запись должностного лица составившего протокол, о причине отсутствия подписи.
Статьей 24.1Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 1.6Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Из материалов дела усматривается, что согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ N <адрес> об административном правонарушении, вмененное ФИО1 Т. правонарушение имело место ДД.ММ.ГГГГ, и отсутствует письменное объяснение ФИО1 без указания, причин его составления (отказ или иные основания). При этом, запись произведенная ФИО1 в виде слов двух слов «не согласен» суд не принимает как объяснение лица, которое подлежит приобщению к делу в соответствии с положениями КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения (жалоб (протестов) на постановления по таким делам) необходимо учитывать, что согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении (например, протокола об административном правонарушении, протоколов о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения), если указанные доказательства получены с нарушением закона. Все собранные доказательства подлежат оценке по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания.
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности (часть 1 статьи 25.1, часть 2 статьи 25.2, часть 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 51 Конституции Российской Федерации).
Из содержания названного протокола об административном правонарушении усматривается, что ФИО1 в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствующей графе об ознакомлении с положениями указанной статьи подпись ФИО1 отсутствует (л.д. 1).
Изложенное может свидетельствовать о том, что ФИО1 Т. не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение ее права на защиту.
Как установлено из предоставленных стороной защиты документов в судебном порядке оспариваются соответствующие решения о запрете на въезд в РФ и сокращении сроков пребывания в РФ, в установленные действующим КАС РФ трехмесячный срок.
Таким образом, с учетом того, что в протоколе имеются существенные нарушения закона, а также решение № органа МВД, о сокращении ФИО1 Т. срока пребывания в РФ до ДД.ММ.ГГГГ, оспорено в судебном порядке, вместе с тем указанный документ послужил основанием для составления данного протокола от ДД.ММ.ГГГГ, то суд считает, что виновность ФИО1 Т. не установлена предоставленными доказательствами.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, названные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.
Аналогичная правовая позиция о существенности и невосполнимости нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при неразьяснении прав участникам производства по делу об административном правонарушении ранее неоднократно высказывалась судами в ряде решений, принятым по делам.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд, с учетом оснований для прекращения производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, прекращает производство по делу
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежит прекращению - в связи с недоказанностью обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 24.5, 29.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Прекратить производство по делу в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца ФИО1, проживающего по адресу: Майкоп, <адрес>, по ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течении 10 дней, с момента его вручения, через Майкопский городской суд.
Судья
Майкопского городского суда подпись Удычак Э.В.
Уникальный идентификатор дела №
Подлинник решения находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде Республики Адыгея.