Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-93/2024 (2-3246/2023;) ~ М-2361/2023 от 06.06.2023

Дело №2-93/2024,

УИД 76RS0014-01-2023-002345-40

Изготовлено 04.03.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

6 февраля 2024 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Соболевского М.Г.,

при секретаре Петровой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова Алексея Витальевича к мэрии города Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля, комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о понуждении к совершению действий,

установил:

Иванов А.В. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля исковым заявлением к мэрии г.Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии г.Ярославля (далее также – ДГХ мэрии г.Ярославля), просил:

- обязать мэрию г.Ярославля в лице ДГХ мэрии г.Ярославля исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитного участка инженерных тепловых сетей, проходящего в подвале многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в технически исправном состоянии, в т.ч. провести их обследование, составить дефектные ведомости и провести по результатам обследования необходимые ремонтные работы;

- обязать мэрию г.Ярославля в лице ДГХ мэрии г.Ярославля в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных транзитных сетей в подвале многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства. Иванов А.В. является собственником квартиры <адрес>. В подвале данного дома проходят транзитные сети теплоснабжения (транзит до многоквартирного дома <адрес>).

Согласно информации представленной управляющей организацией НАО «Управдом Фрунзенского района» и теплоснабжающей организацией АО «Яргортеплоэнерго» обязанность по облуживанию названной транзитной сеть у данных организаций отсутствует, поскольку к общему имуществу дома и к имуществу теплоснабжающей организации данная сеть не относится.

В силу пунктов 2, 5, 6, 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), в состав общего имущества включаются в том числе оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно п.8 Правил № 491 предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15.12.2009 №14801/08 по смыслу данных норм тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.

С учетом изложенного истец полагает, что спорные сети не входят в состав общего имущества собственников многоквартирного дома <адрес>, в связи, с чем обязанности по их содержанию у собственников отсутствует.

Ссылаясь на положения п.4 ч.1 ст.16, ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.6 ст.15 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст.ст. 7, 98 Устава г.Ярославля, пункты 2.1, 3.1 Положения о департаменте городского хозяйства мэрии г.Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г.Ярославля, истец полагает, что поскольку участок тепловой сети, проходящий через дом <адрес>, не относится к общему имуществу многоквартирного дома 21 и не был передан на обслуживание теплоснабжающей организации, ДГХ мэрии г.Ярославля должен был принять меры по своевременному выявлению спорного участка тепловой сети как бесхозяйного объекта, постановке его на учет и включению в состав муниципальной собственности и для передачи лицу, обеспечивающему ее надлежащее состояние.

Из искового заявления следует, что ненадлежащее исполнение ДГХ мэрии г.Ярославля обязанностей по определению организации, которая должна осуществлять содержание и обслуживание спорного участка тепловой сети при отсутствии доказательств возложения на обслуживающую организацию обязанностей по его содержанию, создает угрозу нарушения прав истца, который вынужден будет нести расходы на устранение аварийного состояния данного участка теплотрассы.

По ходатайству стороны истца к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля (далее также – КУМИ мэрии г.Ярославля).

В ходе рассмотрения дела Иванов А.В. заявленные требования уточнил, просил:

- обязать КУМИ мэрии г.Ярославля осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества участок тепловой сети от наружной стены по <адрес>, до наружной стены по <адрес>, за исключением ответвлений от тепловой сети, к которой присоединена внутридомовая сеть многоквартирного дома <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- обязать ДГХ мэрии г. Ярославля осуществить передачу участка тепловой сети от наружной стены по <адрес>, до наружной стены по <адрес>, за исключением ответвлений от тепловой сети, к которой присоединена внутридомовая сеть многоквартирного дома <адрес> на эксплуатацию до признания права собственности на указанные объекты в течение двух месяцев с момента постановки объектов на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.

Истец Иванов А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов в суде Фролову К.Е., который, действуя на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ДГХ мэрии г.Ярославля на основании доверенности Хватова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва на иск, полагала, что спорный участок тепловой сети является общим имуществом собственников помещений в доме <адрес>.

Представитель КУМИ мэрии г.Ярославля на основании доверенности Дементьева Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что спорный участок тепловых сетей является общедомовым имуществом, собственники помещений в домах <адрес> должны оплачивать содержание данного имущества. Дементьева Е.А. пояснила также, что для исполнения обязанности, которую истец просит возложить на КУМИ мэрии г.Ярославля, 2-3 месяцев будет недостаточно.

Третье лицо АО «Яргортеплоэнерго», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представило письменный отзыв на исковое заявление. Представитель АО «Яргортеплоэнерго» указывает, что по смыслу пунктов 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, граница балансовой принадлежности, по общему правилу устанавливается по внешней стене многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 №305-ЭС-11564).

Представитель третьего лица, ссылаясь на положения пункты 3.6, 3.7, 3.9, 4.1 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 №280 (далее также – СП 124.13330.2012), указывает, что в рассматриваемом случае спор сторон касается трубопровода, проходящего по подвалу данного многоквартирного дома, собственники которого не давали согласие на изменение границ эксплуатационной ответственности, установление границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей за пределами общего имущества многоквартирного дома, через которые осуществляется теплоснабжение иных потребителей тепловой энергии. Спорный участок тепловых сетей предназначен для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в нескольких многоквартирных домах, соответственно, является транзитным трубопроводом.

