УИД11RS0006-01-2023-011085-49 Дело №21-189/2024
(Дело № 12-84/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании 03 апреля 2024 года в городе Сыктывкаре, Республики Коми жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ- ПЕРМЬ» ( далее по тексту, также – Общество, ООО «ЛУКОЙЛ- ПЕРМЬ») на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного геологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Малаховой О.В. от 29.05.2023 № <Номер обезличен> юридическое лицо – ООО «Лукойл-Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» обратилось в суд с жалобой, согласно которой ходатайствует о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что основанием для привлечения к административной ответственности послужили выявленные Росприроднадзором при проведении проверки нарушения, выразившиеся в несоблюдении проектных документов «Дополнение к технологической схеме разработки Южно-Юрьяхинского нефтяного месторождения Республики Коми» и «Дополнение к технологической схеме разработки Пашшорского нефтяного месторождения РК и НАО)» в пределах участка Найдинский-II в части превышения добычи нефти в 2022 году на 65 %. В соответствии с данными, отраженными в 1-ЛС, на лицензионном участке Найдинский-II находятся месторождения – часть Пашшорского, часть Южно-Юрьяхинского, Юрьяхинское месторождение, при этом последнее разрабатывается на основании проекта пробной эксплуатации, фактический уровень добычи которого не учитывается при рассмотрении вопроса о соблюдении показателей проекта на основании п. 5.3 Правил от 14.06.2016 № 356. В рассматриваемом случае необходимо было руководствоваться п. 5.7 Правил, вместе с тем Росприроднадзор вопреки установленным Правилам произвел подсчет добытой нефти по лицензионному участку, а не по месторождениям. Таким образом, факт отклонения от проектных показателей по добыче нефти на участке Найдинский-II не подтвержден материалами дела и противоречит действующему законодательству.
По итогам рассмотрения жалобы судьей городского суда вынесено решение, которым постановление заместителя начальника отдела государственного геологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Малаховой О.В. от 29.05.2023 № <Номер обезличен> о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Оспаривая законность вынесенных по делу постановления должностного лица надзорного органа и судебного решения, ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» являясь правопреемником ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" (реорганизация в форме присоединения от 01.12.2023) в лице своего представителя Назирова Р.Р. обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, приводя доводы, аналогичные заявленным в суд нижестоящей инстанции при подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должностного лица административного органа. Так, заявитель указывает на то, что вопреки требованиям п.5.7 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, надзорный орган произвел подсчет фактически добытой нефти по лицензионному участку, а не по месторождениям, отмечает, что в рассматриваемом случае, учитывая пересечение нескольких лицензионных участков, план/факт добычи нефти из сведений 1-ЛС не может быть принят за планируемые /фактические показатели, оценка которых производится на предмет соответствия проекту, при таких обстоятельствах факт отклонения от проектных показателей по добыче нефти на участке Найдинский-II не подтвержден материалами дела и свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией; соблюдение требований по рациональному использованию недр (статья 22 Закона о недрах).
Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (статья 23.2 Закона о недрах).
Согласно статье 35 Закона о недрах основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" является владельцем лицензии на пользование недрами СЫК 14936 НР с целевым назначением и видами работ «геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Найдинского-II участка». Лицензия зарегистрирована 01.06.2010 МНР России Федеральным агентством по недропользованию № 5862/СЫК14936НР. Дата окончания действия лицензии 30.04.2035. Указанный участок недр имеет статус горного отвода. Горноотводный акт от 12.02.2013 № 870 к лицензии на пользование недрами СЫК 14936 НР выдан Печорским управлением Ростехнадзора (на части Пашшорского месторождения в пределах Найдинского-II участка). Горноотводный акт от 01.11.2022 N 11-2500-00557 к лицензии (геологическое изучение, включая поиски и оценку месторождений и полезных ископаемых, разведки и добычи углеводородного сырья на Южно-Юрьяхинском месторождении, участке недр Найдинский-II, расположенном на территории Республики Коми). Горноотводный акт от 20.03.2019 N 11-2500-01343 к лицензии (для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых на Юрьяхинском месторождении, расположенном в пределах Найдинского-II участка.
Действующими проектными документами являются:
- «Дополнение к технологической схеме разработки Пашшорского нефтяного месторождения», утвержденное протоколом заседания Тимано-Печорской нефтегазовой секции от 18.11.2022 № 1341;
- «Дополнение к технологической схеме разработки Южно-Юрьяхинского нефтяного месторождения», утвержденное протоколом заседания Тимано-Печорской нефтегазовой секции от 08.06.2022 № 1318;
- «Проект пробной эксплуатации Юрьяхинского нефтяного месторождения», утвержденный протоколом заседания Тимано-Печорской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 26.11.2018 № 1144.
Пунктом 4.3 условий пользования недрами изменений к лицензии определено, что сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованными и утвержденными в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения.
Разделом 7 условий определено, что уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Актом плановой документарной проверки от 24.04.2023 № <Номер обезличен> установлено: - несоблюдение требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в части систематического не выполнения проектных показателей добычи углеводородного сырья на протяжении двух лет с 2021 по 2022 годы; Обществом раздел 7 условий пользования недрами изменений к лицензии на пользование недрами СЫК 14936 НР неисполнен. Согласно данным ФГИС «АСЛН» (по форме 1-ЛС) фактическая добыча нефти в 2021 году составила 13,30 тыс.т., тогда как согласно проекту должна быть 35,10 тыс.т., то есть отклонение составило 62% при допустимом отклонении 40% установленным Правилами разработки месторождений углеводородного сырья, в 2022 году составила 11,32 тыс.т., тогда как согласно проекту должна быть 32 тыс.т., то есть отклонение составило 65% при допустимом отклонении 40% установленным Правилами разработки месторождений углеводородного сырья.
