Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-2728/2023 ~ М-1777/2023 от 26.06.2023

    УИД

Дело № 2-2728/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 сентября 2023 года Кировский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Биллер Е.А., с участием прокурора Носова А.В., представителя ответчика Безматерных Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Горнодобывающая компания» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха,

                                       установил:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Горнодобывающая компания» о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий.

В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства. Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 02 марта 2022 года проведена проверка исполнения ООО «Горнодобывающая компания» (далее также - Общество) законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой установлено следующее. Основным видом деятельности ООО «Горнодобывающая компания» является добыча известняка в северной части Заготовкинского месторождения, расположенного в <адрес>. Для осуществления названной деятельности Общество эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - Заготовкинское месторождение известняка (код объекта ). Объекту присвоена III категория негативного воздействия. В соответствии с инвентаризацией источников выбросов в ходе эксплуатации данного объекта HBOC в атмосферный воздух выбрасывается 58,871 тонн в год по 17 загрязняющим веществам, в том числе азота диоксид, углерод, керосин и другие от 12 источников выбросов. Согласно отчету по форме 2-ТП (воздух) суммарный валовый выброс по всем веществам в 2021 году составил 59,786 тонн. В соответствии с пунктами 1, 2 приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям, по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (далее - Приказ № 811) требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Пунктом 19 Требований предусмотрено, что мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона № 96-ФЗ. В нарушение пункта 19 Требований Общество мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края не согласовало. В целях устранения нарушений законодательства природоохранной прокуратурой 11 марта 2022 года руководителю ООО «Горнодобывающая компания» внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено. В соответствии с письмом Общества от 19 июня 2023 года мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий до настоящего времени с уполномоченным органом не согласованы. С учетом изложенного, руководствуясь статьей 45 ГПК РФ, Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал по доводам искового заявления.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, пояснив, что в настоящее время проводятся мероприятия по устранению нарушений, просил предоставить срок для устранения нарушений до 31.12.2024.

Представитель третьего лица – Западно-Уральского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Третье лицо Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края извещено, представило заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя.

Суд, заслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон № 96-ФЗ) вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 15 Закона № 96-ФЗ в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона № 96-ФЗ в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Частью 2 статьи 19 Закона № 96-ФЗ предусмотрено, порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

В силу ч. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Пунктом 1 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее Требования № 811), установлено, что требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в период НМУ на объектах I, II и III категории определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух.

В соответствии с пунктами 2 и 5 Требований № 811 мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условиях разрабатываются и реализуются юридическими лицами индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Пунктом 6 Требований № 811 установлено, что разработка мероприятий при НМУ проводится на основании: данных документации: инвентаризации стационарных источников и выбросов; результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов; результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017 № 273.

Согласно пункту 19 Требований « 811 мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ.

Согласно материалам дела, Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 02 марта 2022 года проведена проверка исполнения ООО «Горнодобывающая компания» требований законодательства об охране атмосферного воздуха (л.д. 7).

В ходе проведения проверки установлено следующее: основным видом деятельности ООО «Горнодобывающая компания» является добыча известняка в северной части Заготовкинского месторождения, расположенного в <адрес>. Для осуществления названной деятельности Общество эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – Заготовскинское месторождение известняка (код объекта 57<адрес>).

Объекту присвоена III категория негативного воздействие на окружающую среду, что подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет (л.д. 31).

В соответствии с инвентаризацией источников выбросов в ходе эксплуатации данного объекта НВОС в атмосферный воздух выбрасывается 58,871 тонн в год по 17 загрязняющим веществам, в том числе азота диоксид, углерод, керосин и другие от 12 источников выбросов.

Согласно отчету по форме 2-ТП (воздух) суммарный валовый выброс по всем веществам в 2021 году составил 59,786 тонн (л.д. 60-62).

В виду того, что вышеуказанный хозяйствующий субъект относится ко III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, согласование плана мероприятий при НМУ с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края является обязательным.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства на момент проведения проверки отсутствовала разрешительная документация для объекта Заготовскинское месторождение известняка, а именно согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ. Юридическое лицо (ООО «Горнодобывающая компания») в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края с заявлением о получении данного согласования до настоящего момента не обращалось.

11 марта 2022 года старшим советником юстиции природоохранной прокуратуры, внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха (л.д. 63-65).

В настоящий момент проект НДВ и мероприятия по снижению выбросов при неблагоприятных метеоусловиях находятся в разработке, что следует из письма ООО «Горнодобывающая компания» от 19.06.2022 (л.д. 68). Представитель ответчика в судебном заседании подтвердил факт того, что план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при НМУ не согласован.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «Горнодобывающая компания» осуществляет производственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха, в связи с чем, требования межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность устранить указанные нарушения пожарной безопасности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. По мнению суда, указанный срок с учетом характера нарушений, объема мероприятий по устранению нарушений является достаточным, поскольку иск направлен на исключение обстоятельств, обусловливающих угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц и установление более длительного срока может отодвинуть реальную защиту прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, указанными в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку исковые требования удовлетворены, в силу закона истец освобождён от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей в доход бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                              РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ 5903091657) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ 5903091657) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.

          ░░░░░                                                                     ░.░. ░░░░░░░░░░

2-2728/2023 ~ М-1777/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Березниковская межрайонная природоохранная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Горнодобывающая компания"
Другие
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Судья
Терентьева Мария Александровна
Дело на сайте суда
kirov--perm.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.09.2023Предварительное судебное заседание
04.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее