УИД-59RS0032-01-2021-000868-30 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Гилёвой О.М.
при секретаре судебного заседания Шардаковой С.Е.
с участием прокурора Щипицыной Ю.С.,
представителя третьего лица Управления образования Администрации Очерского городского округа Пермского края ФИО4,
рассмотрев 15.04.2022 в открытом судебном заседании в г.Очер Пермского края гражданское дело №2-170/2022 по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Очерского городского округа Пермского края, о возложении обязанности выделить образовательному учреждению денежные средства на восстановление периметрального ограждения территории образовательного учреждения, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по восстановлению периметрального ограждения территории образовательного учреждения,
установил:
прокурор Очерского района Пермского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Очерского городского округа Пермского края о возложении обязанности выделить образовательному учреждению денежные средства на восстановление периметрального ограждения территории образовательного учреждения, к МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по восстановлению периметрального ограждения территории образовательного учреждения в срок до 01.09.2022, мотивировав свои требования тем, что проведенной проверкой в июне 2021 установлено, что в нарушение требований действующего законодательства об обеспечении безопасности, антитеррористической защищенности, в МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» отсутствует периметральное ограждение.
Прокурор Щипицына Ю.С. в судебном заседании на заявленных требованиях настояла по доводам, изложенным в иске, указав на то, что срок выполнения требований до 01.09.2022 является разумным. Администрация Очерского городского поселения в силу того, что она является учредителем и собственником имущества данного учебного заведения, должна выделить Управлению образования денежные средства в необходимом размере.
Представитель ответчика Администрации Очерского городского округа Пермского края ФИО3 в судебном заседании участие не принимала, просит о рассмотрении дела в ее отсутствие. В возражении на исковое заявление указала на то, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку Управление образования в силу решения Думы Очерского городского округа от 17.12.2019 №68 является отраслевым, функциональным органом администрации Очерского городского округа, входит в его структуру и обеспечивает осуществление полномочий администрации в сфере образования. Управлению подведомственны все муниципальные бюджетные, автономные образовательные организации, зарегистрированные на территории Очерского городского округа, а также является юридическим лицом и распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным бюджетным и автономным образовательным организациям. Таким образом Управление образования администрации Очерского городского округа выполняет функции и полномочия учредителя МБОУ «<данные изъяты> ООШ», является главным распорядителем бюджетных средств в отношении данного учреждения, в связи с чем на Управление образования администрации Очерского городского округа возложены обязанности по обеспечению создания условий для антитеррористической защищенности. Полагает, что срок для проведения указанных в иске работ необходимо заменить до 01.09.2023.
Представитель ответчика МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа», в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Управления образования администрации Очерского городского округа Пермского края ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что с 2019 года было проведено достаточно много работ. В настоящее время не исполнены еще решения суда по другим учебным заведениям. На организацию охраны и оснащение средствами антитеррористической защищенности образовательных организаций, подведомственных Управлению образования администрации Очерского городского округа за период 2019-2021 гг. направлены денежные средства в размере 2525000 руб. на завершение мероприятий по организации безопасности организаций в 2022 г. будут предусмотрены денежные средства в размере 2630000 руб. С учетом того, что в данном направлении ведется работа, необходимые денежные средства на реализацию необходимых мероприятий планируются и предоставляются поэтапно, а ремонт и восстановление периметрального ограждения (забора) являются финансово затратными, считает необходимым установить срок выполнения указанных мероприятий до 31.12.2022.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства-участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.
Утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 года Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7). В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 29). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из принципов, на которых основывается противодействие терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу статьи 3 указанного федерального закона противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании" действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.
В части 1 статьи 9 данного закона устанавливается, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, социальном учебно-воспитательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Согласно пунктам 7.1, 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу положений п.п. 8,9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно п.1 Требований, настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с п.6 Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
Судом установлено, что МБОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа», расположенная по адресу: <адрес>, является образовательным учреждением, что подтверждается представленной лицензией (л.д. 26).
Согласно Уставу образовательного учреждения от 2015 года (п.1.6.), учредителем МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» является Муниципальное образование «Очерский муниципальный район» (л.д.20 оборот).
Согласно постановления администрации Очерского городского округа от 10.01.2020 в Устав МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» внесены изменения: п.п. 1.6., 1.7. учредителем и собственником имущества данной организации является муниципальное образование «Очерский городской округ» в лице администрации Очерского городского округа (л.д.24-25).
По информации МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» состав обучающихся учреждения составляет 65 человек, количество сотрудников 12 (л.д.17).
Из представления прокурора Очерского района Пермского края от 24.06.2021 следует, что в образовательном учреждении частично отсутствует периметральное ограждение (л.д.27-31).
Согласно ответов и.о. начальника Управления Образования администрации Очерского городского округа Пермского края от 14.03.2022, 22.07.2021, 29.09.2021 на представление прокурора от 24.06.2021, следует, что в образовательном учреждении частично отсутствует периметральное ограждение, которое будет устранено к началу учебного года (л.д.10-15, 32, 34-36).
Материалами дела подтверждается, что при проведенной прокуратурой Очерского района, совместно с территориальным подразделением Росгвардии проверки в июне 2021 года, выявлены существенные нарушения в обеспечении безопасности вышеуказанной образовательной организации, в том числе, частичное отсутствие периметрального ограждения. Указанное нарушение не позволяет обеспечить в полной мере объем пропускной и внутриобъектовый режимы школы, исключить бесконтрольное пребывание на территории школы посторонних лиц и транспортных средств.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что именно учредителем и собственником образовательной организации МБОУ «<данные изъяты> ООШ» в силу Устава, указанного выше является именно администрация Очерского городского округа, не принимающая весь комплекс мер, направленных на создание безопасных условий для обучения несовершеннолетних, а также сотрудников учреждения, а именно мер по обеспечению антитеррористической защищенности здания, поскольку до настоящего времени в образовательном учреждении частично отсутствует периметральное ограждение.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Доводы представителя ответчика – администрации Очерского городского округа о том, что Управление образования администрации Очерского городского округа выполняет функции и полномочия учредителя МБОУ «<данные изъяты> ООШ», является главным распорядителем бюджетных средств в отношении данного учреждения, в связи с чем именно на Управление образования администрации Очерского городского округа должны быть возложены обязанности по обеспечению создания условий для антитеррористической защищенности, несостоятельны, поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МБОУ «<данные изъяты> ООШ», обеспечивает финансирование работ в этой области. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Кроме того, из системного толкования положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Среди основных причин неисполнения образовательным учреждением требований законодательства об обеспечении безопасности, антитеррористической защищенности является, в том числе, отсутствие надлежащего финансирования.
Выполнение обязанности по восстановлению периметрального ограждения направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Учитывая, что частичное отсутствие периметрального ограждения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, суд приходит к выводу, что разумным будет срок для исполнения заявленных прокурором Очерского района Пермского края требований о выделении денежных средств, восстановлении периметрального ограждения территории образовательных учреждений до 01.09.2022.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Очерского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на администрацию Очерского городского округа Пермского края обязанность выделить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» в необходимом объеме денежные средства на восстановление периметрального ограждения территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу<адрес>, в срок до 01 сентября 2022 года.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» обязанность по восстановлению периметрального ограждения территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Копия верна: судья