Представитель АО «Яргортеплоэнерго» также указал, что в ситуации, когда собственниками помещений МКД не принимали спорные тепловые сети, расположенные в подвалах их МКД, использующиеся для теплоснабжения нескольких домов, заявленный участок должен быть отнесен к транзитному трубопроводу, поскольку обратное может привести к необоснованному возложению на собственников помещений в МКД бремени содержания имущества, не являющегося общим, обслуживание которого должно осуществляться специализированной организацией.

Третьи лица НАО «Управдом Фрунзенского района», АО «Ярославские ЭнергоСистемы», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Суд с учетом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, и судом установлено, что истец Иванов А.В. является собственником квартиры <адрес>. В подвале данного многоквартирного дома расположен участок тепловой сети протяженностью от наружной стены данного дома до наружной стены дома <адрес>. На данном участке тепловой сети имеются ответвления, через которые осуществлено подключение тепловой сети, относящейся к общему имуществу собственников помещений в доме <адрес>. Данный участок тепловой сети используется также для теплоснабжения дома <адрес>. Собственник данного участка тепловой сети не определен.

В соответствии с п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 №14801/08, тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что спорный участок тепловой сети используется для теплоснабжения домов <адрес>, суд приходит к выводу о том, что данный участок тепловой сети не относится к общему имуществу собственников помещений в доме <адрес>.

В соответствии с пунктами 1, 3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с пу.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Частью 6 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения (ч.6.1 ст.15 Федерального закона "О теплоснабжении").

С учетом изложенного, принимая во внимание полномочия КУМИ мэрии г.Ярославля, определенные Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, утвержденным решение муниципалитета г.Ярославля от 07.06.2006 №262, а также полномочия ДГХ мэрии г.Ярославля, определенные Положением о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утверждённым решение муниципалитета г.Ярославля от 06.07.2007 №492, суд полагает необходимым возложить на КУМИ мэрии г.Ярославля обязанность принять меры по постановке на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества участка тепловой сети от наружной стены дома <адрес> до наружной стены дома <адрес>, за исключением ответвлений от данного участка тепловой сети, через которые осуществлено подключение тепловой сети, относящейся к общему имуществу собственников помещений в доме <адрес>, возложить на ДГХ мэрии г.Ярославля обязанность осуществить передачу названного участка тепловой сети на эксплуатацию до признания права собственности на данную тепловую сеть.

Исковые требования к мэрии г.Ярославля удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из характера возложенных на ответчиков обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, с учетом требований разумности суд полагает необходимым установить для исполнения обязанности, возложенной на КУМИ мэрии г.Ярославля, срок, равный шести месяцам со дня вступления решения суда в законную силу, для исполнения обязанности, возложенной на ДГХ мэрии г.Ярославля, - срок, равный двум месяцам с момента постановки спорного участка сети на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.

На основании ст.98 ГПК РФ с каждого из ответчиков в пользу истца подлежит взысканию возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины в сумме 150 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые Иванова Алексея Витальевича (паспорт гражданина РФ ) к департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН ), комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН ) удовлетворить частично.

Возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН ) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества участка тепловой сети от наружной стены <адрес> до наружной стены дома <адрес>, за исключением ответвлений от данного участка тепловой сети, через которые осуществлено подключение тепловой сети, относящейся к общему имуществу собственников помещений в доме <адрес>.

Возложить на департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН <адрес>) обязанность осуществить передачу участка тепловой сети от наружной стены дома <адрес> до наружной стены дома <адрес>, за исключением ответвлений от данного участка тепловой сети, через которые осуществлено подключение тепловой сети, относящейся к общему имуществу собственников помещений в доме <адрес>, на эксплуатацию до признания права собственности на данную тепловую сеть в течение двух месяцев с момента постановки данной сети на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.

Исковые требования Иванова Алексея Витальевича (паспорт гражданина РФ ) к мэрии города Ярославля (ИНН ) оставить без удовлетворения.

Взыскать с комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН ) в пользу Иванова Алексея Витальевича (паспорт гражданина РФ ) возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины в сумме 150 рублей.

Взыскать с департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН ) в пользу Иванова Алексея Витальевича (паспорт гражданина РФ ) возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины в сумме 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья                                 М.Г. Соболевский

2-93/2024 (2-3246/2023;) ~ М-2361/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Иванов Алексей Витальевич
Ответчики
ДГХ мэрии г. Ярославля
Мэрия г. Ярославля
КУМИ мэрии г. Ярославля
Другие
НАО Управдом Фрунзенского р-на
АО Яргортеплоэнерго
Житников Никита Сергеевич
АО Ярославские Энергетические системы
Суд
Кировский районный суд г. Ярославля
Судья
Соболевский Михаил Германович
Дело на сайте суда
kirovsky--jrs.sudrf.ru
06.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2023Передача материалов судье
07.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2023Судебное заседание
03.08.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
05.02.2024Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее