Дело № 12-87/2016
Р Е Ш Е Н И Е
25 октября 2016 года с. Ольховка
Судья Ольховского районного суда Волгоградской области Грошева О.А.,
рассмотрев жалобу главного врача ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» Самсонова К.А. на постановление по делу об административном правонарушении № принятое ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Камышинского, Котовского и Ольховского районов Волгоградской области по пожарному надзору Пригариным А.П., в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Ольховского муниципального района», №, №, юридический адрес 403650, <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 2, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, выслушав законного представителя юридического лица Самсонова К.А., защитника Егорову Е.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением №,112,113,114/2016/7, принятым ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Камышинского, Котовского и Ольховского районов Волгоградской области по пожарному надзору Пригариным А.П., юридическое лицо государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Ольховского муниципального района» (далее – ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч.ч. 2, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ назначено административное наказание по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400000 руб.
В поданной жалобе ставиться вопрос об отмене указанного постановления. Жалоба обоснована тем, что учреждение является бюджетным и из-за отсутствия финансирования находится в бедственном финансовом положении, имеет кредиторскую задолженность в сумме 9693.2 тыс. руб., предприняло все возможные меры: обращалось к учредителю с просьбой выделить денежные средства на выполнение противопожарных мероприятий; заключило договор на техническое обслуживание беспроводной системы извещения о пожаре и обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации; приобретено 23 шт. огнетушителей; приобретены материалы для текущего ремонта, а также знаки К-1.
В судебном заседании законный представитель юридического лица ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» Самсонов К.А. и защитник Егорова Е.В., жалобу поддержали, просили её удовлетворить по указанным в ней доводам.
Лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, главный государственный инспектор Камышинского, Котовского и Ольховского районов по пожарному надзору Пригарин А.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав законного представителя юридического лица ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» Самсонова К.А., защитника Егорову Е.В., проверив материалы дела в полном объёме, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как установлено должностным лицом, и следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, в период проведения плановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ в 11.30 час., выявлены нарушения требования пожарной безопасности, а именно:
- в помещении кладовой (хозяйственный склад) на первом этаже Солодчинской участковой больницы ГБУЗ «ЦРБ Ольховского района» используемый под хранение горючих материалов, эксплуатируются двери, не имеющие нормируемый предел огнестойкости не менее EL 30;
- на первом и втором этажах здания Солодчинской участковой больницы не обеспечено наличие плана эвакуации в соответствии с требованием п.6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001, а именно план эвакуации не выполнен с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов. Вместе с тем, изготовление и применение планов эвакуации в фотолюминесцентном исполнении необходимо осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, т.е. нарушены положения ст.ст. 1, 2, 4, 6 ( в ред. ФЗ №117 от 10 июля 2012 года) Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ, п. 7 ППР в РФ, п. 6,8.19 СП 2.13130.2009, письмо ДНД МЧС России от 11 марта 2014 года №19-1-13-969).
Данные действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Ольховского муниципального района» квалифицированы по ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ.
Так же должностным лицом в ходе указанной выше плановой проверки установлено, что в ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района»
- помещение вентиляционной камеры, расположенное в подвале здания ЦРБ, используется для хранения горючих материалов, а также в качестве раздевалки для пациентов;
- в здании ЦРБ в целом, по этажам и отделениям не обеспечено наличие планов эвакуации в соответствии с требованием п.6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001, а именно планы эвакуации не выполнены с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов. Вместе с тем, изготовление и применение планов эвакуации в фотолюминесцентном исполнении необходимо осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009;
- не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения (склад медикаментов, хозяйственный склад, архив, овощной склад, помещение для временного хранения медицинских отходов) обозначения их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- помещения ЦРБ не защищены соответствующими установками автоматической пожарной сигнализации (АПС), АПС в данных помещениях отсутствуют: 1 этаж детское отделение; хоз.комната и комната дез.средств; раздевалка, расположенная справа при входе в центральную дверь здания ЦРБ; помещение для хранения запчастей в телефонной (серверной).
- в складских помещениях здания ЦРБ, используемых под хранение горючих материалов, эксплуатируются двери, не имеющие нормируемый предел огнестойкости не менее EL30: хозяйственный склад в подвале; помещение для временного хранения медицинских отходов; помещение архива. В электрощитовой и помещении вентиляционной здания ЦРБ эксплуатируются двери, не имеющие нормируемый предел огнестойкости не менее EL 30;
- в повальном этаже ЦРБ размещены склады и кладовые: помещение распределительного теплового узла эксплуатируется для складирования картонных коробок; вентиляционная камера эксплуатируется для складирования горючих материалов картонных коробок; помещение архива; хозяйственный склад; склад медикаментов, т.е. нарушены положения ст.ст. 1, 2, 4, 6 ( в ред. ФЗ №117 от 10 июля 2012 года) Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ, п.п. 7, 20, п.п. Б 23, п.п. Д п.136 ППР в РФ, п.4 НПБ 110-03, п. 6,8.19 СП 2.13130.2009, письмо ДНД МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, что явилось основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении №.
По данному факту, действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Ольховского муниципального района» квалифицированы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, в период проведения плановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 час., в помещении ГБУЗ «Центральная районная больница Ольховского муниципального района» выявлены нарушения требования пожарной безопасности, а именно:
- в помещениях здания «Центральной районной больницы» допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников: Подвал: коридор подвала – 4 шт.; помещение для временного хранения медицинских отходов класса «Б» - 1 шт.; помещение склада в подвале – 2 шт.; лифтерная – 1 шт.; помещение вентиляционной камеры используемое как раздевалка для пациентов – 2 шт.; кабинет охраны труда – 2 шт.; помещение биксов – 1 шт.; помещение магазина – 2 шт.; кабинет зубного техника – 4 шт.; овощной склад – 1 шт.; распределительный тепловой узел – 1 шт.; 1 этаж: комната хранения лекарств – 1 шт.; комната младших медицинских сестер – 1 шт.; сестринская – 1 шт.; хоз.комната скорой помощи – 1 шт.; помещение раздевалки – 1 шт.; телефонная (серверная) – 1 шт.; помещение для хранения запчастей в серверной – 1 шт.; кабинет зам.главного врача – 1 шт.; физиокабинет – 1 шт.; 2 этаж поликлиника: коридор поликлиники – 1 шт.; кабинет зав.поликлиникой – 1 шт.; кабинет УЗИ – 1 шт.; процедурный кабинет – 1 шт.; прививочный кабинет – 1 шт.; раздевалка – 1 шт.; хоз.комната – 1 шт.; 3 этаж терапевтическое отделение: кабинет старшей мед.сестры – 1 шт.; з палата - 1 шт.; сестринская – 1 шт.; Хирургическое отделение: сестринская – 1 шт.; 9 палата – 1 шт.;
- кабели и электропровода имеют видимые нарушения изоляции электропроводов: правое крыло над эвакуационным выходом из подвала провод ведущий к висящей розетке; в открытой ответвительной коробке в помещении вентиляционной; в детском отделении, игровая комната, провод ведущий от розетки к холодильнику;
- электрическая розетка имеет следы повреждения в виде оплавления: в слесарной мастерской в повале здания – 1 шт.; в 12 кабинете на 2 этаже поликлиники - 1 шт.;
- не проведена проверка работоспособности и исправности внутреннего противопожарного водоснабжения: пожарных кранов здания ЦРБ в количестве – 15 шт., организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности в соответствии с требованиями п.п.15 п.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ, Приложения к Постановлению Правительства РФ №1225 от 30 декабря 2011 года;
- аппараты (выключатели), предназначенные для отключения электроснабжения складских помещений в здании ЦРБ, не располагаются вне складских помещений (хозяйственный склад, помещение для временного хранения медицинских отходов) на стене из негорючих материалов или отдельно стоящей опоре. Выключатели расположены внутри складских помещений, т.е. нарушены положения ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ, п.п.А, Б п.42, п.55, п.349 ППР в РФ, п.42 «в» Правил противопожарного режима.
По данному факту, действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Ольховского муниципального района» квалифицированы по ч. 3 ст.20.4 КоАП РФ.
