№ 5-94/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Сыктывкар 4 февраля 2024 года
Судья Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми Баудер Е.В.,
при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Гончарова Николая Сергеевича, **.**.** года рождения, уроженца ...,
установил:
В Эжвинский районный суд г.СыктывкараРеспублики Коми 04.02.2024 поступил с материалами протокол СР №... от 02.02.2024 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Гончарова Николая Сергеевича, составленный помощником оперативного дежурного УМВД России по городу Сыктывкару.
Как следует из протокола, 02.02.2024 в 23 час. 10 мин. Гончаров Н.С., находясь по адресу ..., при задержании по КУСП №..., №... оказал неповиновение законным требованиям пройти в служебный автомобиль для доставления в дежурную часть УМВД России по городу Сыктывкару, отталкивал руками. Данному гражданину было предоставлено время и возможность для выполнения законного требования сотрудников полиции пройти в служебный автомобиль, на что Гончаров Н.С. ответил отказом. Для преодоления противодействия требованиям сотрудников полиции согласно ст. 20 Федерального закона «О полиции» к Гончарову Н.С. была применена физическая сила (принудительное препровождение в служебный автомобиль).
Действия Гончарова Н.С. должностным лицом УМВД России по городу Сыктывкару по ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив протокол и поступившие с ним материалы, судья приходит к следующему выводу.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении может быть разрешен вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Как указано в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Из предоставленных в суд материалов следует, что они не содержат соответствующих сведений о регистрации в КУСП Отдела полиции № 2 УМВД по г.Сыктывкару сообщения о противоправном поведении Гончарова Н.С. №..., на которое имеется ссылка в протоколе, либо о причастности Гончарова Н.С. к совершению противоправного деяния, указанного в КУСП №....
Отсутствие указанных сведений и документов при рассмотрении поступившего материала в отношении Гончарова Н.С. не позволяет решить в полной мере вопрос о законности требований сотрудников полиции, указанных в протоколе об административном правонарушении, и как следствие, наличия оснований для привлечении лица к административной ответственности по ч.1 ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу требований, предусмотренных частью 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Поскольку совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может повлечь назначение наказания в виде административного ареста, и, учитывая приведенные выше требования законодателя, судья приходит к выводу, что отсутствие сведений о причастности Гончарова Н.С. к совершению противоправного деяния, в связи с которым ему сотрудником полиции предъявлено указанное в протоколе требование, препятствует всестороннему, полному и объективному выяснению всех обстоятельств дела, как того требуют положения ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в установленные законом сроки для названной категории дел.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с «Обзором по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021) недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного в протоколе об административном правонарушении должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в том числе фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, пол, гражданство.
В соответствии с пунктом 4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Поскольку протокол об административном правонарушении СР №... от 02.02.2024, составленный помощником оперативного дежурного Отдела полиции № 2 УМВД по г.Сыктывкару в отношении Гончарова Н.С., не содержит сведений позволяющих идентифицировать лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а именно в протоколе об административном правонарушении не указано гражданство лица, в отношении которого составлен протокол, судья приходит к выводу, что указанные судом недостатки свидетельствуют о неполноте представленных материалов.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что неполнота представленных материалов административного дела с учетом сроков его рассмотрения, установленных частью 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть восполнена при рассмотрении дела, судья в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает необходимым возвратить протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Гончарова Н.С., с приложенными к протоколу материалами должностному лицу УМВД России по г.Сыктывкару для устранения недостатков протокола.
Руководствуясь ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
Протокол об административном правонарушении СР №... от 02.02.2024 в отношении Гончарова Николая Сергеевича, **.**.** года рождения, по ч.1 ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвратить вместе с приложенными материалами должностному лицу – помощнику оперативного дежурного УМВД по г.Сыктывкару для устранения нарушений.
Судья Е.В.Баудер