Таким образом, ООО «Лукойл-Коми» не обеспечило в 2021-2022 годах соблюдение требований, утвержденных Техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых в части объемов добычи нефти, тем самым не исполнило требование п. 4.3 и 7 условий пользования недрами изменений лицензии на пользование недрами СЫК 14936 НР.
Факт совершения ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: - протоколом об административном правонарушении от 17.05.2023 № 03-23/УВС-28 юл, в котором подробно изложены обстоятельства совершенного правонарушения, в том числе в части места его совершения – «Найдинский-II участок недр на территории Республики Коми» (не обеспечение в 2022 году соблюдение требований в части объемов добычи нефти); - копией решения о проведении плановой выездной проверки от 09.03.2023 № 01-15/235 в период с 11.04.2023 по 24.04.2023; - копией акта плановой документарной проверки от 24.04.2023, согласно выводам которого на указанном объекте выявлены нарушения: - несоблюдение требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в части систематического не выполнения проектных показателей добычи углеводородного сырья; - копией лицензии на право пользования недрами от 01.06.2010 № 14936 СЫК НР с приложениями.
Доводы, приводимые заявителем в настоящей жалобе, повторяют обстоятельства, на которые представитель ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" ссылался при рассмотрении дела и жалобы, приведенные доводы являлись предметом исследования и оценки должностным лицом юрисдикционного органа и судебной инстанцией.
Оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств совершенного административного правонарушения и доказательств, представленных административным органом в их подтверждение не усматриваю, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5.7 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов от 14 июня 2016 г. N 356 (далее- Правил), в случае, когда часть месторождения выходит за пределы лицензионного участка и находится в нераспределенном фонде недр, другом субъекте Российской Федерации или принадлежит другому недропользователю, допустимые отклонения показателей, характеризующих выполнение технического проекта разработки месторождения, устанавливаются для каждого лицензионного участка месторождения отдельно. Значения допустимых отклонений технологических показателей разработки для каждого лицензионного участка устанавливаются равными значениям допустимых отклонений технологических показателей разработки, предусмотренным настоящими Правилами для месторождений в целом.
В случае, когда месторождение расположено в пределах нескольких лицензионных участков одного субъекта Российской Федерации, принадлежащих одному недропользователю, допустимые отклонения показателей, характеризующих выполнение технического проекта разработки месторождения, устанавливаются в целом по месторождению.
Из представленных в материалы настоящего дела Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» следует, что в пределах лицензионного участка недр Найдинский-II (лицензия па пользование недрами СЫК14936НР) разрабатываются нефтяные месторождения Пашшорское (в административном отношении месторождение расположено в Усинском районе Республики Коми и частично на территории Ненецкого автономного округа Архангельской области) и Южно-Юрьяхинское (в административном отношении месторождение расположено в Усинском районе Республики Коми).
Таким образом, вопреки доводам жалобы юридического лица положения абзаца 2 пункта 5.7 Правил в рассматриваемой ситуации неприменимо, поскольку спорный лицензионный участок не охватывается территорией одного субъекта Российской Федерации.
Кроме того в рамках каждого проектного документа утверждаются основные положения в целом по месторождению, а также в рамках каждого лицензионного участка, когда часть месторождения выходит за пределы лицензионного участка.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" осуществляло деятельность по пользованию недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
При этом, Общество самостоятельно и добровольно, взяв обязательства, приняло на себя риски по их соблюдению. Утвердив проектные документы «Дополнение к технологической схеме разработки Южио-Юрьяхинского нефтяного месторождения» и «Дополнение к технологической схеме разработки Пашшорского нефтяного месторождения Республики Коми и НЛО Архангельской области», Общество должно было определить свои риски и ограничения, с которыми объективно будет связана его деятельность по добыче нефти, в связи с чем должно было провести необходимые мероприятия для обеспечения в 2022 году проектного уровня добычи углеводородного сырья в пределах Найдинского- II участка.
Не обеспечив в 2022 году соблюдение технических проектов «Дополнение к технологической схеме разработки Южпо-Юрьяхипского нефтяного месторождения» и «Дополнение к технологической схеме разработки Пашшорского нефтяного месторождения Республики Коми и НЛО Архангельской области», в части объемов добычи нефти за 2022 год, Общество тем самым нарушило требования и. 2 и п.10 ч. 2. ст. 22 Закона РФ «О недрах», то есть совершило правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, с произведенной должностным лицом административно-юрисдикционного органа и судьей городского суда оценкой доказательств, не свидетельствует о допущении существенных нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Данное дело рассмотрено, и административное наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу не допущено, административный штраф назначен в минимальном размере санкции части 2 статьи 7.3 названного Кодекса.
Постановление о привлечении ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах его полномочий и с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Решение по жалобе на постановление надзорного органа принято правомочным на это судьей. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение решения, по данному делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» оставить без изменения, жалобу правопреемника ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»- ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» – без удовлетворения.
Судья- И.Г.Пристром