Так же должностным лицом в ходе указанной выше плановой проверки установлено, что в здании ЦРБ не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре), а именно:
- контрольно-приемный прибор (КПП) №1 – горит неисправность, на блоке КПП №1 отключены шлейфы:4 1-й этаж левое крыло; 5 – 1й этаж скорая помощь; 6 – 1й этаж отдел кадров; 7- 2й этаж левое крыло левая сторона; 9 – 2й этаж левое крыло коридор; 12 – 3й этаж левое крыло; 15,16 – пищеблок, прачка, щитовая; на блоке КПП №2 отключены шлейфы: 1- 1й этаж правая сторона коридор; 2 – 2й этаж правое крыло левая сторона; 8- 3й этаж правое крыло правая сторона; 11,12,13,14 – подвал; левое крыло- коридор, левая сторона, правая сторона; 16- подвал крыло коридор;
- запор на двери эвакуационного выхода с лестничной клетки (левое крыло, поликлиника) в здании ЦРБ не обеспечивает возможность свободного открывания двери изнутри без ключа т.е. нарушены положения ст.ст. 4, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ, п.35,п.61 ППР в РФ, п.3 НПБ 110-03, что явилось основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении №.
По данному факту, действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Ольховского муниципального района» квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Таким образом прихожу к выводу, что нарушения требований пожарной безопасности, в деятельности ГБУЗ «ЦРБ Ольховской муниципального района» были выявлены в рамках проведения одной проверки. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» подведомственно одному должностному лицу.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абз. 9 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Определением государственного инспектора Камышинского, Котовского и Ольховского районов Волгоградской области по пожарному надзору Сяткиным А.А. № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об объединении материалов административных правонарушений в отношении юридического лица ГБУЗ «ЦРБ ОМР».
По результатам рассмотрения административного материала главным государственным инспектором Камышинского, Котовского и Ольховского районов по пожарному надзору Пригариным А.П. ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» привлечено к административной ответственности по ч. 2, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 400000 рублей.
Положениями ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Положениями ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Положениями ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 6 названного Закона, государственный пожарный надзор в РФ осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии со ст. 1 названного закона, нарушение требований пожарной безопасности – это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Под противопожарным режимом указанным законом понимаются требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Меры пожарной безопасности определяются как действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. При их соотношении с предыдущим определением можно сказать, что противопожарный режим осуществляется путем принятия мер пожарной безопасности.
Из анализа вышеприведенных норм права вытекает, что нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом, ответственным за их соблюдение, установленных норм, стандартов и правил в области пожарной безопасности.
Признавая юридическое лицо ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 2, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, должностное лицо в обжалуемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ исходил из того, что ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» нарушены требования пожарной безопасности.
Между тем, такие выводы нельзя признать достаточно обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела справки от ДД.ММ.ГГГГ, в плане финансово-хозяйственной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» по ст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» на пожарную безопасность заложены средства в размере 72000 рублей; в распределении проектировок по платны услугам на 2016 год ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств» на приобретение огнетушителей средства заложены не были; в распределении проектировок по платным услугам на 2016 год ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» по ст. 225«Работы, услуги по содержанию имущества» на пожарную безопасность заложены средства в размере 50000 рублей, итого заложено 122000 рублей. За счет собственных средств и средств ОМС в 2016 году произведены затраты на пожарную безопасность в сумме 152,158 рублей.
В материалах дела имеется договор № от ДД.ММ.ГГГГ на обслуживание беспроводной системы извещения о пожаре, договор № на техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации от ДД.ММ.ГГГГ из которых следует, что ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» производило затраты на пожарную безопасность.
Согласно ответу Комитета Здравоохранения Волгоградской области на обращение главного врача ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» Самсонова К.А. по вопросу выделения финансовых средств для проведения ремонта в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, вопрос о выделении дополнительных средств будет рассматриваться после внесения поправок в Закон Волгоградской области «Об областном бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов».
В свою очередь ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» является некоммерческой бюджетной организацией, учредителем которого является Министерство здравоохранения Волгоградской области, финансируется из бюджета и средств ТФ ОМС.
Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных правил пожарной безопасности, суд приходит к выводу, что указанные нарушения правил пожарной безопасности вменены не обосновано и в данной части дело подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного прихожу к выводу, что постановление по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное главным государственным инспектором Камышинского, Котовского и Ольховского районов Волгоградской области по пожарному надзору Пригариным А.П. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» подлежит отмене, а производство по делу – прекращению за отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш ИЛ:
Постановление об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное главным государственным инспектором Камышинского, Котовского и Ольховского районов Волгоградской области по пожарному надзору Пригариным А.П. ДД.ММ.ГГГГ, которым ГБУЗ «ЦРБ Ольховского муниципального района» признано виновным по ч. 2, ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 400000 рублей – отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней с момента его получения.
Судья О.А. Грошева