Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4627/2023 ~ М-3727/2023 от 06.09.2023

Дело № 2-4627/2023

УИД 05RS0031-01-2023-007748-41

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2023 г. г. Махачкала             

Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего судьиАбдулгамидовой А.Ч., при секретаре судебного заседания Абдуллаевой Э.Б., с извещением сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзор по Республике Дагестан к ОАО «Махачкалаводоканал» об устранении нарушений санитарного законодательства,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан обратилось в суд с иском ОАО «Махачкалаводоканал» об устранении нарушений санитарного законодательства.

Согласно доводов иска, Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и осуществляет надзор за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан с 01.08.2023 г. по 14.08.2023 г. в отношении ОАО «Махачкалаводоканал» проведена выездная плановая проверка в соответствии с Решением врио заместителя руководителя Управления Роспортебнадзора по РД Алжанбековой И.Г. от 03.07.2023 г. №218 КНМ 05. В ходе проверки установлено, что ОАО «Махачкалаводоканал» обеззараживание водопроводной питьевой воды, подаваемой населению г.Махачкалы проводится жидким хлором в хлораторной станции на территории Махачкалинских водоочистных сооружений по адресу: г.<адрес> В хлораторной имеются 4 контейнера для жидкого хлора по 900 кв., 2 рабочих, 2 в резерве. Хлор относится к сильно отравляющим веществам и хлораторная станция должна иметь санитарно-защитную зону до жилых и общественных зданий.

ОАО «Махачкалаводоканал» не имеет проект организации санитарно-защитной зоны хлораторной станции и не установлены его границы в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем вокруг хлораторной станции идет застройка частными и высокоэтажными жилыми домами, что может послужить причиной возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического и масштабного характера. Отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны и на хлораторную станцию по обеззараживанию питьевой воды жидким хлором, расположенной на территории озера Ленинкент в пгт.Ленинкент, прилегающая территория застраивается частными жилыми домами, что является нарушением п.2.1, п.14.1.2 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.п 71, 62, 73 СанПиН 2.1.3684-21 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий; п.3.1 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», п.1 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», ст.ст.11, 12, 20 Федерального закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Из системного толкования действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституции РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Бездействие ОАО «Махачкалаводоконал» по неисполнению требований санитарного законодательства( в части обеспечения соответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам) нарушает закрепленное и гарантированное ст.42 Конституции РФ прав каждого на благоприятную окружающую среду.

Вышеизложенные факты нарушений требований санитарного законодательства, свидетельствуют о незаконном бездействии ОАО «Махачкалаводоканал» в части организации санитарно-защитной зоны от хлораторной станции с жидким хлором на водоочистные сооружения г.Махачкалы.

Просят суд признать противоправным бездействие ОАО «Махачкалаводоканал», выразившего в не проведении мероприятий по установлению санитарно-защитных зон вокруг хлораторных станций на территории Махачкалинских водоочистных сооружений по <адрес>иния и на территории озера «Ленинкент» в <адрес>, обязать ОАО «Махачкалаводоканал» в трёхмесячной срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты организации санитарно-защитных зон вокруг хлораторных станций, расположенных на территории Махачкалинских водоочистных сооружений по адресу: г.<адрес> и на территории озера «Ленинкент» в <адрес>.Махачкала и получить по ним санитарно-эпидемиологические заключения, на основании санитарно-эпидемиологических заключений по проектам получить в Управлении Роспотребнадзора по РД решения об установлении санитарно-защитных зон вокруг хлораторных станций на территории Махачкалинских водоочистных сооружений по <адрес>иния и на территории озера «Ленинкент» в <адрес>.

Стороны, истец Управление Роспотребнадзора по РД, ответчик ОАО «Махачкалаводоканал», третьи лица Администрация МО ГОсВД г.Махачкала, ТУ Росимущества в РД, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о причинах своей неявки, суд не известили, доказательств уважительных причин отсутствия не представили, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просили.

Суд руководствуясь ст.165.1 ГК РФ, ст. 113, 118-119 и 233 ГПК РФ, с учетом разъяснений данных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" рассмотрел дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Изучив письменные материалы дела, проверив доводы искового заявления, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьёй 42 Конституции РФ гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Согласно ст.19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

Согласно ч.2 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.(ч.4)

Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.(ч.2)

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.(ч.3)

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.(ч.4)

Согласно п.2.1 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно п.128 Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора», утвержденных приказом Ростехнадзора от 03.12.2020 №486, ширину опасных зон для складов жидкого хлора принимают в пределах глубины распространения хлорного облака с поражающей концентрацией (ширина определяется расчетом, но не должна быть меньше санитарной защитной зоны, определяемой согласно требованиям статей 12 и 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Минимально допустимые расстояния от складов хлора до производственных и вспомогательных объектов организации, не связанных с производством (потреблением) жидкого хлора, устанавливают в пределах максимального радиуса гравитационного растекания первичного хлорного облака, образующегося при разгерметизации емкости (определяют расчетом).(п.129).

Склады жидкого хлора должны располагаться ниже по отношению к другим близлежащим зданиям и сооружениям и преимущественно с подветренной стороны преобладающих направлений ветров относительно места расположения ближайших населенных пунктов.(132).

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В обоснование доводов иска представлен акт выездной плановой проверки Управления Роспотребнадзора по РД от 14.08.2023 года №02-08, к которому прилагались экспертные заключения протоколы испытаний, предписание №35-08 от 14.08.2023 года, подтверждающий факт бездействия ОАО «Махачкалаводоканал», выразившего в не проведении мероприятий по установлению санитарно-защитных зон вокруг хлораторных станций на территории Махачкалинских водоочистных сооружений по <адрес>иния и на территории озера «Ленинкент» в <адрес>.

Исходя из приведенных норм, обязанность по проведению мероприятий по разработке и установлению санитарно-защитных зон, возлагается законом на ОАО «Махачкалаводоканал».

Ответчиком ОАО «Махачкалаводоканал» письменных возражений, доказательств в опровержении иска суду, не представлено.

Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД подлежат удовлетворению.

руководствуясь статьями 194-198, 234, 237 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан к ООО «Махачкалаводоканал» - удовлетворить.

Признать противоправным бездействие ОАО «Махачкалаводоканал», выразившего в не проведении мероприятий по установлению санитарно-защитных зон вокруг хлораторных станций на территории Махачкалинских водоочистных сооружений по <адрес>иния и на территории озера «Ленинкент» в <адрес>.

Обязать ОАО «Махачкалаводоканал» в трёхмесячной срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты организации санитарно-защитных зон вокруг хлораторных станций, расположенных на территории Махачкалинских водоочистных сооружений по адресу: г.<адрес> и на территории озера «Ленинкент» в <адрес>.Махачкала и получить по ним санитарно-эпидемиологические заключения.

Обязать ОАО «Махачкалаводоканал» на основании санитарно-эпидемиологических заключений по проектам получить в Управлении Роспотребнадзора по РД решения об установлении санитарно-защитных зон вокруг хлораторных станций на территории Махачкалинских водоочистных сооружений по <адрес>иния и на территории озера «Ленинкент» в <адрес>.

Ответчик ОАО «Махачкалаводоканал» вправе подать в Кировский районный суд г. Махачкалы заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд г. Махачкалы в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Истцом заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд г. Махачкалы в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья А.Ч.Абдулгамидова

Мотивированное решение изготовлено 05.12. 2023 г.

2-4627/2023 ~ М-3727/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотебнадзора РД
Ответчики
ОАО "Махачкалаводоканал"
Другие
Администрация МО ГО с ВД "Махачкала"
Суд
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Абдулгамидова Айбике Чанакановна
Дело на странице суда
kirovskiy--dag.sudrf.ru
06.09.2023Регистрация административного искового заявления
06.09.2023Передача материалов судье
07.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2023Подготовка дела (собеседование)
26.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2023Судебное заседание
06.10.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
07.11.2023Судебное заседание
07.11.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
28.11.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее