Судья: Серова С.Н. адм. дело N 33а-12926/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2023 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Мыльниковой Н.В. и Щетинкиной И.А.,
при секретаре Алиеве Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1750/2023 с апелляционной жалобой Стойкова А.А. на решение Волжского районного суда Самарской области от 11 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Стойкова А.А. и представителя администрации муниципального района Волжский Самарской области Итина С.А., судебная коллегия
установила:
Стойков А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия администрации сельского поселения Черноречие Волжского района Самарской области (далее – администрация) незаконным, указав, что является собственником земельного участка из земель населенных пунктов, под индивидуальную жилую застройку, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
На земельном участке расположен жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., ДД.ММ.ГГГГ года постройки, кадастровый номер №
К земельному участку с кадастровым номером № примыкает внутриквартальный проезд, который выходит на улицу Самарская и располагается в зоне массовой индивидуальной жилой застройки, где находятся земельные участки с кадастровыми номерами №
В марте 2023 г. земельный участок и жилой дом вместе с вышеназванными земельными участками и расположенными на них домами были подтоплены талыми водами, администрация организовала частичную откачку талых вод, но на протяжении многих лет не предпринимала и не предпринимает мер по недопущению подтопления указанной территории и близлежащих земельных участков талыми водами.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, Стойков А.А. просил признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер:
по недопущению подтопления талыми водами территории внутриквартального проезда между домовладениями, расположенными на земельном участке, с кадастровым номером № с одной стороны, и земельных участках с кадастровыми номерами № с другой стороны (<адрес>);
по недопущению подтопления талыми водами территории, занятой землями неразграниченной государственной собственности, смежной по отношению к земельным участкам с кадастровыми номерами № (адреса: <адрес>»);
по строительству ливневой канализации для отведения талых вод с указанных территорий внутриквартального проезда и земель неразграниченной государственной собственности;
по очистке и ремонту водопропускной трубы, уложенной под межмуниципальной дорогой общего пользования в районе земельных участков с кадастровыми номерами № (адрес: <адрес>
по откачке в ДД.ММ.ГГГГ г. всего объема талых вод с указанных территорий внутриквартального проезда и земель неразграниченной собственности.
Обязать административного ответчика в следующие сроки со дня вступления в силу решения суда:
в течение пяти дней очистить и отремонтировать водопропускную трубу, уложенную под межмуниципальной автодорогой общего пользования на территории поселения в районе земельных участков с кадастровыми номерами №;
в течение пятнадцати дней организовать принятие мер по недопущению подтопления талыми водами указанных территорий внутриквартального проезда и земель неразграниченной государственной собственности;
в течение пятнадцати дней организовать строительство ливневой канализации для отведения талых вод с указанных территорий внутриквартального проезда и земель неразграниченной государственной собственности.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 11 августа 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано (т.3 л.д. 56-68).
В апелляционной жалобе Стойков А.А. ставит вопрос об отмене решения суда (т.3 л.д. 70,71).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Стойков А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и жилого дома, с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в пределах вышеуказанного земельного участка.
В ДД.ММ.ГГГГ. произошло подтопление земельного участка талыми водами.
ДД.ММ.ГГГГ г., комиссией в составе заместителя главы сельского поселения Черноречье Солодовниковой Е.А., ведущих специалистов администрации сельского поселения Черноречье Земиной Н.С. и Итина С.А. произведен осмотр жилого дома по адресу: <адрес> В ходе осмотра было обнаружено подтопление земельного участка (придомовой территории) по всей площади, а также подтопление 1-го этажного жилого дома, о чем составлен соответствующий акт.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией сельского поселения (Заказчик) и ООО «ПАСЛЕН АГРО» (исполнитель) был заключен договор на оказание возмездных услуг № в соответствии с которым исполнитель обязуется по заявке заказчика оказать услуги по откачке паводковых вод по адресу: <адрес>
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «ПАСЛЕН АГРО» были оказаны услуги в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по откачке талых вод в количестве <данные изъяты> часов. Общая сумма оказанных услуг составила <данные изъяты> руб.
Из ответа ООО «ПАСЛЕН АГРО» исх№ следует, что для контрагента администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ были оказаны следующие услуги: откачка талых вод по договору N № от ДД.ММ.ГГГГ. за период с ДД.ММ.ГГГГ г. Для выполнения услуг была использована насосная станция <данные изъяты>. На время оказания услуг данное оборудование было закреплено за сотрудниками ООО «ПАСЛЕН АГРО», работавшими по трудовым договорам.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ г. между администрацией сельского поселения (Заказчик) и ИП Клюевым А.В. (Исполнитель) был заключен договор возмездного оказания услуг N №. Согласно акту № ДД.ММ.ГГГГ г. ДД.ММ.ГГГГ года исполнителем были проведены земляные работы, в количестве <данные изъяты> часов, стоимость которых составила <данные изъяты> руб. Согласно спецификации к акту N № от ДД.ММ.ГГГГ. исполнителем были выполнены, в том числе земляные работы по раскопке ямы <адрес> часов, стоимость которых составила <данные изъяты> руб.; земляные работы по раскопке ямы <адрес> в количестве 2 часов; земляные работы по раскопке земляного вала с<адрес>, в количестве <данные изъяты> часов; земляные работы по раскопке траншеи <адрес>; земляные работы по закапыванию ямы с<адрес> в количестве 1 часа; земляные работы по ремонту (закапыванию) земляного вала <адрес>, которые были направлены на устранение подтопления в <данные изъяты>
МУП «Юбилейный» в период с ДД.ММ.ГГГГ. по улицам <данные изъяты> производился вывоз, в том числе талых вод автомобилем Камаз <данные изъяты> куб. м.), что подтверждается представленными в материалы дела реестром вывоза ЖБО и талых вод, а также путевыми листами.
В ходе проведенной прокуратурой Волжского района Самарской области установлены нарушения требований законодательства в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, ДД.ММ.ГГГГ г. внесено представление N №
Выявленные нарушения требований действующего законодательства подтверждены представленными суду материалами проведенной прокурорской проверки.
В указанном представлении прокуратуры района органу местного самоуправления указывается на отсутствие превентивных мер по недопущению и минимизации последствий паводка на территории сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области.
Представление прокурора рассмотрено, в ответе Главы муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N № указано, что режим реагирования «чрезвычайная ситуация» не вводился, в связи, с чем нормы закона, регулирующие отношения в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций не применимы. Вместе с тем, администрацией с целью ликвидации последствий резкого подъема уровня талых вод, вызванного выпадением обильных осадков и резким таянием снега, производились земляные работы по отводу талых вод, расчистка снега трактором и откачка воды, с привлечением соответствующей техники, организован подвоз песка.
Из представленного в материалы дела протокола встречи представителей администрации сельского поселения <данные изъяты> и собственников домов, расположенных по адресу: с<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что были приняты следующие решения:
до № час. ДД.ММ.ГГГГ г. насосная станция по откачке воды продолжает работу за счет Администрации сельского поселения <адрес> с <данные изъяты> г. работа насосной станции будет оплачена Кулагиным А.Н.;
ДД.ММ.ГГГГ г. жители домов по ул. <адрес> будут договариваться с жителями домов по <адрес> чтобы откачка воды в реку «Черная» по уложенной линии трубопровода осуществлялась до <данные изъяты> г.;
по окончании работы насосной станции, т.е. не ранее <данные изъяты> (по заявлению собственников), администрацией сельского поселения Черноречье начнутся работы по отсыпке подъездных путей к домам <адрес>
Из ответа администрации сельского поселения Черноречья муниципального района Волжский Самарской области N № ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что земельный участок, находящийся между земельными участками с кадастровыми номерами № №, согласно данным публичной кадастровой карты относится к землям, государственная собственность на который не разграничена.
Из ответа отдела водных ресурсов по Самарской области N № от ДД.ММ.ГГГГ., земельный участок по адресу: <адрес>, находится вне зоны воздействия <данные изъяты>
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении завяленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что под бездействием надлежит понимать уклонение от принятия решения или совершения действий, вместе с тем, в настоящем случае со стороны административного ответчика оспариваемого Стойковым А.А. бездействия допущено не было, администрацией были приняты соответствующие меры, направленные на откачку талых вод, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным делу обстоятельствам.
Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее Федеральный закон N 131-ФЗ).
Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определяются Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (пункт 4.3 часть 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктами 4, 8 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, ст. 1 Закона Амурской области от 3 октября 2014 года N 413-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области" к вопросам местного значения сельского поселения области относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу части 1 статьи 10 названного Федерального закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 названного Федерального закона).
С учетом вышеуказанных положений действующего законодательства суд обоснованно пришел к выводу, что организация в границах сельского поселения отведения дождевых и талых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование системы водоотведения и обеспечивающих предотвращение подтопления территории сельского поселения, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения сельского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления сельского поселения в пределах своих полномочий.
Из материалов административного дела следует, в ДД.ММ.ГГГГ г. весенний период имели место случаи незначительного подтопления талыми водами трех земельных участков, находящихся в границах <адрес>, в связи с чем собственникам земельных участков было рекомендовано провести мероприятия по защите земель от подтопления.
В ДД.ММ.ГГГГ г. подтопление было связано в совокупности с резким и обильным таянием снега, значительной глубиной промерзания почвы, значительным (выше нормы) выпадением осадков, а также повышенной температурой.
Однако, доказательств обращения собственников земельных участков в администрацию поселения по вопросу подтопления домов талыми водами и необходимости осуществления соответствующих мероприятий, имевших место в период ДД.ММ.ГГГГ г. суду не представлено.
На основании изложенного, в виду отсутствия в материалах дела доказательств обращения собственников к административному ответчику по указанному вопросу, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии бездействия со стороны администрации, а как в следствии и удовлетворении завяленных требований в указанной части.
Разрешая заявленные требования в части признания незаконным бездействия администрации, в том числе, выразившееся в непринятии мер по очистке и ремонту водопропускной трубы, уложенной под межмуниципальной автодорогой общей пользования в районе земельных участков с кадастровыми номерами № (адрес: <адрес>), суд пришел к следующему.
Из выписки ЕГРН следует, что, описываемая административным истцом водопропускная труба расположена на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под автомобильной дорогой общего пользования «<адрес>. Данный земельный участок находится в собственности Самарской области и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Из ответа Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ., администрацией сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области выделены земельные участки вдоль автомобильной дороги, на которых владельцами установлены заборы, отсыпаны земельные участки и съезды. Данный факт повлиял на изменение рельефа местности и нарушение водоотвода, что послужило причиной подтопления прилегающей к автодороге территории в период интенсивного таяния снега. Министерством заключен государственный контракт с ГКП Самарской области «АСАДО» на выполнение работ по содержанию указанной автомобильной дороги, в рамках которого ведутся работы по расчистке водопропускных труб для пропуска талых и дождевых вод.
Так, постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N № утверждены Правила ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области.
Согласно указанным правилам, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области осуществляет организацию работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении министерства.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N № утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно которой поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов) включено в состав работ по содержанию автомобильных дорог (подпункт "в" пункта 6).
ДД.ММ.ГГГГ г. между Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области (Заказчик) и Государственным казенным предприятием Самарской области «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области» (Подрядчик) был заключен государственный контракт (далее – Государственный контракт) N № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в южной части Самарской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Государственного контракта Подрядчик обязуется в соответствии с условиями настоящего контракт выполнить собственными и (или) привлеченными силами и средствами работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в южной части Самарской области, включенных в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, расположенных в южной части Самарской области», согласно приложению N 13 к настоящему контракту, а Заказчик обязуется принять и оплатить результаты работы на условиях настоящего контракта.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска и обязании ответчика устранить допущенные нарушения законодательства, являются обоснованными, поскольку организация работ по ремонту автомобильной дороги в районе земельных участков с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес>, возложена на иную организацию, в данном случае Государственным казенным предприятием Самарской области «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области».
При этом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что административный истец не лишен права на обращение в администрацию по вопросу организации мероприятий по недопущению подтопления талыми водами, строительству ливневой канализации, и не освобождает административного ответчика от обязанности по рассмотрению вопроса о принятии необходимых мер по недопущению подтопления талыми водами земельных участков на территории сельского поселения, необходимости строительства ливневой канализации в пределах своей компетенции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения обязанности по ремонту и очистке водопропускной трубы под автодорогой на администрацию с.п. Черноречье.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судом первой инстанции, рассматривавшим административное дело, судебная коллегия по административным делам не установила оснований для отмены оспариваемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ.
Само по себе несогласие административного истца с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда Самарской области от 11 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Стойкова А.А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий –
Судьи -