УИД 53RS0022-01-2022-007128-85
Дело № 2-4748/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2022 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Костяевой А.А.
при секретаре Чаловой О.В.,
с участием представителя истца помощника Прокурора Новгородского района Скирмантас А.А., представителей ответчиков ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Грачевой Е.В., Веселковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Солецкого района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному бюджетному учреждению «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» об обязании оборудовать здание устройством молниезащиты,
установил:
Прокурор Солецкого района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» об обязании совершить определенные действия, в обоснование заявленных требований указав, что в ходе проводимой прокуратурой проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности Солецкого филиала ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», выявлены нарушения, а именно, установлено, что здание филиала №, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано устройством молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003г. № 280 (СО 153-34.21.122-2003), что создает угрозу жизни и здоровью работников и пациентов и иным гражданам, посещающим учреждение, в том числе, несовершеннолетним, чем нарушаются права на защиту жизни и здоровья указанных лиц..
На основании изложенного истец просил суд обязать ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание филиала №, расположенного по адресу: <адрес>, устройствами молниезащиты, с учетом требований Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 года № 280 (СО 153-34.21.122-2003).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Новгородской области, Министерство здравоохранения Новгородской области, Министерство образования Новгородской области.
Представитель помощник Прокурора Новгородского района Скирмантас А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Грачева Е.В., Веселкова Н.А. исковые требования не признали.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Новгородской области, Министерства образования Новгородской области, Министерства финансов Новгородской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст. 20 вышеуказанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу ст. 5.1 указанного Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Во исполнение названного положения закона Правительством РФ издано Постановление от 28.05.2021 № 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно п. 66 указанного Постановления (п. 66 утратил силу с 01.09.2022 года) обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения". Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г.Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.д. (п. 1.1.1, п. 1.1.2).
При этом, в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания.
Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденные приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.
Как указано во введении Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (далее - Инструкция) распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.
В случае, когда требования отраслевых нормативных документов являются более жесткими, чем в настоящей Инструкции, при разработке молниезащиты рекомендуется выполнять отраслевые требования. Также рекомендуется поступать, когда предписания Инструкции нельзя совместить с технологическими особенностями защищаемого объекта. При этом, используемые средства и методы молниезащиты выбираются исходя из условия обеспечения требуемой надежности.
Согласно разделу 2.2 Инструкции по устройству молниезащиты зданий классификации объектов определяется по опасности ударов молнии для самого объекта и его окружения.
Непосредственное опасное воздействие молнии – это пожары, механические повреждения, травмы людей и животных, а также повреждения электрического и электронного оборудования. Последствиями удара молнии могут быть взрывы и выделение опасных продуктов-радиоактивных и ядовитых химических веществ, а также бактерий и вирусов.
Удары молнии могут быть особо опасны для информационных систем, систем управления, контроля и электроснабжения. Для электронных устройств, установленных в объектах разного назначения, требуется специальная защита.
Рассматриваемые объекты могут подразделяться на обычные и специальные.
Обычные объекты – жилые и административные строения, а также здания и сооружения высотой не более 60 м, предназначенные для торговли, промышленного производства, сельского хозяйства.
специальные объекты:
объекты, представляющие опасность для непосредственного окружения;
объекты, представляющие опасность для социальной и физической окружающей среды (объекты, которые при поражении молнией могут вызвать вредные биологические, химические и радиоактивные выбросы);
прочие объекты, для которых может предусматриваться специальная молниезащита, например, строения высотой более 60 м, игровые площадки, временные сооружения, строящиеся объекты.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий медицинских организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденные приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.
Как установлено судом из объяснений представителя истца и материалов дела, Солецкой прокуратурой проведена проверка соблюдения исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности Солецкого филиала № ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», расположенного по адресу: <адрес>; в ходе указанной проверки установлено, что здание устройствами молниезащиты не оборудовано.
Указанное выше здание передано в оперативное управление ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» приказом Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно Уставу ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», утвержденному приказом руководителя Департамента образования и молодежной политики Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № учредителем учреждения является Новгородская область. Функции и полномочия учредителя от имени Новгородской области осуществляет Департамента образования и молодежной политики Новгородской области (в настоящее время – Министерство образования Новгородской области).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; непредставление сторонами истребованных судом доказательств по делу не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам;
Доводы прокурора об отсутствии устройств молниезащиты ничем не подтверждены, так как ранее действующие нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение безопасности зданий также предусматривали устройство молниезащиты зданий и сооружений в соответствии с установленными проектом категориями устройства молниезащиты. Данных о том, что здание построено и введено в эксплуатацию с нарушением данных норм, истцом не представлено.
Поскольку истец в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил в суд доказательств, подтверждающих отсутствие устройств молниезащиты здания жилого дома, техническую возможность установить устройства молниезащиты в помещении, которое занимает учреждение, без реконструкции здания, суд не находит оснований для удовлетворения требования прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Прокурора Солецкого района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному бюджетному учреждению «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» об обязании оборудовать здание филиала №5, расположенного по адресу: Новгородская область, г. Сольцы ул. Ленина д. 17 устройством молниезащиты, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Председательствующий А.А. Костяева
Мотивированное решение составлено 08 декабря 2022 года.